Похожие презентации:
Понятие и круг проблем философии истории
1. Понятие и круг проблем философии истории
Урок 202. План
1.2.
3.
4.
Понятие и основные проблемы
философии истории.
Проблема смысла и
направленности истории.
Теоретические модели развития
исторического процесса.
Движущие силы исторического
процесса.
3.
Философияистории изучает
Наиболее фундаментальные
законы и принципы исторического
развития человечества
Смысл истории
Направленность истории
Фундаментальные законы исторического
развития
Критерии исторического прогресса
Исторический детерминизм
Движущие силы истории
Перспективы исторического развития
человечества
4. Проблема смысла истории
Проблема смыслаистории заключена
в вопросе
Зачем (для чего)
развивается
исторический процесс?
В какую сторону –
прогрессивную или
регрессивную движется
история общества?
5. Основные философские концепции смысла истории
Смысл историиКонцепция
освобождения души
Индийская классическая философия,
Платон, неоплатоники
Концепция
провиденциализма
Христианская теология и
философия
Идеалистические
концепции
Г.Лейбниц, Г.Фихте, Г.Гегель и др.
Марксистская
концепция
К.Маркс и последователи
Концепция духовноМахатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих
космической эволюции
6. Концепция освобождения души
Смысл земнойжизни человека и
человеческой
истории
Получение земного
опыта, духовное
просветление и
преодоление
привязанности к
материальному
миру
7. Концепция провиденциализма
Божественное провидениеуправляет человеческой
историей, преследуя
неведомые человеку цели
Исторический процесс
движется к высшему,
совершенному состоянию
общества
8. Идеалистические концепции
История - этоосуществление
высших
принципов
нечеловеческого
происхождения
Характерный пример –
теория Г.Гегеля, в которой
показывается развитие
Абсолютного Духа
9. Марксистская концепция
Смыслистории
К.Маркс
Развитие
человека и
его
сущностных
сил
10. Концепция духовно-космической эволюции
Концепция духовнокосмической эволюцииСмысл
истории
Развитие духовной
сущности человека и
расширение его сознания,
что позволяет ему
преодолевать телесную
ограниченность и
преображаться в
высокоразумное духовное
космическое Существо,
способное жить и в
материальном, и в
духовном мирах
11. Направленность истории
Вопрос о направленности истории –это вопрос о том, в какую сторону
движется исторический процесс
На этот вопрос в истории
философии имеется
четыре основных ответа
12.
Направленностьисторического
процесса
отсутствует
Круговорот
природных и
общественных
процессов
Направленность
исторического
процесса
Существует
регрессивное
развитие
истории
Существует
прогрессивное
развитие
истории
13. Сторонники круговорота истории
ПлатонДревние индийские
философы
428/427 – 348/347
до н.э.
14. Сторонники прогрессивного развития общества
Мари ЖанАнтуан Никола
Кондорсе
1743-1794
Карл Маркс
Георг Гегель
1818-1883
1770-1831
Е.Блаватская
Е.Рерих
1831-1891
1879-1955
Иоганн Готфрид
Гердер
1744-1803
15. Сторонники регрессивного развития общества
ГесиодVIII-VII вв.
до н.э.
Фридрих Ницше Освальд Шпенглер
1844-1900
1880-1936
16. Теоретические модели развития истории
Циклическаямодель
Спиральная
модель
Линейная
модель
17. Циклическая модель исторического процесса
Циклическоепредставление о
развитии
общества
является
наиболее
древним и
характерно для
всех
мифологических
систем.
Циклическая модель
исторического
процесса
представляет
мировую историю
как вечный
круговорот
определённых
циклов, которые
постоянно сменяют
друг друга. Они
отражают этапы
культурного
подъёма, застоя и
упадка общества.
18. Циклическая модель
Для первобытного человекасамо время замкнуто в круг
вечно повторяющихся циклов –
времён суток и времён года,
восходов Солнца, фаз Луны,
периодов сна и бодрствования.
