9.74M
Категория: ИскусствоИскусство

Творчество передвижников

1.

Русское искусство XIX в.
ЖАНРОВАЯ
ЖИВОПИСЬ
второй половины XIX в.
Творчество
передвижников
И.Н. Крамской
В.Г. Перов

2.

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ
В русском искусстве второй половины XIX века огромную роль сыграло
Товарищество передвижных художественных выставок, в уставе которого
говорилось о том, что выставки должны помочь провинциальным жителям
познакомиться с русским искусством, а также развить любовь к искусству в
обществе.
Главным художественным принципом Товарищества был реализм (позднее
критический реализм), или «правда жизни», как говорили передвижники. Для
них было важно отразить национальное своеобразие русской жизни и русского
искусства. Быть верным действительности для художника реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта,
обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров.
Картины передвижников заставляли задуматься над общественными
вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.
Одним из аспектов проблемы национальной специфики было постижение
русского характера или типа.

3.

ЖАНРОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕРЕДВИЖНЫХ
ВЫСТАВОК:
1.
ПЕЙЗАЖ. Художники А. К.Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А.
Васильев, В. Д. Поленов, И. К. Айвазовский и др.
2. БЫТОВОЙ ЖАНР: от «хоровых сцен» - многофигурных шествий, гуляний,
свадебных церемоний до картины-рассказа с небольшим количеством
действующих лиц . Художники В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. М. Максимов, Н. В.
Неврев и др.
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР. Художники И. Е. Репин, В. И. Суриков,
В.Д.Поленов и др..
4. ПОРТРЕТ. Художники И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Касаткин, Ярошенко и др..
5. СКАЗОЧНО-БЫЛИННЫЙ ЖАНР. Художник В.М.Васнецов.
Выразителями передвижнических идей в художественной критике явились В.
В. Стасов и И. Н. Крамской (он и основоположник).
Всего до 1917 г. прошло 45 выставок Товарищества; последняя, 48-я была
устроена в 1923 г.

4.

Василий Григорьевич ПЕРОВ
(1834 - 1882)
- русский живописец, один из членовучредителей Товарищества
передвижных художественных
выставок.
Вначале учился в Арзамасской школе
живописи, а потом поступил в
Московское училище живописи, ваяния
и зодчества.
Позы, жесты и мимика этих героев
кажутся немного нарочитыми.
Перов превосходно отразил в живописи
нравы и типы, взгляды и интересы
своей эпохи. Его творчество оказало
влияние на современников и на
последующие поколения художников.

5.

«Сельский крестный ход на Пасхе»

6.

«Сельский крестный ход на Пасхе»
вызвал у публики разные реакции: от негодования до полного согласия с видением
художника. Из кабака вываливаются пьяные участники праздничного шествия,
среди них и сам священник. Хмурый пейзаж усиливает ощущение беспросветного
мрака, грязи, тоски. Это полотно запечатлело унылую картину убожества
русской деревни.

7.

«Чаепитие в
Мытищах»
Разжиревший,
самодовольный поп
пьет чай за
столиком на
свежем воздухе. Он
не замечает
стоящих рядом
нищих - босоногого
мальчика и
солдата. Калеку с
боевой наградой на
старой шинели
грубо отталкивает
от стола
прислужница.

8.

«Проводы покойника»
Согбенная фигура вдовы крестьянина показывает, что ее горе безутешно, а
безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности
несчастных героев в пустынном холодном мире.

9.

«Тройка. Ученики мастеровые везут воду»

10.

«Утопленница»

11.

«Последний кабак у заставы»

12.

«Портрет драматурга
Л. Н. Островского»
(1871)
В портретах художник
стремился как можно
точнее передать и
внешний облик, и
особенности личности
героя.
Островский изображен в
домашней одежде. Он
внимательно глядит на
зрителя и, кажется, сейчас
вступит в разговор.

13.

«Портрет
Ф. М. Достоевского»
(1872)
Руки сцеплены у колен,
взгляд направлен чуть
выше сомкнутых пальцев,
но, в сущности, обращен
внутрь себя (в этот период
писатель работал над
романом «Бесы»).
В облике Достоевского
подчеркнута почти
болезненная
напряженность.

14.

«Птицелов» (1870)
Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьезной идейной или
социальной нагрузки. Художник изображал ничем не примечательных людей,
поглощенных любимым занятием.

15.

«Охотники на привале» (1871)

16.

«Рыболов» (1871)

17.

Иван Николаевич
КРАМСКОЙ
«Автопортрет» (1867). К
зрителю повернуто умное и
волевое лицо с пристальным
взглядом.
(1837 - 1887)
-русский живописец и график - писал портреты и
картины на евангельские сюжеты. Он родился в
маленьком городе Острогожске в семье мелкого
чиновника, окончил четырехклассное училище, был
переписчиком, подмастерьем иконописца,
ретушером у фотографа, затем приехал в Петербург
и поступил в Академию художеств. Крамской немало
времени уделял исполнению заказов, писал
множество портретов.
Крамской помог сплотиться художникам,
ощутившим, насколько устарели академические
правила, выразил в речах, статьях и письмах
потребность в новом искусстве, которое отражало
бы реальную жизнь.

18.

Славу Крамскому принесла работа «Христос в пустыне» (1872)
Образ Христа был
символом
нравственного
подвига,
готовности к
жертве во имя
людей. Крамской
хотел изобразить
героя,
совершающего
нелегкий выбор и
предчувствующего
трагическую
развязку.

19.

«Портрет Л. Н.
Толстого»
(1873)
Удивительное сходство одно из достоинств
этой работы. В ней
прочитываются важные
свойства личности
писателя: глубокий
ясный ум, воля,
спокойная уверенность.
Основное внимание
художник уделил лицу.
Руки не закончены, за
свободными сборками
блузы не ощущается
тела.

20.

«Неизвестная» (1883)
Молодая женщина в мехах и бархате с высокомерным выражением лица едет в
прогулочной коляске по Невскому проспекту. Однако в лице героини можно
увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму.

21.

Портреты художника Шишкина (1880 и 1873)

22.

«Мина Моисеев»
(1882)

23.

«Пасечник» (1872)
English     Русский Правила