Похожие презентации:
Типологические особенности византийской культуры
1.
Международный университет в Москве (МУМ)Кафедра менеджмента
Контрольная работа на тему: «Типологические
особенности византийской культуры»
Выполнила: Четверкина А.Е.
Преподаватель: Хангельдиева И.Г.
2.
Типологическиеособенности
византийской
культуры
3.
планАктуальность
Цель и задачи,
предмет и объект
исследования
Список
литературы
Заключение
Методология
Основные
особенности
Этапы культуры
Византии
4.
АктуальностьАктуальностью является то, что культура Византии
является интереснейшим культурно-историческим
типом, обладающим весьма специфическими
особенностями.
Византия - государство, которое внесло большой вклад
в развитие культуры в Европе Средних веков. В
истории мировой культуры Византии принадлежит
особое, выдающееся место. В художественном
творчестве Византия дала средневековому миру
высокие образы литературы и искусства, которые
отличались благородным изяществом форм, образным
видением мысли, утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской мысли. По силе
выразительности и глубокой одухотворенности
Византия многие столетия стояла впереди всех стран
средневековой Европы.
5.
Цель, задачи, объект, предмет исследованияЦЕЛЬ – проанализировать типологические
характеристики культуры Византии
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть основные этапы культуры Византии
- изучить основные особенности возникновения новых
направлений культурного процесса
ОБЪЕКТ – византийская культура
ПРЕДМЕТ – византийское государство
6.
методологияВ работе используются
следующие методы:
анализ, синтез,
дедукция, индукция,
описание. А также –
сравнительноисторический, метод
теоретического
моделирования.
7.
Византия существовала с 395 по 1453 г.История ее возникновения такова. В 330 г. на
месте древнегреческого поселения Византия
была основана новая столица Римской
империи Константинополь, названная по
имени императора Константина. В 395 г.
империя распалась на две части — Западную
и Восточную, и последняя — Восточная
Римская империя — впоследствии стала
именоваться Византией.
8.
Эволюция византийской культуры зналанесколько взлетов и падений. Первый расцвет
приходится на V-VI1 вв., когда в Византии
завершился переход от рабовладения к
феодальному строю. Возникший феодализм
нес в себе как западные, так и восточные
черты. В частности, от западноевропейского
его отличала жесткая централизация
государственной власти и налоговой системы,
рост городов с их оживленной торговлей и
ремеслом, отсутствие четкого сословноклассового деления общества. В VI в., при
Юстиниане. Византия достигла наибольших
территориальных размеров и стала
могущественной средиземноморской
державой.
9.
VIII-IX вв. Византия переживает смутныевремена, отмеченные резким обострением
социально-политических противоречий,
источником которых была борьба за власть
между столичной и провинциальной знатью. В
этот период возникло движение
иконоборчества, направленное против культа
икон, объявленных пережитком
идолопоклонства. К концу IX в.
иконопочитание было вновь
восстановлено.
10.
X-XII вв. стали временем очередного подъемаи расцвета Византии. Она устанавливает
тесные связи с Киевской Русью. Роль
христианства и Церкви в этот период
значительно возрастает. В художественной
культуре окончательно складывается зрелый
средневековый стиль, главной чертой
которого выступает спиритуализм.
11.
XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания,обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г.
крестоносцы взяли Константинополь. Столица была
разграблена и разрушена, а сама Византия перестала
существовать как самостоятельное государство. Только в 1261
г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и
возродить Византийскую империю.
12.
XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет,что особенно ярко проявилось в художественной культуре.
Однако взятие турецкими войсками в 1453 г.
Константинополя означало конец Византии.
13.
Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии.Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне
несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная
роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее
характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и
утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в
архитектуре византийских храмов и церквей.
14.
Византийский храм существенно отличается от античного классическоюхрама. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и
празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей
площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний
его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где
собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит
организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет
своего значения.
15.
Bменно в таком ключепостроен храм св. Софии в
Константинополе (532-537),
ставший самым
знаменитым памятником
византийской архитектуры.
Его авторами являются
зодчие Анфимий и Исидор.
Внешне он не выглядит
слишком грандиозным,
хотя его отличают
строгость, стройность и
великолепие форм. Однако
внутри он кажется
поистине необъятным.
Эффект безграничного
пространства создает
прежде всего находящийся
на высоте 55 м огромный
купол диаметром 31 м, а
также прилегающие к нему
подкупола, расширяющие и
без того огромное
пространство.
16.
Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менееуспешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика,
фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения
заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре
искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали
все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели
с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в
удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали
непревзойденные шедевры мозаики.
17.
18.
Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собойвид станковой культовой живописи. Период первого расцвета
византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе
господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а
другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма
условно.
19.
Подводя итоги развития византийской культуры в XI—XIIвв., мы можем отметить некоторые важные новые черты.
Безусловно, культура Византийской империи в это время
еще оставалась средневековой, традиционной, во многом
каноничной. Но в художественной жизни общества,
несмотря на его каноничность и унификацию эстетических
ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных
веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском
искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и
не столько на возвращении интереса к античности, который
в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков
рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы
различных общественных группировок в сфере культуры, в
росте социального недовольства.
20.
ЗаключениеВизантия была “золотым мостом”
между западной и восточной
культурами; она оказала глубокое и
устойчивее воздействие на развитие
культур многих стран средневековой
Европы. Ареал распространения
влияния византийской культуры был
весьма обширен: Сицилия, Южная
Италия, Далмация, государства
Балканского полуострова, Древняя
Русь, Закавказье, Северный Кавказ и
Крым — все они в той или иной
степени соприкасались с византийской
образованностью.
Наиболее интенсивно византийское
культурное влияние, естественно,
сказывалось в странах, где утвердилось
православие, связанное прочными нитями
с константинопольской церковью.
Византийское влияние сказывалось в
области религии и философии,
общественной мысли и космологии,
письменности и образования,
политических идей и права, оно
проникало во все сферы искусства — в
литературу и зодчество, живопись и
музыку. Через Византию античное и
эллинистическое культурное наследие,
духовные ценности, созданные не только в
самой Греции, но и в Египте и Сирии,
Палестине и Италии, передавались другим
народам. Восприятие традиций
византийской культуры в Болгарии и
Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси
способствовало дальнейшему
прогрессивному развитию их культур.
21.
Список литературы1. Ред. проф. А.Н. Маркова. – Культурология: учебное пособие для
вузов. М., 2008.
2. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.\
3. Аверинцев С.С. На перекрестке культурных традиций.
Византийская литература: истоки и творческие принципы / С.С.
Аверинцев // Вопр. лит. 2003. -№ 2. - С. 150-183.
4. Византия и византийские традиции: Памятники из фондов
Эрмитажа и Русского музея: Путеводитель по выст. / Авт.-сост.
В.Н. Залесская и др.. JI.: Гос. Эрмитаж, 2001. - 80 с.
5. Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа:
Искусство и культура: Сб. ст. в честь В.Н. Лазарева / Ред. В.Н.
Гращенков и др.; Вступ. ст. В.Н. Гращенкова. М.:, 2002. - 591 с.
6. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев //
Леонтьев К.Н. Избранное.-М., 2003.-С. 19-118.
22.
Спасибо завнимание!