Похожие презентации:
Коммодизация современного театра (Б.Кершоу)
1. Коммодизация современного театра (Б.Кершоу)
КОММОДИЗАЦИЯСОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА
(Б.КЕРШОУ)
Выполнила: студентка 22 группы,
факультета ФСК
Чертова Анастасия
2.
Как и любая другая сферасовременного искусства, театр был
затронут явлением коммерциализации.
Коммодизация культурного потребленияэто обретение товарной формы.
Это явление, а также некоторые
особенности современных театров и их
зрителей исследовались английским
социологом Б.Кершоу.
3.
Он обратил внимание на высокуювзаимосвязь
архитектуры
театра
и
социального контекста в прошлом – так, еще
в XIX в. самыми престижными и дорогими
местами были не те, откуда удобно смотреть
спектакль, а где можно демонстрировать
«себя», свой костюм и т.д. Б.Кершоу также
подчеркивал
необходимость
проводить
различие между «театром» (как институтом,
зданием,
способом
производства
представлений) и «спектаклем» (конкретным
живым представлением, действием).
4.
Театр– особый вид искусства, дляпотребления которого люди добровольно
лишают себя подвижности на все время
спектакля; в театре бывает даже неловко уйти во
время представления.
5.
Спектакль, зрелище, вообще говоря,подразумевает пассивную аудиторию.
Особенности спектакля в том, что зрелище
захватывает людей, собравшихся в одном месте;
незнакомые люди становятся единым целым,
переживающим представление; устанавливается
взаимосвязь между театром как институтом и
функциональностью спектакля как уникального
действия. Если спектакль достигает своей цели,
зритель перестает быть пассивным, что можно
назвать коллективной силой спектакля. Уже не
зрители потребляют спектакль, а спектакль
потребляет зрителей для производства самого
себя.
6.
Б.Кершоу отмечал, что во всемобществе конца ХХ в. выросла роль
представления, спектакля. Наблюдается
«спектаклизация», «театрализация» всей
современной культуры (например, это
характерно для туризма, показов модной
одежды и пр.).
В «спектаклизированном» обществе
человеческие взаимодействия сложно
структурированы на основе использования
методов и границ театральной постановки.
7.
На фоне «спектализации общества» дляБританского театра были характерны две
тенденции: государственная поддержка и
коммодизация. Театр в Англии был в
значительной
степени
субсидирован
государством вплоть до 1980-х годов, целью
чего была защита его от рыночных сил и
сохранение "высокого искусства". Хотя
пропагандировалось «высокое искусство для
народа», демократизировался репертуар, но
элитный характер театра сохранялся.
8.
В 1980-х годах, с приходом в политикуМ.Тэтчер, возникают требования ориентировать
театр на рынок, на запросы потребителя и
снизить государственные дотации. Возникает
борьба
между
традиционными
и
постмодернистскими
эстетическими
ценностями;
между
элитизмом
и
демократизмом; между субсидиями и рынком.
Происходит переход власти от производителя к
потребителю.
Театр
должен
был
стать
более
разнообразным, приближенным к запросам
зрителей, преимущество отдавалось малым
профессиональным группам, а не огромным
театрам.
9.
Возникает новый класс потребителейтеатра – технологический, электронный
средний класс в обществе изобилия, как
социальная база для новой экономической
базы сектора услуг. Как уже отмечалось
выше, посетители театров, галерей и т.д.
теперь
становятся
«потребителями
искусства». Искусство превращается в
индустрию, театр – в бизнес-компанию, в
фирму. Растет число потребителей, объем их
свободного времени и доходы, что
обеспечивает увеличение спроса на услуги
сферы культуры.
10.
Спектакль,искусство
становится
товаром сектора услуг. Теперь происходит
перемещение власти от производителя
искусства (творца), к его потребителю,
который может навязывать свои вкусы,
выбирая то, что он желает смотреть, и голосуя
деньгами за то, что ему нравится. Критерием
успеха становится спрос, прибыль, а не
эстетическое качество спектакля.
