Искусство Китая
Династия Сун Керамика
Живопись
Каллиграфия
Скульптура
Архитектура
Музыка
Театр
Фен-шуй
3.22M
Категория: ИсторияИстория

Искусство Китая

1. Искусство Китая

ИСКУССТВО
КИТАЯ

2.

История Китая, по возрасту несколько
уступающая таким древнейшим
цивилизациям, как египетская и
месопотамская, отличается удивительной
стойкостью и непрерывностью преемственности
культурных традиций. Экспозиция отражает
состав музейной коллекции, которая
насчитывает около 20 тысяч предметов, и
позволяет представить развитие китайского
искусства в хронологическом порядке.
Историография Китая строится по
династийному принципу.

3.

В разделе искусства Древнего Китая
представлены произведения периодов Шан
(16-12 вв. до н.э.), Чжоу (12-5 вв. до н.э.),
Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э.220 г. н.э.), с показа которых открывается
маршрут по залу.
Статуя человека-тигра из Аньяна. Мрамор.
Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Пекин.
Музей Гугун

4.

В Китае с древнейших времен сформировалось особое
мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая
концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной
создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси
Вселенной). В искусстве воплощением этого взаимодействия стал
образ дракона с «пламенеющей жемчужиной», а также сочетание
геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Идею
гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнь
(напоминающий античный меандр), а также восемь триграмм
багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти
декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и
каменных сосудах древнекитайского искусства. Среди
произведений кубки гу для возлияния жертвенного вина периода
Шан, сосуды цзун, выполненные из священного для китайцев
нефрита, четырехгранной формы с триграммами
(символизирующие Землю) и круглые диски би (Небо),
относящиеся к периоду Чжаньго.

5.

В разделе, посвященном искусству периода Хань,
обращают на себя внимание произведения
погребальной пластики, изображающих людей за
разными занятиями и образцы ранней керамики с
зеленоватой поливой. Уникальным
произведением является терракотовая голова
даосского святого с трехлапой жабой на темени.
Традиция создания погребальной терракотовой
пластики продолжилась уже в период
Средневековья, в период Тан (7-10 вв.), когда
государство после нескольких веков
раздробленности объединилось в мощную
империю.
Подставка для влажных кистей.
Китай. 1954 г.
Камень, резьба.

6.

Сосуд для воды.
Китай. XIX в.
Нефрит, резьба, гравировка.
У Вэйфань.
«Тушечница и пластина туши».
Китай. 1954 г.
Камень, резьба, тушь

7.

Периода Хань связан с
распространением
буддизма, который
сливается с
традиционными учениями
– даосизмом и
конфуцианством,
строительством храмовых
комплексов и пагод,
появлением
книгопечатания, первых
образцов фарфора.
Совершенствуется
искусство керамики, о чем
свидетельствуют
изображения воинов,
знатных придворных дам,
верблюдов и лошадей,
созданных в технике
терракотовой пластики и
декорированных
росписью.
Китайский храм Вихарнра Сиен в
Паттайе Паттайя

8.

Стопки для кистей
Китай. XVIII-XIX вв.
Бамбук, резьба, гравировка.
Зимние домики для сверчков.
Китай. XVIII-XIX вв.
Тыква, слоновая кость, резьба.
Китай является родиной фарфора, который до 18
века в Европе называли «китайский секрет».
Развиваясь на протяжении веков, производство
фарфора достигло своего совершенства в периоды
Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С 14 века
создаются изделия, расписанные подглазурным
синим кобальтом, а позже цветовая палитра
усложняется полихромными эмалями и
железными красками. Целый ряд изделий
декорирован в колористических гаммах «зеленого
семейства», «черного семейства» и «розового
семейства».

9.

Особое место в китайской культуре занимает
керамика периода Сун (10-13 вв), отражающая
эстетические и философские принципы чаньбуддизма и даосизма, основанных на
постижении законов бытия не логическим, а
интуитивным путем. Художественный облик
изделий отражал идею «незавершенности»,
«естественности», что проявляется в нарочито
неровных очертаниях и причудливых
свободных потеках глазури. Представлены
изделия разных типов, таких как лунцюань,
цычжоу, цзюнь, имеющих свои стилистические
и технологические особенности.

10. Династия Сун Керамика

ДИНАСТИЯ СУН
КЕРАМИКА

11.

Китай является родиной фарфора,
который до 18 века в Европе
называли «китайский секрет».
Развиваясь на протяжении веков,
производство фарфора достигло
своего совершенства в периоды Мин
(1368-1644) и Цин (1644-1911). С 14
века создаются изделия, расписанные
подглазурным синим кобальтом, апозже цветовая палитра усложняется
полихромными эмалями и железными красками. Целый ряд изделий
декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства»,
«черного семейства» и «розового семейства».

12.

