Похожие презентации:
Моральные дилеммы в деятельности практического психолога: подходы к разрешению
1. МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА: ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ
Папапанайоту Д.Г.Ямсков В.А.
2.
Моральная дилемма (от греч. Di (s) –дважды и lemma – предположение) – это
ситуация, в которой человек сталкивается
с двумя возможностями, при этом выбор
одной из них нарушает один набор
моральных предписаний, а выбор другой
нарушает другой набор.
3.
Этическое пространство психолога, насыщенноенравственно-ценностными противоречиями и
многочисленными этическими ситуациями, ставит
перед психологом морально-этические задачи
разной степени сложности и «доступности»
решателю.
Решение психологом морально-этических задач
можно рассматривать в двух контекстах:
1) когда моральное противоречие другого человека
становится предметом профессионального
мышления психолога и
2) когда психолог сам находится в ситуации
сложного морального выбора.
4. Морально-этическая задача
Психологическая система, обязательнымикомпонентами которой являются:
а) исходное нравственно-ценностное противоречие
(конфликт между желаемой целью и средствами ее
достижения; противоречие между социально заданной целью и
личными мотивами; конфликт между долгом и
профессиональными ценностями, эмоциями и убеждениями,
желаниями и совестью и т.д.).
б) желательное состояние потребностного
будущего (опосредованный ценностями профессиональной
культуры целенаправленный анализ и понимание моральной
дилеммы, позволяющие вынести моральное суждение и
осуществить в ментальном плане моральный выбор –
представление о том, что должно быть получено в результате
решения морально-этической задачи).
5. К числу специфических особенностей морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога относятся:
проблемно-конфликтный характер условия имногомерная смысловая структура задачи,
«отрыв» морального суждения от морального
поведения и нравственного поступка решателя,
зависимость понимания моральной задачи от
интеллектуальных и личностных характеристик всех
участников этической ситуации,
отсутствие готовых алгоритмов решения моральноэтических задач различных типов,
отсутствие четких критериев правильности
морального выбора.
6.
7. Моральная дилемма как морально-этическая задача
Моральная дилемма как моральноэтическая задачаЗадача, сопровождающаяся выраженным
моральным дискомфортом, не имеющая
однозначного, «правильного решения», а иногда не
имеющая решения вовсе.
«Принимая решение об осуществлении действия,
человек осознанно сопоставляет, взвешивает,
соизмеряет различные мотивы. Каждый выбор здесь
трагичен, поскольку решает дилемму между
мотивами. Трагизм в том, что субъект стоит перед
задачей, с одной стороны, жизненно важной, а с
другой – логически неразрешимой…» (Ф.Е.Василюк)
8. Пример 1
«Свопросом «что мне делать?» к психологу обратилась 44летняя женщина, беременная третьим ребенком. Она
рассказала о том, что ее супружеская жизнь является
«сплошным мучением». Муж – алкоголик, давно не работает,
лечиться не хочет. Живут очень стесненно в однокомнатной
квартире на ее зарплату медсестры в областной
поликлинике. Старшие дети с каждым годом все больше
«уходят», учиться не хотят, часто не ночуют дома. Родственников
нет и рассчитывать на помощь со стороны не приходится.
Несмотря на то, что беременность не была запланированной,
расценивает ее как «послание Бога». Врач, который
осматривал женщину, порекомендовал прервать
беременность, ссылаясь на возможные осложнения. Какое из
профессиональных решений в данной ситуаций будет
оптимальным?».
9. Пример 2
«В кабинет психолога пришел совсем уже немолодойчеловек, который рассказал о своей причастности к
карательным мерам против невинных жертв во время
фашистской оккупации. Во время войны деморализованный,
страдающий от голода и страха, он, совсем еще мальчишкаподросток оказывал содействие фашистам. Он признался,
что однажды совершил особо зверское преступление: он
помог согнать в дом большое количество евреев, которых
затем подожгли и наблюдали за тем, как те горят. Придя на
прием к психологу, он надеялся получить прощение прежде,
чем умрет. Психолог не откликнулся на запрос клиента и
попросил его уйти. Прав ли психолог? Что в этой ситуации
является оптимальным профессиональным решением?».
10. Моральная дилемма – имеет различные «слои» противоречий.
бытийные противоречия – юридические, моральные,нравственные.
в этической ситуации присутствует столкновение
разнонаправленных интересов ее участников, то
есть морально-этическую задачу можно
рассматривать с психологической позиции разных
участников морального конфликта и,
соответственно, типов их индивидуальной морали.
моральная дилемма может быть представлена во
временном развитии морального сознания всех
участников этической ситуации (изменения со
временем).
11. Сложной является и попытка определить способы решения моральной дилеммы.
условия поставленной дилеммыпредставляют собой лишь эмоционально
окрашенный со стороны клиента фрагмент
этической ситуации.
оценить последствия принятого в ментальном
плане морального решения не
представляется возможным до тех пор, пока
этот выбор не будет осуществлен в реальной
жизни.
12. Пути решения:
1)ортодоксальный или безапелляционный тип решения(решатель придерживается одной точки зрения и, несмотря
на различные контраргументы, всячески придерживается
ее);
2)сомневающийся или колеблющейся тип решения
(решатель попеременно анализирует предложенные
альтернативы и способы промежуточного решения,
снимающие остроту дилеммы);
3)«уходящий» тип решения (осознанная или
неосознаваемая невосприимчивость к содержанию
моральной дилеммы).
13. Из чего следует исходить при решении таких задач:
1. Моральная дилемма – сложный этический концепт, анализкоторого может строиться на ряде допущений, состоящих в том,
что:
не существует единственно правильного решения моральной
дилеммы, ведущего к Истине;
при, несомненно, высокой роли личностной активности
человека существуют дилеммы, ориентированные в своем
разрешении на моральный компромисс («из двух зол выбирают
меньшее»), а иногда не подлежащие разрешению вовсе;
человек сам принимает оптимальное для себя решение,
разворачивая ситуацию в сторону личностного развития,
регрессируя или отстраняясь от морального выбора.
14.
2. Преодоление неопределенности моральнойдилеммы через смещение цели консультативного
взаимодействия.
Продуктивным является обсуждение отдельных
фрагментов моральной дилеммы и переориентация с
вопроса «Какой вариант разрешения моральной
ситуации может быть идеальным для данного клиента?»
на вопросы «Что клиент ждет в этой ситуации от
психолога?» и «Что я как психолог могу в этой ситуации
ему дать?».
3. Движение от моральной «слепоты» к коррекции
нравственно-ценностных структур.
15.
4. Различия в этических системах и моральныхустановках психолога и клиента не являются
препятствием для продуктивного диалога.
5. Присутствие как ресурс преодоления морального
противоречия.
6. Переживания моральной дилеммы как
диагностическая составляющая процесса
разрешения моральной дилеммы.
7. Рефлективная оценка собственной
профессиональной позиции - «А как бы решал эту
дилемму я?».
8. От понимания психологом моральной дилеммы к
самопониманию клиента.
9. Расширение когнитивных возможностей.