Похожие презентации:
Обучение изложению
1. ОБУЧЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЮ
2. ИЗЛОЖЕНИЕ
•этописьменный
пересказ
образцовых текстов. Любой вид
пересказа
может
быть
выполнен в письменной форме.
3. ВИДЫ
•а) близкие к тексту;•б) сжатые;
•в) выборочные;
•г) творческие.
4.
• — во II классе изложение подруководством учителя небольших текстов
(30-40 слов) по вопросам или данному
плану из 2-3 пунктов;
• — в III классе изложение текстов (40-60
слов)
по
плану,
составленному
коллективно, из 3-5 пунктов;
• — в IV классе подробное и сжатое
изложение текстов из 70-90 слов по плану,
составленному самостоятельно, а также
изложение прочитанного с изменениями
формы.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ, ВЫБИРАЕМЫМ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ:
• 1.Тексты
должны
быть
высокохудожественными.
Темы
изложений должны быть ценными в
воспитательном отношении, должны
расширять
познавательный
опыт
учащихся,
формировать
их
мировоззрение.
6.
• 2. Тексты должны быть доступны иинтересны детям, не перегружены
новыми для них и трудными словами и
оборотами речи, требующими сложного
и длительного разъяснения.
• 3. Текст должен быть несложным по
композиции, с небольшим количеством
действующих лиц. Следует учитывать
грамматические умения учащихся.
7. ПОДРОБНОЕ, БЛИЗКОЕ К ТЕКСТУ ИЗЛОЖЕНИЕ
• самый простой вид изложения.Проводится во всех классах.
• Первоклассники пишут тексты, слова,
предложения, небольшие связные
тексты из 2-3 предложений.
• В I классе большое внимание следует
обращать на составление предложений
и на последовательность изложения.
8.
• Запись по памяти отдельныхпредложений из прочитанного.
• Коллективное составление
предложений.
Изложение с более свободной
передачей содержания.
9. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В I КЛАССЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:
• а) Чтение текста учащимися (покниге или с доски) два раза.
• б)
Беседа по содержанию.
Вопросы
к
беседе
должны
исключать
повторение
предложений из образца.
• в) Словарная работа: объяснение
значения новых и трудных слов.
10.
• г) Устный пересказ по плану, которыйзаписывается на доске. Вопросы плана
не должны подсказывать состав
предложения — ответа.
• д) Пересказ всего текста.
• е)Орфографическая
подготовка:
объяснение написаний, запись на
доске трудных слов и словосочетаний.
• ж)Письмо
изложения.
Самостоятельная работа учащихся.
• з) Самопроверка работ.
11. 2 класс
• работа над подробным изложениемусложняется:
тексты
должны
знакомить учащихся
• с новыми особенностями логики,
• лексики,
• синтаксиса,
• композиции
текста,
с
повествованием, описанием.
12. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ ВО I I - ПI КЛАССАХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТАКИЕ ЭТАПЫ:
• а) Чтение текста один раз.• б) Беседа по содержанию.
• в) Коллективное составление
плана. План может состоять из
цитат, иметь форму вопросов или
назывных предложений.
13.
• г) Устный пересказ текста по плану.• д) Орфографическая работа (может
проводиться на предыдущем уроке).
• е) Письмо изложения.
• ж) Самопроверка написанного
14. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
• — учитель или дети прочитываюттекст 1-2 раза;
• — в ходе коллективной беседы
выявляется главное — то, что
обязательно надо отметить в
пересказе;
• — составляется план изложения;
15.
• — ведется работа над языком: надсловами,
изобразительными
средствами;
• — подробно пересказываются 1-2
фрагмента (для сравнения со сжатой
передачей этих же частей);
• — сжато пересказывается текст по
пунктам плана;
•—
самостоятельно
записывается
сжатый текст;
• — организуется самопроверка.
16. НЕДОСТАТКОМ СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ
• сокращениенеизбежно
обедняет
художественный
текст,
часто
изложение превращается в сухое
перечисление фактов.
• Лучше
для
сжатого
изложения
использовать деловую статью или
научно-популярное произведение.
17. ТВОРЧЕСКИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
• — это изложения с творческимиизменениями и дополнениями.
• Например, изложения с изменением
лица рассказчика и от лица одного из
персонажей.
• Изложения
с
творческими
дополнениями в III классе полезно
давать на дом.
18. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
19. СОЧИНЕНИЕ
•творческаяработа,
требует
самостоятельности
школьника,
активности, увлеченности, внесения чегото своего, личного в текст. Оно возбуждает
эмоции, приучает детей осмысливать и
оценивать
виденное
и
пережитое,
развивает
наблюдательность,
учит
находить причинно-следственные связи,
сопоставлять
и сравнивать, делать
выводы.
20. СОЧИНЕНИЕ
• В сочинении для ученика обретаетсмысл орфография, все изучаемые
грамматические понятия.
21. ПО ИСТОЧНИКАМ МАТЕРИАЛА
• — о пережитом, виденном, слышанномсамими учениками;
• — по книжному материалу, картине,
фильму, спектаклю;
•—
по
различным
источникам
одновременно (по книге и картине, по
картине и личным наблюдениям и т.п.)
22. ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
•коллективныеиндивидуальные
23. ПО ЖАНРАМ
•повествование,•описание,
•рассуждение,
• сочинение смешанного типа
(повествования с элементами
описания или рассуждения).
24. ПО ЯЗЫКУ
•эмоционально-образные• деловые.
Сочинения можно
классифицировать группами:
•о природе,
• о труде,
• об истории и т.д.
25. СОЧИНЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
•обучающие упражнения;•оценка за них ставится в виде
поощрения
(отрицательная
оценка
за
сочинение
не
ставится)
26. СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЙ:
•— устные сочинения проводятсячаще, чем письменные;
•— письменные сочинения
проводятся чаще, чем изложения;
27.
•— втечение года проводятся 1215 письменных сочинений;
•— помимо указанного числа на
уроках грамматики проводятся
сочинения и изложения малых
форм (миниатюры).
28. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ НАЧИНАЕТСЯ В I КЛАССЕ.
• Дети составляют устные рассказы,небольшие по объему, простые по
держанию. Коллективная подготовка
текста, предназначенного для записи.
Элементы индивидуального творчества
вводятся здесь в виде небольших
зарисовок, сообщений о себе, о своих
чувствах.
29.
•Для проведения сочинений в Iклассе
не
требуется
специальных
уроков.
Сочинения являются составной
частью уроков, русского языка.
Все сочинения выполняются
под руководством учителя.
30. ВО I I КЛАССЕ
• школьникиучатся
работать
самостоятельно.
Получают
индивидуальные темы, а в работе над
общеклассными
темами
меньше
занимает подготовительная работа в
рамках всего класса непосредственно
перед рассказыванием или письмом
сочинения.
31. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ.
• Учатся говорить связно, последовательно,• учатся пользоваться планом, правильно
строить предложения, точно употреблять
слова в собственной речи, приучаются
систематизировать,
обобщать
свои
наблюдения, осмысливать свой жизненный
опыт.
• Для устных рассказов целесообразно
использовать сюжетные картинки.
32. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПЕ НАРАЩИВАНИЯ ТРУДНОСТЕЙ:
• 1) составление предложений,объединенных темой;
• 2) восстановление деформированного
текста:
• 3) устные ответы на вопросы,
объединенные темой;
• 4) составление предложений по сюжетным
картинкам:
• 5) устные рассказы по прочитанному.
33. ПЛАН РАБОТЫ НАД УСТНЫМ РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКАМ
• 1) Постановка цели работы.• 2) Рассматривание картинок и уяснение
сюжета.
• 3) Озаглавливание картинок.
• 4) Устные рассказы по получившемуся
плану. Рассказы составляются коллективно.
Варианты заголовков обсуждаются. Ответы
на каждый пункт плана коллективно
редактируются.
34. ПЛАН РАБОТЫ НАД УСТНЫМ РАССКАЗОМ ПО КАРТИНЕ :
• 1) Рассматривание картины.• 2) Высказывания детей о том, что видят
они на картине.
• 3) Беседа по выяснению содержания, в
процессе которой уясняются факты,
устанавливаются причинно-следственные
связи между явлениями и действиями.
• 4) Чтение готового плана и составление
ответов на каждый его пункт.
• 5) Полный устный рассказ по картине.
35. В III КЛАССЕ
• практикуется выбор собственных темиз числа предложенных учителем.
36. ТЕМА СОЧИНЕНИЯ
• это предмет сочинения, то, о чемговорится в нем. От того, как
сформулирована тема учителем, как
школьники
подготовлены
к
ее
пониманию, зависит правильность и
полнота сочинения.
37. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
• Выбор темы.• Тема и заглавие сочинения не всегда
совпадают. Идея художественного
произведения — это мысль писателя,
выраженная
в
художественных
образах, т.е. в картинах жизни,
поведения действующих лиц, их
переживаний.
• Не следует предлагать учащимся
слишком широкую тему.
38. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
• Поверхностное раскрытие темы —один из типичных недостатков детских
рассказов и сочинений.
• Не всегда дети умеют найти границы
темы. Они пишут обо всем, что хотя
бы отдаленно связывается в их
сознании с темой.
39. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
• начинается за несколько дней дописьма сочинения.
• Очень важно, чтобы дети имели
возможность несколько раз вернуться
к теме будущего сочинения до его
написания.
40.
• Для сочинения в I классе отводитсяобычно один урок, во II классе — до
полутора уроков, в III классе — до
двух уроков.
• Кроме того, еще на одном уроке
проводится анализ лучших сочинений
и работа над ошибками.
41. ТРИ ЭТАПА ПОДГОТОВКИ
• а) накопление материала: наблюдения,экскурсии, походы, прогулки, труд,
рассматривание картин, просмотр
фильмов,
спектаклей,
чтение
литературы;
42. ТРИ ЭТАПА ПОДГОТОВКИ
• б) отбор материала в соответствии с темойи замыслом ее раскрытия, систематизация
материала, его расположение: беседы,
обсуждения, выделение существенного,
составление плана, отдельные записи,
подготовка лексики и т.п.;
• в)
словесное
речевое
оформление
сочинения, т.е. составление самого текста,
его
запись,
совершенствование,
исправление ошибок самими учащимися,
проверка.
43. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УРОКОВ ПИСЬМА СОЧИНЕНИЙ:
• 1) Сообщение темы и задач сочинения,обсуждение их с учащимися.
• 2) Беседа с целью упорядочения
материала, если он накоплен заранее
— в холе наблюдений или для его
накопления.
• 3) Составление плана или его
уточнение, если план был составлен
ранее.
44. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УРОКОВ ПИСЬМА СОЧИНЕНИЙ:
• 4)Речевая
подготовка
текста:
составление
отдельных
словосочетаний, предложений или
фрагментов связного текста.
• 5) Орфографическая подготовка к
написанию трудных слов.
• 6) Письмо сочинения, оказание
учителем индивидуальной помощи.
• 7)
Самопроверка,
исправление
замеченных недочетов и ошибок.
45. ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЙ
• Не должна продолжаться более двухдней.
• Наличие
критериев
оценки
ученического сочинения.
46. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
• 1.Раскрытие
темы
сочинения
(соответствует ли содержание теме,
достаточно ли полно она раскрыта).
Соответствует
ли
содержание
действительности?
• 2. План, композиция, последовательность
(правильно
ли
составлен
план,
соответствует ли порядок изложения
материала плану, нет ли повторов в
содержании
или
нарушений
последовательности). Ясно ли выражена
главная мысль, есть ли выводы?.
47. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
• 3. Тип текста, жанр, стиль (есть лиэлементы
описания
в
повествовательном тексте, элементы
рассуждения,
соблюдается
ли
коммуникативная
целесообразность
выбора языковых средств и т.д.).
• 4. Размер сочинения (количество слов;
предложений;
лаконизм
или
многословие).
48. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
• 5.Лексика
(правильность
ее
употребления, ее разнообразие и пр.)
• 6. Синтаксис (размеры предложений,
разнообразие
или
однообразие
синтаксических конструкций, наличие
сложных конструкций, глубина фразы).
• 7. Орфографическая и пунктуационная
грамотность, характер ошибок.
• 8. Каллиграфия, внешнее оформление.
49. ОШИБКИ
• стилистические•речевые
•неречевые
50. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
• — это неудачно выбранное слово,неправильно
построенное
предложение,
искаженная
морфологическая форма.
51. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ :
• —лексико-стилистические(повторение слов, употребление слов в
неточном
значении,
нарушение
сочетаемости слов, употребление слов
без учета их оценочной, или
эмоциональной окраски, употребление
диалектных и просторечных слов и
словосочетаний;
• предложений).
52. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ :
•—морфолого-стилистические
(детское
словотворчество,
использование
диалектных
и
просторечных слов, пропуск морфем,
образование формы множественного
числа тех существительных, которые
употребляются
только
в
единственном);
53. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ :
•—синтаксико-стилистические
(нарушение управления, согласования,
неудачный порядок слов, нарушение
смысловой связи местоимений с
другими словами, не соотнесение
временных и видовых форм глаголов,
нарушение границ предложений).
54. НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ —
• это композиционные, логические,искажение
фактов.
Типичная
композиционная
ошибка
—
несоответствие
сочинения
предварительно составленному плану.
Причины композиционных ошибок подготовка к сочинению.
55. К ЧИСЛУ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК ОТНОСЯТСЯ:
• — пропускнеобходимых слов;
•—
нарушение
логической
последовательности
и
обоснованности;
• — употребление в одном ряду понятий
разных уровней;
• — нелепые, парадоксальные суждения.
56. СИСТЕМА ИСПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК
• а) исправление речевых ошибок втетрадях учащихся;
• б)
классная работа над общими,
типичными ошибками на уроке;
• в)
индивидуальная и групповая
внеурочная работа, их обнаружение,
уяснение и исправление;
• г) система стилистических и иных
языковых упражнений;
57. СИСТЕМА ИСПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК
• д) языковые упражнения передкаждым рассказом,
сочинением,
изложением;
• е) стилистические акценты при
изучении грамматических тем;
• ж),
обучение
самопроверке
и
самостоятельному
редактированию
изложения и сочинения.
58. ЗАДАНИЯ
• 1. Оцените тексты для изложений с точкизрения требований к ним.
• 2. Подумайте, в каком классе можно
использовать каждый из этих текстов.
Обоснуйте ответ.
• 3. Спланируйте беседу по содержанию и
словарную работу.
• 4. Составьте план текстов.
• 5. Подумайте, какую орфографическую
подготовку необходимо провести перед
написанием каждого из этих текстов.
59. СЛОНИХА ЗАБОЛЕЛА
• В цирке жила маленькая слониха покличке Лили. Простудилась Лили. У
нее ангина. Лечили слониху чаем с
малиной. Делали уколы. Дуров кутал
больную попонами. Наташа Дурова
дружила с Лили. Скоро слониха
поправилась. Наташа рада, что
подружка здорова.
60. ВЫСОТНЫЙ ТЕРЕМОК
• Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей.Это была старая береза. В ней семь дупел,
одно выше другого. Из дупла первого этажа
выглянула утка. Есть такие утки, которые
вьют гнезда в дуплах. Во втором этаже
поселился черный дятел. А в третьем жил
дятел пестрый. Выше еще четыре этажа. В
каждом квартира. А в квартирах стрижи.
Прямо
сказочный
теремок,
только
высотный.
61. ЗАДАНИЯ:
• 1. Прочитайте детские сочинения иукажите тип речи.
• 2. Определите, о несформированности
каких
текстовых
умений
свидетельствуют следующие детские
сочинения.
• 3. Найдите встречающиеся речевые
ошибки и недочеты.
62. КАК Я ПОМОГАЮ МАМЕ
• Я помогаю своей маме. У меня естьмладший брат. Мама заботится о нас.
Иногда она играет с нами и читает
книжки. Я люблю маму.
63. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
• Весной дни становятся длиннее. Ярчесветит солнце. 8 Марта я поздравляю
маму
с
праздником.
А
мама
поздравляет меня. Я люблю праздник 8
Марта.
64. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
• Первыми прилетели грачи. Снег ещележал сугробами. Черные белоносые
гости — ранние птицы. Была середина
марта. Они важно ходили по дорогам
и искали червячков. А еще они
строили себе гнезда.
65. ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ
• Утром мы проснулись и пошли делатьзарядку. Потом мы завтракали. После
завтрака мы с вожатым ходили в лес.
Мы собирали грибы. Потом у нас был
тихий час. После тихого часа мы
пошли в кино. После кино мы
поужинали и пошли спать.
66. ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ
• Вот и первые весенние цветы. Этомать-и-мачеха.
Они
похожи
на
упавшие с неба кусочки солнца.
Сверкают они на зеленой травке. Они,
словно монетки, упавшие на зеленый
коврик. А еще они похожи на веселую
семейку, которая пляшет в поле.
67. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
• Пришла в лес осень. Пожелтелиберезы, покраснели осины. Падают
листья как парашютисты. Красиво! Из
листьев идет золотой дождь. Меняют
свою окраску не только деревья, но и
животные. Я видела белку. Она уже не
такал рыжая, как было летом. Все
напоминает, что пришла осень