Классическая китайская живопись представлена
горизонтальными и вертикальными свитками, а также
альбомными листами. При этом творческие методы старых
художников были разными: они работали в технике
монохромной живописи тушью, а также в полихромной
водяными красками. Использовали манеру гунби
(прилежная кисть), скорописную и бескостную. Именно в
манере последней создал серию альбомных листов на тему
«цветы-птицы» художник Юнь Шоупин (1633-1690).
Подлинным шедевром является пейзаж в стиле «сухая
тушь» художника Чжа Шибяо (1615-1698), в котором
мастер передает ощущение прозрачности осеннего
воздуха, легкое движение ветвей обнаженных деревьев.
Среди горизонтальных свитков выделяется работа
выдающегося художника 16 века Цю Ина «Поэма о
покинутой жене». Особо ценилась в Китае каллиграфия,
т.е. «искусство красивого письма». Композиция Чжу
Юньмина, выполненная скорописью цаошу, отличается
выразительностью линий, контрастным сопоставлением
насыщенных мазков и беглых штрихов сухой кисти.

13.

1)Неизвестный художник.
«Спрятал за пазуху мандарины, чтобы
угостить мать», «Трудился как
почтительный сын».
Китай. XIX в.
Шелк, тушь, водяные краски.
2)Цю Ин (1494? – 1552?)
«Опьяневший Ли Бо пишет стихи
для императора Сюань-Цзуна».
Китай. Копия.
Шелк, тушь, водяные краски.
2
3)Театральный лубок «Огненная палица».
Китай. Конец XIX-начало XX в.
Бум., цв.ксилография, раскраска.
Печатня Тунъишэндянь.
1
3

14.

Один из разделов музея посвящен
китайскому официальному костюму периода
Цин. Здесь представлены халаты, в декоре
которых отражалась космологическая
символика, квадратные буфаны – знаки
отличия чиновников по рангам, выставлены
женские китайские и маньчжурские кофты,
созданные в технике гобеленного ткачества
кэсы или украшенные сложной вышивкой,
называемой в Китае сюхуа (живопись иглой).
Костюм дополнялся бусами, украшениями
для прически из серебра,
футлярами для длинных
ногтей, которые также
экспонируются в зале.

15.

Китайские табакерки – флакончики для
нюхательного табака, создавались в 18-19 вв. из
самых разных материалов, например камня,
фарфора, стекла. Вызывают удивление табакерки,
расписанные по стеклу изнутри крохотными
кисточками через узкое отверстие в горлышке.
В разделе лаков можно видеть резной «пекинский»
лак, расписной кантонский и фучжоусский
«бестелесный» (т.е. имеющий тончайшую тканевую
основу). Широко в экспозиции представлены
китайские перегородчатые и расписные эмали,
резная слоновая кость, художественная резьба по
дереву и камню.

16.

Люй Хуаньчэн (1630-после 1705)
«Приготовление грибов Линчжи в
горах Суншань». Китай. Копия.
Шелк, тушь, водяные краски.
Ван Чжэнь (Ван Итин, 1866-1938).
«Юцзюнь менял свою каллиграфию на гусей».
Китай. 1920 г.
Бум., тушь.

17. Живопись

ЖИВОПИСЬ
Китайская живопись зародилась в древнем
Китае. В эпоху Тан и Сун создаются наиболее
известные произведения. К мастерам
живописи Китая относятся: У Даоцзы (680 —
740), Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (675
– 741), Ван Вэй (701 - 761), Хань Хуан (723 –
787), Хань Гань (ок.706 — 783), Чжан Сюань
(714—742), Ван Ай(религиозный жанр,
бытовой живописи и портрета), Ся Гуй (1195 1224), Ма Юань (1190 - 1279), Ми Фэй (1051—
1107), Ван Симэн (1096 - ?), Хуэйцзун (1082 —
1135), Чжан Цзэдуань (1085 — 1145), Вэнь Тун
(1019 – 1079), Го Си (1020 – 1090), Янь
Венгуй (кит. 燕文貴, кон. X – нач. XI вв.)

18.

Чжан Сэнъяо. Свиток «Пять планет и двадцать
восемь созвездий», деталь — Сатурн. Осака,
коллекция Абе. В изображении Сатурна видно
индийское влияние: он больше похож на индийского
йога, чем на китайское божество.

19. Каллиграфия

КАЛЛИГРАФИЯ
Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны,
берут начало от древней китайской письменности,
используют одинаковые предметы для работы - кисть,
тушь, бумага, тонкий шелк. На китайских картинах
присутствуют надписи. Древние тексты в стиле
дачжуань (больших печатей) писались на бронзовых
сосудах, распространенных в середине II - середине I
тысячелетия до н. э. В годы правления императора Цинь
Ши-хуанди (III веке до н. э.) для государственных
документов установлен официальный стиль письма
сяочжуань (письмена на малых печатях). В эпоху Хань
официальный стиль письма переходит от сяочжуань в
лишу. В дальнейшем появляются стили кайшу регулярное письмо, синшу - деловое письмо и цаошу травянистый стиль или скоропись. Образцом письма
является стиль дачжуань - модификация стиля гувэнь.
Мастерами каллиграфии были Хуай-су (735?–800?), Су
Ши (1036–1101), Ми Фу (1052–1108) и Хуан Тин-цзянь
(1050–1105), каллиграфы династии Мин: Дун Ци-чань
(1555-1636), Чжан Жуй-ту (1570-1641) и Ван До (15921652).