В социальной жизни тоже всё
повторяется, так как законы
традиционного общества
направлены на поддержание
жизненной неизменности и образ
жизни древнего человека на
протяжении веков почти не
изменялся
19. Характерный пример циклической модели
Древнее индийскоемифологическое и
философское учение о
четырёх Югах
(циклах) развития
общества
20.
Циклы развития общества (юги) в классическоминдуизме
Эпоха расцвета –
Золотой век
Эпоха застоя
Эпоха заката
Сатья Юга
Трета Юга
Двапара Юга
1 728 000 лет
1 296 000 лет
864 000 лет
Эпоха упадка –
Чёрный век
Кали Юга
432 000 лет
Маха Юга (Великий цикл)
4 320 000 лет
Маха-Юга
Маха - Юга
Маха - Юга
Космическая манвантара
Период объективного существования Космоса
21. Сторонники циклической модели истории
ГераклитАристотель
544-483 до н.э.
384-322 до н.э.
Платон
Джамбаттиста Вико
1668-1744
427-347 до н.э.
Освальд Шпенглер
Н.Я.Данилевский
1822-1885
А.Тойнби
1880-1936
Л.Н.Гумилёв
1912-1992
22. Линейная модель истории
Линейнаямодель истории
предполагает,
что общество
развивается
прямолинейно
Геометрическая
схема – линия
или вектор.
Направленность
может быть как в
прогрессивную,
так и в
регрессивную
сторону
23. Классический пример линейной модели истории
Средневековое христианскоепонимание истории
Важнейшее
значение в истории
имели два момента:
приход Сына
Божьего (Иисуса
Христа) на землю на
рубеже I в. до н.э. и
I в н.э. и ожидаемое
Его второе явление
История
вытягивается в
вектор,
устремлённый к
«концу времён»,
Второму
Пришествию и
Суду человечества
24. Линейная концепция истории Ж.А.Н.Кондорсе
Мари Жан АнтуанНикола
Кондорсе
1743-1794
Линейная модель истории
французского философа
Ж.А.Н.Кондорсе содержит
явную идею общественного
прогресса, критерием
которого является
развитие человеческого
разума (знаний, наук,
образования и просвещения
и т.д.). Он и является
двигателем прогресса.
25. Спиральная модель истории
Спиральная модельсинтезирует циклическую и
линейную. Она указывает на
существование определённых
исторических циклов, но не
предполагает полного
возвращения к прошлому –
каждый новый виток
спирали не повторяет
предыдущий. Спиральное
развитие может как
прогрессивным, так и
регрессивным.
26. Марксистская теория общественно-экономических формаций
Марксистская теорияобщественноэкономических формаций
Общественноэкономическая
формация – конкретный
исторический тип
общества, за основу
которого он брал способ
производства
Переход от одного
витка к другому
происходит через
социальную
революцию
Каждая формация
представляет
собой витки
спирали развития
истории
Развитие истории –
это путь к «царству
свободы»
(коммунизму)
27. Общественно-экономические формации
Общественноэкономические формацииОбщественно-экономические формации
Коммунистическая формация
Капиталистическая формация
Феодальная формация
Рабовладельческая формация
Первобытнообщинная формация
28. Проблема движущих сил исторического процесса
Проблемадвижущих сил
истории выражена
в вопросе: от
чего зависит
история
человечества?
Исторический
детерминизм –
это
обусловленность
исторического
развития
29. Многофакторная концепция исторического детерминизма
Главная идеяконцепции
На развитие истории влияет
множество различных
факторов – как духовных,
так и материальных
30. Движущие силы истории
ОбъективныеСубъективные
(не зависят от человека и
общества)
(связаны с человеком
и обществом)
Природные и исторические
закономерности
Географические
условия
Выдающиеся
исторические личности
Социальные группы
и классы
Космические влияния
Народные массы
Влияние Тонких
Миров
(метафизический
фактор)
Субъекты истории