ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия эпохи Возрождения
Характерные черты XV—XVI вв.
Характерные черты XV—XVI вв.
Характерные черты XV—XVI вв. Пантеизм
Характерные черты XV—XVI вв. Индивидуальность
Характерные черты XV—XVI вв. Антропоцентризм
Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Гуманизм
Пико делла Мирандола (1462-1494)
Эразм Роттердамский (1469-1536)
Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Социально-политические концепции
Никколо Макиавелли (1469- 1527)
Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Скеп­тицизм
Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфило­софия
Николай Кузанский (1401-1464)
Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфило­софия
Джордано Бруно (1548—1600)
Галилео Галилей (1564- 1642)
Реформация
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1.84M
Категория: ФилософияФилософия

Философия эпохи Возрождения

1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА № 4.

2. Философия эпохи Возрождения

Расцвет культуры Возрождения (Ренессанс) XV-XVI вв.
Возрождение было связано с переходом от
деревенской к городской культуре и характеризовалось
освобождением
человеческого
разума от догм, расширением свободы и
опорой на древние авторитеты (античность и
раннее христианство).

3. Характерные черты XV—XVI вв.

1. В социально-политическом плане – это период
складывания национальных государств и абсолютных
монархий в Европе, глубоких социальных потрясений и
религиозных войн.
Период изобретения книгопечатания, компаса,
телескопа - расширение исторических, географических
и космографических представлений о человечестве и
Вселенной.
В XV в. общеевропейскую ситуацию определяют —
Италия, Нидерланды и Испания.

4. Характерные черты XV—XVI вв.

2. Философия эпохи, с одной стороны, связана с
понятийными наработками поздней схоластики, и с
другой – с новыми научными открытиями.
Характерные черты философии Возрождения:
пантеизм
человеческая индивидуальность
антропоцентризм.

5. Характерные черты XV—XVI вв. Пантеизм

Пантеизм Возрождения - отрицание божественного
творения, обожествление природы и отождествление ее с
Богом.
Бог философии Возрождения лишается свободы, он «совечен» миру.
Природа - божественное, одушевленное, наделенное всеми
необходимыми силами первоначало вещей.
«Натуральная религия» (Н. Кузанский) - принципы всех
религий одинаково истинны, так как Бог — непознаваем, а
все наши идеи о нем — лишь проекции конечного
человеческого разума и имеют под собой единую
натуральную религию.

6. Характерные черты XV—XVI вв. Индивидуальность

Человеческая индивидуальность состоит в непрерывном
движении — выборе и творческой изобретательности,
самореформировании
посредством
«неподражательного
подражания».
«Гуманизм» (от humanitas (человечность)) - «свойство человека,
которое определяет человеческое достоинство и влечет к
знанию».
Гуманизм данной эпохи отличается прежде всего эстетической, а
не нравственно-этической направленностью.
Studia humanitatis (гуманитарные студии) — комплекс
гуманитарных
дисциплин,
способствующих
воспитанию
человеческого в человеке: это риторика, грамматика, история,
поэзия, этика и философия как сердцевина этих наук.

7. Характерные черты XV—XVI вв. Антропоцентризм

Антропоцентризм ставит человеческую индивидуальность, личность как
творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения
Человек сам распоряжается своим моральным обликом — идея
богоподобия.
Человеческая свобода стоит выше всякой природной необходимости и
превосходит ее — недетерминированность человеческого бытия —
поднимает человека даже выше ангелов.
Греховность человека — обратная сторона величия. Человек ни в добре, ни
в зле не является существом завершенным; перед ним всегда открыт
выбор и к добру, и ко злу.
Задача философии Возрождения - раскрыть гармоническое единство
божественного и природного, небесного и земного в человеке.

8. Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Гуманизм

Франческо Петрарка (1304-1374) – родоначальник гуманизма.
Представители гуманизма: Джованни Боккаччо, Леон Батиста Альберти,
Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др.
Мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического
отношения к официальной религии и ее представителям и главное постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в
мире.
Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя.
Это приводит к изменению морально-этических построений, которыми
должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех
людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения.
Утверждаются
антиаскетические
ценности
и
проповедуется
необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет
говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.

9. Пико делла Мирандола (1462-1494)

Показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а
с другой, — направление, в каком он должен двигаться.
Человек в его философии предоставлен самому себе,
наделен способностью выбирать и совершенствоваться.
Идея его философии – всеобщее согласие философии и
теологии, античной мысли и христианства, каббалы и
магии как различных сторон единой истины.