20.

Китайский набор каллиграф

21. Скульптура

СКУЛЬПТУРА
Найденные при раскопках бронзовые
сосуды свидетельствуют о наличии уже во
2-тысячелетии до н. э. в Китае
скульптурного искусства. Сосуды имеют
разные формы, украшены изображениями
зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров.
Узор заполнял всю поверхность сосуда, не
оставляя пустых мест.
Скульптура Будды в Лэшань,
Сычуань, Китай

22. Архитектура

АРХИТЕКТУРА
Архитектура Китая складывалась тысячелетия.
Традиционная архитектура Китая имеет свои
особенности - архитектурный декор, широкие
изогнутые свесы крыш, наличие внутреннего
дворика с садом, на фасадах, выходящих на улицу,
обычно не было окон, использование красок для
украшения зданий. Особое внимание уделялось
извилистым дорожкам в саду, которые
инкрустировали камешками, цветным песком в
форме иероглифов, сюжетов из народных сказок и
легенд. В древности в Китае считали, что духи не
могут передвигаться по извилистым тропинкам и
коридорам, а двигаются только прямолинейно или
под прямым углом.

23.

Участок Великой
китайской стеный
Храм неба

24. Музыка

МУЗЫКА
Китайская музыка – древнейшее из искусств в
Китае. В китайских исторических памятниках
описаны песенно – плясовых представления,
посвященные сбору урожая и
жертвоприношения духам.
Китайцам издавна были известны ударные и
духовые инструменты. Древнейшими
музыкальными инструментамиы, найденными
на территории Китая, (VII–IV тыс. до н.э.)
были свистульки, костяные дудочки. Известны
шаровидные глиняные окарины, литофоны
(цин), бронзовые колокола (чжун) и другие
музыкальные инструменты.

25. Театр

ТЕАТР
Истоки театрального искусства Китая связаны с народными песнями и плясками. В памятнике
китайского письменности «Шицзин» говорится о существовании в Китае в начале 2-го
тысячелетия до н. э. обрядовых песенно – плясовых представлений, проводившихся во время
молитв духам.
Древнейшими в Китае были кукольные представления, возникшие во времена «Весны и
Осени» (770–475 гг. до н. э.). Первые куклы были деревянными, позже - вылепленные из глины.
Для представлений лепились куклы воинов, хранителей, животных в натуральную величину.
В эпоху Чжоу (XII—III века до н. э.) были распространены пантомимы, цирковые
представления байси («сто игр») с поэтическими текстами.
В Танскую эпоху (618–907 гг.) были распространены уличные представления. Их сюжеты
брались из романов своего времени. Игрались фарсы «игра о цаньцзюне», в X—XII веках цзацзюй («смешанные представления») и пьесы «юаньбэнь». В фарсах было несколько
несколько частей, в которых участвовало около 5 действующих персонажей. В эту-же эпоху в
Китае зародился театр теней, ставший одним из символов Китая. В эпоху Сун (960–1279) театр
теней достиг расцвета и распространился по всей территории Китая.
На рубеже XI—XII в Китае возник жанр «наньси», объединяющий элементы фарсов-цзацзюй и
песенно-танцевальных форм. В форме театральных постановок с прозаическими частями и
музыкальными ариями игрались прозо-поэтические сказы чжугундяо (XII—XIII века).
В XIII-XIV веке в Китае игрались драмы цзацзюй, для которых характерно деление пьесы на 4
акта и вводную сцену — сецзы. Акты пьес строились на пении персонажа. Свой вклад в
драматургию внесли Гуань Ханьцин (пьеса «Обида Доу Э»), Ван Шифу («Западный флигель»),
Бо Пу («Дождь в платанах»).
Особенностью искусства театрального актёра в Китае было аллегорическое использование
театрального реквизита, игра с воображаемыми предметами. Один и тот-же предмет в
зависимости от ситуации изображать стол, гору, алтарь и др.
В 1930-е годы в Китае начали ставить пьесы русских и западноевропейских драматургов:
«Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Нора» Г. Ибсена.

26. Фен-шуй

ФЕН-ШУЙ
Фен-шуй зародилась в Китае
более 3000 лет назад. Фен-шуй
— китайское искусство,
связанное с сохранением
природы, обустройством
жилища человека, его
самосовешенствованием и
достижением земных и небесных
благ.
Указанные задачи достигаются
через философские
обоснованиям китайских
мудрецов об окружающим мире.
Даосские мудрецы
идеализировали природу,
занимались поисками гармонии
в созвучие с космосом. В
воззрениях на природу ими
привлекались религия
(даосизм), алхимия,
естественные науки. Ими
считалось, что все в мире
взаимосвязано.

27.

Работа студента группы 4Р0
Коротченко Н Д
English     Русский Правила