Похожие презентации:
Ценности в философии. (Тема 10)
1.
• диалектика–потребностей,
–интересов,
– целей,
–идеалов,
–норм
– ценностей
2. Потребности
• Потребности можно определить как нужду в чемлибо, объективно необходимом для поддержанияжизнедеятельности и развития организма,
человеческой личности, социальной группы,
общества в целом.
• Потребности являются внутренним побудителем
активности человека, способствуют развитию его
деятельности.
• Потребности делятся на биологические и чисто
человеческие: поиски истины, жажда любви и
братства, жажда власти, тщеславие, жажда
созидать и разрушать.
• Неудовлетворенные потребности ведут к утрате
душевного здоровья
• Потребности динамичны, изменчивы, на базе
удовлетворенных возникают новые
3. На основании потребностей у человека проявляется интерес к чему-либо.
• Интерес - это отношение личности кпредмету как к чему-то для нее ценному,
привлекательному.
• Интерес - реальная причина социальных
действий, лежащая в основе
непосредственных побуждений - мотивов.
• «важно», «интересно» - такого рода оценки
направлены не столько на объект, сколько на
самого индивида, его потребности, духовные
запросы. .
4. жизнь невозможна без целей
• Цель - это идеальное, мысленноепредвосхищение результата деятельности.
Целеполагание - преимущество человека. .
• Деятельность компьютеров и разнообразных
электронных устройств целеисполнительна,
и только деятельность человека
целеполагающа. Подражания и инстинкты у
животных.
• Безцелье и многоцелье
• Основой формирования, зарождения и
полагания целей являются разнообразные
интересы, потребности человека.
5.
• Идеал - это образец, прообраз, нечтосовершенное, высшая цель стремлений.
• Идеалы, живые и действенные высокие
представления и цели, могут приобретать
большую практическую силу.
• Собственные результаты деятельности
соотносятся с идеалами
• на идеалах во многом строится обучение и
воспитание подрастающих поколений в
обществе
6. Норма есть правило, признанные обществом и заданное для исполнения его членам.
• Любая норма включает четыре основныхэлемента:
– содержание - действие, являющееся объектом
регуляции;
– характер - то, что данная норма разрешает
(предписывает) или запрещает;
– условия приложения - обстоятельства, в
которых должно или не должно выполняться
действие;
– субъект или группа людей, которым адресована
норма.
• Различают социальные, юридические,
моральные, логические и другие нормы.
7.
• Ценности - это явления как материального,так и духовного характера, обладающие
положительной значимостью, то есть
способные удовлетворять какие-либо
потребности человека, сообщества людей,
служить их интересам и целям.
• Ценности бывают: материальные и
духовные, положительные и отрицательные,
относительные и абсолютные, объективные
и субъективные.
• По мнению И. С. Нарского, материальные
блага являются лишь средством движения к
подлинным ценностям. Подлинные же,
главнейшие ценности — это человек,
счастье человека, свобода, добро и т.п.
8. Оценка и переоценка
• Тот, кто оценивает, формулирует суждение ополезности или вредности, необходимости
или ненужности того, что оценивается.
• переоценка свершившихся ранее событий
прошлого производится изменившимся
субъектом или иным субъектом
9. Жизнь как ценность
Жизнь как ценность
смысл жизни как:
- эвдемонизм - счастье, блаженство
- гедонизм (от греч. hedone - наслаждение)
- аскетизм состоит в отречении от мира,
умерщвлении плоти;
- аскетизм состоит в отречении от мира,
умерщвлении плоти;
- утилитаризм - жить - значит из всего
извлекать пользу;
- этика долга состоит в самопожертвовании,
альтруизме во имя каких-то идеалов.
10. Смысл жизни и смерти
• Человек - единственное живое существо,которое осознает свою смертность и
способен размышлять о ней
• утрата смысла жизни может привести к
нравственной, а порой и физической гибели
человека.
• Цель и смысл жизни личности тесно связаны
с социальными идеями и действиями,
определяющими цель и смысл всей
человеческой истории, общества
• Перевоплощение души (буддизм) и
бессмертие (христианство)
11. Эпикур призывал не бояться смерти
• «если человек живет, тосмерти нет, если смерть
наступила, то его уже нет»
• философия исходит, прежде всего, из
самоценности и самоцельности
человеческой жизни
12. Смысл жизни
• смысл и ценность человеческой жизниследует из социальной сущности человека
• Именно поэтому призвание, назначение,
задача всякого человека - всесторонне
развивать все свои способности, внести свой
личный вклад в историю, в прогресс
общества, культуру
• смысл жизни человека - в самореализации
личности, в потребности человека творить,
отдавать, делиться с другими, а может быть
и жертвовать собой ради других.
• чем значительнее личность, тем больше она
оказывает влияние на окружающих людей
13. биологическая продолжительность жизни человека
• индивидуальное чередование жизней какусловие существования человечества
• возвращение к жизни людей, находившихся
в состоянии клинической смерти.
14. "право на смерть"
"право на смерть"• Когда процесс смерти находится под
внеличностным контролем, тогда "право умереть"
становится проблемой: возникает вопрос, является
ли право на жизнь не только правом, но и долгом
или обязанностью, должно ли общество охранять
жизнь человека вопреки его воле?
• вмешательство в свободу действия индивида, в
том числе в его решение ускорить наступление
своей смерти, морально неоправданно в том
случае, если он этим не приносит вреда другим, и
акт эвтаназии как проявление индивидуальной
свободы не должен тогда запрещаться законом.
15. патерналисты считают эвтаназию недопустимой
• Во-первых, человеческая жизньнеприкосновенна, и поэтому эвтаназию
нельзя применять ни при каких
обстоятельствах
• Во-вторых, при эвтаназии возможны
злоупотребления со стороны врачей, членов
семьи или других заинтересованных лиц.
• В-третьих, эвтаназия противоречит принципу
"пока есть жизнь, есть надежда", не
учитывает возможности ошибочного
диагноза врача
16.
• Смысл жизни не дан человекуизвне. Человек сам вносит в жизнь
разумное начало, опираясь на
знание объективных законов.
Смысл жизни каждому человеку
открывается по-разному. Найти
смысл жизни для всех времен и
народов невозможно