Основные Школы и Концепции Культурологии
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), немецкий мыслитель.
Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля (1770 - 1831)
Марксистская концепция культуры
Марксистская концепция культуры
Психологическая школа Зигмунда Фрейда (1856-1939)
Вебер Макс (1864-1920)
Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920)
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936)
Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)
Тойнби, Арнольд Джозеф (Toynbee, Arnold Joseph) (1889-1975)
Концепция круговорота "локальных цивилизаций" Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)
Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948)
ЯСПЕРС, Карл (Jaspers, Karl) (1883-1969)
Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969)
Фридрих Ницше /Friedrich NIETZSCHE/ (15.10.1844 - 25.8.1900)
Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)
Ортега-и-Гассет Хосе (Ortega y Gasset, Jose) (1883–1955)
Учение о культуре Хосе Ортега-и-Гасетта (1883-1955)
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР (1875-1965)
Учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре
1.80M
Категория: КультурологияКультурология

Основные школы и концепции культурологии

1. Основные Школы и Концепции Культурологии

Выполнил: студент 2 курса
спец. «Культурология» с доп.подготовкой по спец.
«Роной язык и литература» заочной формы обучения
Кузнецов Антон Сергеевич
Научный руководитель:
Селененкова Елена Яковлевна

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), немецкий мыслитель.

3. Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля (1770 - 1831)

культура есть реализация
мирового разума или мирового
духа
учение об абсолюте, которое
понимается Гегелем как
единство субъекта и объекта,
природы и духа.
Абсолютное есть система
саморазвивающихся идей,
которые в своем постоянном
развитии рождают всю
действительность.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770-1831) - немецкий философ,
представитель немецкой
классической философии, создатель
систематической теории диалектики
на основе объективного идеализма.
Основой всего существующего
Гегель полагал Мировой дух.
Воплощаясь в последовательно
сменяющих друг друга образах
культуры, безличный (мировой,
объективный) дух одновременно
познает себя как творца.

4. Марксистская концепция культуры

КАРЛ МАРКС (5.5.1818 - 14.3.1883)
ЭНГЕЛЬС (ENGELS) ФРИДРИХ
(1820-95)

5. Марксистская концепция культуры

культура не сводится лишь к
процессу создания материальных
и духовных благ, культура - это
прежде всего процесс творения
человеком самого себя
обретение человеком себя как
субъекта исторической
действительности происходит
лишь в лоне культуры
культура есть особого рода
объективная реальность,
возникающая как результат
общественного производства
относительно прямая
зависимость идеологической
надстройки от материального
базиса
есть два фактора, самым прямым,
непосредственным образом
определяющие тип духовного
производства и создаваемый здесь
продукт - это тип собственности
на орудия и средства
производства и тип
государственной власти
в процессе материального
производства, создавая мир
предметов, человек одновременно
создает и себя, формирует и
развивает свои собственные
потенции и отношения.

6. Психологическая школа Зигмунда Фрейда (1856-1939)

концепция культуры, методом познания
которой и стал психоанализ
культура, в понимании
психоаналитической теории, основана на
принуждении и запрете влечений, она
есть механизм подавления первичных
желаний, угрожающих обществу, она
направляет инстинкты, в том числе и
агрессивность, в иное русло, и именно
поэтому культура, с точки зрения
Фрейда, является источником
психического нездоровья индивида
все культурные ценности есть результат
сублимации
(Сублимация - это направление
сексуальной энергии на цели культурного
творчества)

7. Вебер Макс (1864-1920)

Вебер Макс (1864-1920). Немецкий
социолог, историк, экономист и юрист;
основоположник понимающей социологии
и теории социального действия.
Преподавал во Фрайбургском (1893-1896),
Гейдельбергском (1896-1898, 1902-1919) и
Мюнхенском (1919-1920) университетах.
Начинал свою научную деятельность с
изучения экономической истории в 80-х гг.
ХIХ в. Диапазон исследований очень
широк: вопросы истории хозяйства и
социальных форм, взаимодействие
религии и социально-экономической
структуры общества.

8. Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920)

концепция "идеальных типов", в
основе которой идеальный тип
власти (легальный, традиционный и
харизматический)
1-й тип власти - рациональный основан на убеждении в
легитимности существующих
законов и на подчинении им
2-ой - традиционный - в основе
которого святость традиций и право
управлять тех, кто приобрел эту
власть в соответствии с традицией
3-й тип власти - харизматический,
основанный на харизме
определенных личностей,
обладающих сверхъестественными
способностями, святостью и в силу
этого обладающих властью
традиционное общество - это
общество, в котором поведение
людей регулируется не принципом
рационализации, а определяется
безусловным следованием
традиции, подчинением ей всех
сторон жизни индивида
рациональное общество (у Вебера
оно названо индустриальным)
основано на рационализации всех
сфер социальной жизни
"харизматическое", в котором
поведение людей основано на вере в
харизму вождя или лидера, когда
люди слепо следуют за
харизматической личностью, веря в
ее святость или сверхъестественные
способности

9. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)

Талантливый ботаник и ихтиологпрактик, ученый-энциклопедист,
исследовавший многообразие
естественнонаучных и социальноэкономических проблем, наконец,
выдающийся культуролог и деятельный
патриот России - таким предстает в
нашей памяти Николай Яковлевич
Данилевский. Немногие русские
мыслители заняли столь почетное
место в мировой культурологии, как он.
Данилевский совершил
концептуальный переворот в
понимании развития человечества,
упрочил теорию культурноисторической самобытности России,
начертал целостную программу
социальной миссии России на арене
мировой истории. Интеллектуальные и
нравственные качества Данилевского
высоко оценивали академик К.М.Бэр,
Ф.М.Достоевский, П.П.Семенов-ТянШанский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Страхов,
К.Н.Леонтьев, А.А.Фет, В.В.Розанов и
многие другие известные деятели
русской культуры.

10. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)

Зарождение и развитие культурноисторических типов, по Данилевскому,
подчиняется определенных законам. Их пять:
1) наличие у племени или народа близкого по
фонетической основе языка,
2) политическая независимость,
3) выработка каждым культурноисторическим типом только ему присущих
черт, не передаваемых по наследству и не
воспринимаемых "в полной мере" другими
цивилизациями),
4) разнообразие элементов, составляющих
культурно-исторический тип, "когда
разнообразны этнографические элементы, его
составляющие, - когда они, не будучи
поглощены одним политическим целым,
пользуясь независимостью, составляют
федерацию или политическую систему
государств" *,
5) процесс развития культурно-исторических
типов подобен "тем многолетним
одноплодным растениям, у которых период
роста бывает неопределенно продолжителен,
но период цветения и плодоношения
относительно короток и истощает раз и
навсегда их жизненную силу" *. Иными
словами, культурно-исторические типы
развиваются от "этнографического состояния"
через государственное к цивилизации.
десять типов локально культурноисторических цивилизаций
1 египетский, 2 китайский,
3ассирийско-вавилонофиникийский
или древносимитский, 4 индийский,
5 иранский, 6 еврейский,
7греческий, 8 римский, 9
новосимитский или аравийский,
10 германо-романский или
европейский
единой истории человечества,
однолинейного культурного
развития не существует, культуры
носят обособленный характер

11. ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936)

- немецкий
философ, историк и теоретик культуры,
представитель "философии жизни"

12. Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)

идея множественности достигших
зрелости культур, разобщенных во
времени и пространстве, и
равноценных, эквивалентных по
степени раскрывающихся в них
возможностей
противопоставляет циклическую схему,
где даже одновременно существующие
культуры не сообщаются между собой,
являясь замкнутыми в себе ценностями
основополагающее значение имело в
концепции Шпенглера отрицание за
наукой способности объективно
познавать действительность. Любые
научные результаты и выводы, считает
Шпенглер, опосредованы лишь
духовной традицией данной культуры
(то, что верно для науки одной
культуры, незначимо и неверно для
другой
этапы органической жизни юность, расцвет, увядание, смерть переносятся на жизнь культуры.
Каждая культурно-историческая
форма, возникнув, достигает своего
цветения, затем в форме
цивилизации подходит к своему
концу. Таким образом, законы
органической жизни Шпенглер
делает основным принципом
диалектики развития каждой
культуры
"цивилизация" - это конец
культуры, ее декаданс, вырождение,
причем каждая культура, по мысли
философа, заканчивается
собственной цивилизацией

13. Тойнби, Арнольд Джозеф (Toynbee, Arnold Joseph) (1889-1975)

Тойнби, Арнольд Джозеф (18891975), английский историк, родился
в Лондоне 14 апреля 1889. Получил
образование в Уинчестерском
колледже и Бейллиол-колледже
Оксфордского университета. В 19191924 был профессором
византиноведения, греческого языка,
литературы и истории Лондонского
университета, с 1925 до своей
отставки в 1955 - научным
руководителем Королевского
института международных
отношений и научным сотрудником
Лондонского университета. В 19201946 - редактор "Обзора
международных отношений". Во
время Второй мировой войны Т. директор научного отдела
министерства иностранных дел
Великобритании. В 1956 стал
кавалером ордена Кавалеров почета.
Умер в Йорке 22 октября 1975.