10. Эразм Роттердамский (1469-1536)

Мотив
творчества

максимальное
выявление
морального
содержания
христианства, возрождение подлинного
духа и простоты истины первых веков
христианства.
«Похвала глупости» (1504) - говорилось о
необходимости радикальной реформы
церкви.
Полемика
с
Лютером
вокруг
фундаментальной
для
того
времени
проблемы свободы воли.
Один из первых отстаивал веротерпимость.

11. Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Социально-политические концепции

Томас Мор (1478-1535) в книге
«Утопия»
предложил
идеал
общественного устройства.
Причину всех народных бедствий он
видел в существовании частной
собственности.
Правильное
общество
должно
основываться на общественной
собственности.

12. Никколо Макиавелли (1469- 1527)

Разрабатывает новую концепцию государства:
исходит из того, что самый мощный стимул
человеческих действий — интерес, более всего
он виден в желании людей сохранить свою
собственность.
Сохранение ее лучше всего обеспечивается
стремлением
к
приобретению
новой
собственности.
Но
тогда
происходит
столкновение интересов различных людей.
Эгоизм людей нужно ограничить - возникает
государство для самозащиты людей друг от
друга,
а
не
от
божественной
воли
(теократические концепции государства).
Принцип государственной морали: «Цель
оправдывает средства». Но не личный интерес
правителя, а «общее благо.

13. Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Скеп­тицизм

Этапы и идеи философии эпохи
Возрождения. Скептицизм
Мишель Монтень (15331592) - истоки подлинного
разумного
философствования — в
классической древности, так
как ей была свойственна
«свобода мыслей».
Монтень призывал к развитию
ума,
личной
убежденности.

14. Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфило­софия

Этапы и идеи философии эпохи
Возрождения. Натурфилософия
Характерные черты:
Пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога.
Идея тождества микро- и макромира и вследствие этого
своеобразное органистическое мировоззрение, трактующие
природу по аналогии с человеком.
Гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности
всего бытия.
Идея самодеятельности материи.

15. Николай Кузанский (1401-1464)

Разрабатывает важнейший методологический принцип
диалектики: совпадение противоположностей в
едином предмете.
Бог не единый творец, который творит все, а единое,
которое становится всем.
Единое не имеет противоположностей, а значит,
тождественно беспредельному и бесконечному.
Мир не бесконечен, так как в центре его находится
Бог, который одновременно его и ограничивает. Но
этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не
имеет пределов, не замкнут.
Человек - особый микрокосмос, как своеобразное
подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в
себе окружающий его мир, подобен ему.
Человеческий ум состоит из системы способностей,
главные - чувства, рассудок и разум.
Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку
- инициативность. Рассудок взаимодействует с
ощущениями, но это характерно и для животных.
Разум (интеллект) - главное отличие человека от
животных.

16. Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфило­софия

Этапы и идеи философии эпохи
Возрождения. Натурфилософия
Леонардо да Винчи (14521519) - научное познание
должно основываться на
опыте и, исходя из опыта,
выявлять причинные связи
явлений.
Бернардино Телезио (15091588) - началом вещей
служит материя, которая
сама по себе пассивна.
Кроме
нее
есть
еще
активные силы — тепло и
холод.
Материя придает вещам
телесность, тепло и холод
дают им свойства и формы.

17. Джордано Бруно (1548—1600)

Философ-бунтарь, воспринял идею
Коперника о том, что не Солнце
вертится вокруг Земли, а наоборот.
Он утверждал, что звезды — это те
же солнца, только очень удаленные
от Земли, и поэтому их свет такой
маленький. Вокруг звезд, как и
вокруг Солнца, кружатся планеты,
и на некоторых из них есть жизнь.
Выдвинул фундаментальную идею
множественности миров.

18. Галилео Галилей (1564- 1642)

Разрабатывал
принципы
механики, сделал ряд важных
астрономических открытий.
Отказался
от
органистическигилозоистических представлений о
природе в пользу геометрическимеханических.
Говорил
о
необходимости
сочетания в научном исследовании
анализа и синтеза.

19. Реформация

Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Томас
Мюнцер (1490-1525).
Следствие Реформации - глубокие изменения в духовнорелигиозной области, политическом ландшафте Европы и в
экономико-социальных структурах.
Протестантизм приводит к становлению новой этики, которая
оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство,
которое становится нравственно обязательным и отражает
стремление человека работать.

20. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

English     Русский Правила