11.
Теоретическое осознание такогосдвига было противоречивым. Оно
требовало признания плюрализма,
отрицания
гегемонии
«высокого
искусства», согласия с идеей, что
искусство ничем не отличается от
других товаров сферы услуг.
12.
Коммодизация театра повлекла за собойнекоторые важные изменения не только в
искусстве, но и в социальных аспектах
потребления, среди которых нужно отметить такие:
• появилась
возможность
«вторичного
потребления» спектакля, когда обладание
артефактами (сувенирами и пр.) может быть
важнее и культурно значимее просмотра, и даже
заместить его опыт;
• на смену доминированию в театре среднего
класса пришла неоднородная аудитория, что
было особенно заметно в Лондоне, где много
туристов;
• эта тенденция была усилена стиранием границ
между театром и смежными искусствами.
13.
Вследствие отмены государственнойсубсидии английские театры в 1980-х
годах стали расширять свою аудиторию.
Появилась активная реклама в разных
СМИ, пункты продажи, заказ и доставка
билетов и т.д. Многие театры создали
свои логотипы, то есть фактически бренды. Покупка билетов стала проще
при развитии компьютеризации и
кредитных карт. Ценовая политика
театров активно использовала скидки,
подписки и т.п. для завоевания рынка.
14.
Главной целью этой политики былоувеличение доступности посещения театра,
расширение
аудитории
за
счет
стимулирования
походов
в
театр
"нетеатралов", а также повышение доходов.
Театр перешел от концепции «очага
искусства» к комфорту и гостеприимности появились бары, рестораны, музыка и кабаре
в фойе, показ фильмов и пр. Возникает много
новых небольших трупп, ориентированных на
разные зрительские интересы.
15.
В репертуаре тоже происходятизменения: с одной стороны, очевидна
тенденция к популизму, уменьшение
числа постановок классики и увеличение
– музыкальных спектаклей, с другой быстрое обновление репертуара (в
начале 1980-х оно составляло 5% в год, в
конце - 20%).
16.
Сгладились различия между разнымисекторами театра – возникло совместное
финансирование, альтернативные группы
стали выступать в классических театрах,
национальные постановки вывозились на
Бродвей и пр. Участие «звезд» в спектаклях
становится только внешним символом
высокого уровня спектакля, безотносительно
актерского мастерства.
17.
Рост производства фильмов, кассет, видео, кино,аудио понижает исключительность театра, делает его
более «дружелюбным» и понятным. Если раньше
потребитель мог унести домой только программку,
теперь появилась разнообразная продукция - майки,
бэджи, постеры, открытки, кассеты, видео - которые
можно купить и взять домой в качестве сувенира. Эти
дополнительные символы также стали частью услуг
театра. Представление само по себе оставалось только в
памяти, но оставались материальные свидетельства
посещения, позволявшие позже переживать его еще раз.
Нетолько театры, но и самые знаменитые спектакли
приобрели собственные логотипы (например, «Фантом
оперы» и т.д.). Театр становится культурно доступнее,
возникает плюрализм его восприятия, появляются
настоящие «коллекционеры» спектаклей и сувениров.
18.
Все названные процессы привели кснижению социального статуса театра как
символического блага, усиленному вторичным
потреблением
(сувениров
и
т.п.)
и
репродуцированием
спектаклей
(видеосъемка).
19.
Исчезновение узкой специализированнойаудитории,
взаимосвязи
театра
со
специфической социальной группой привело к
падению авторитета театра. Если раньше одной
из важнейших функций театра социологи
неомарксисты П.Альтюссер и А.Грамши считали
его использование средним классом для
укрепления своей власти, основанной на
социальной иерархии, теперь средний класс уже
не может использовать театр для укрепления
своих
позиций.
Спектакль
становится
фрагментом демократии, популизма, его уже
трудно использовать как специфический ресурс
группы со специальными интересами. Власть
театра сменяется властью аудитории.