14. Концепция круговорота "локальных цивилизаций" Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)

не считал цивилизацию упадком
культуры, ее гибелью как
Шпенглер. Понятия
цивилизация и культура так
связаны у Тойнби, что он не
делает различия между ними
цивилизация социальная
целостность,
характеризующиеся
совокупностью религиозных,
территориальных и
политических характеристик
единой, общечеловеческой
цивилизации не существует
цивилизации различаются
прежде всего "индивидуальным
художественным стилем",
присущим данной цивилизации,
"эстетическим критерием", т.е.
результатами духовного
производства
причину гибели цивилизаций
Тойнби усматривает в утрате
ими "жизненного порыва",
который влечет цивилизацию не
только к адекватному ответу, но
и к принятию нового вызова,
благодаря чему и
осуществляется прогресс
цивилизации

15. Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Бердяев Николай Александрович) - выпускник
Владимирского Киевского кадетского корпуса
(1894). Политический и общественный деятель,
религиозный философ, литератор, публицист.
Окончил Владимирский Киевский кадетский
корпус (1894), Киевский университет,
юридический факультет (1898).
С 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, в
1898 г. за участие в них исключён из
университета. С 1904 г. - в Петербурге,
руководил выпуском журналов «Новый путь» и
«Вопросы жизни». С 1908 г. - в Москве. С 1909
г. участвовал в выпуске сборника «Вехи».
Октябрьскую революцию не принял. Основал
Вольную академию духовной культуры, где
читал лекции по истории философии. С 1918 г. вице-президент Московского союза писателей.
Летом 1922 г. арестован, допрошен лично Ф.Э.
Дзержинским. В том же году по распоряжению
В.И. Ленина в числе других «философовидеалистов» выслан за пределы СССР. Сначала
проживал в Берлине, затем в Париже. В 19251940 гг. - редактор журнала «Путь», участвовал
в философских собраниях и конгрессах. Автор
около 40 книг, в том числе «Истоки и смысл
русского коммунизма», «Русская идея».
Приобрёл мировую известность, доктор
богословия Кембриджского университета. Умер
в 1948 г. под Парижем.

16. Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948)

концепция культуры
основывается на идее
универсальности и всемирности
истории человечества. Культуры
у него это не замкнутые в себе,
обособленные миры, они
взаимосвязаны. С точки зрения
Бердяева, осознание
человечеством своего единства
произошло благодаря
объединяющей миссии
христианства
В его концепции культура не
просто предстает как феномен,
имеющий сакральный оттенок,
происхождение ее прямо
выводится им из культа:
"Культура родилась из культа.
Истоки ее - сакральны.
культура и цивилизация
существуют одновременно.
Цивилизация оценивается им с
негативных позиций: "Культура
есть явление глубоко
индивидуальное и
неповторимое. Цивилизация же
есть явление общее и повсюду
повторяющееся … Культура
имеет душу. Цивилизация же
имеет лишь методы и орудия".

17. ЯСПЕРС, Карл (Jaspers, Karl) (1883-1969)

ЯСПЕРС, Карл, (1883-1969), немецкий
философ, представитель экзистенциализма.
Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге
(Германия), умер 26 февраля 1969 в Базеле.
Изучал право в Гейдельбергском и
Мюнхенском университетах, медицину в
Берлинском, Гёттингенском и
Гейдельбергском университетах.
Первоначально занимался медицинской
практикой. С 1920 по 1937 и с 1945 профессор в Гейдельберге. В 1948 стал
профессором философии Базельского
университета (Швейцария). Известны
радиовыступления по проблемам политики,
а также на философские темы. Для
культурологии важны взгляды Ясперса на
проблемы типологии культуры,
социокультурной динамики, техники как
социокультурного явления, соотношения
понятий культура и цивилизация. В работе
"Истоки истории и ее цель" Ясперс
ориентируется на идею общечеловеческой
истории и культуры, утверждает, что
история культуры имеет линейный
характер и смысловое завершение, которое
задано "истоками" и "целью" человеческого
существования.

18. Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969)

идея единства человеческой
истории и культуры, единого
происхождения человечества.
общие духовные основания дают
возможность преодолеть
разделенность мировой истории на
противоположные полярные модели
- Восток-Запад - и создать единую
всемирную культуру
1.
2.
3.
4.
В генезисе культуры Ясперс
вычленяет 4 периода:
Прометеевская эпоха", он
определяет как доисторию
человечества
время "великих культур
древности", когда одновременно в
Египте, Междуречье, Индии и
позже в Китае зарождаются
высокие культуры
назван Ясперсом "осевым
временем" (между 800 и 200 гг.
до н.э.) на этом этапе произошло
становление единой истории
человечества
эпоха "развития техники",
характеризующаяся новыми
источниками энергии, новыми
технологиями

19. Фридрих Ницше /Friedrich NIETZSCHE/ (15.10.1844 - 25.8.1900)

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (18441900), известный немецкий философ и филолог.
Родился маленький Фридрих в милой деревушке
Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября
1844 года. Почти все по мужской линии были
священиками. Семья у Ницше была очень
религиозной, что не помешала ему в
дальнейшем написать "Антихристианин" проклятие христианству. Свое имя он получил в
честь короля Пруссии. Когда в 1849 году
скончался его отец он начал воспитывался в
Наумбурге на Заале в доме. Позднее Ницше
начал учиться в знаменитой старой школепансионе Пфорта, а после закончил
университеты Бонна и Лейпцига.

20. Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)

аполлоническое" и
"дионисические" начала
присущи не только античной
культуре, они присутствуют в
европейской культуре на всем
протяжении ее развития, находя
отражение в сознании
европейца
Необходим отказ от культа
слабых, униженных и
взращивание сверхчеловека,
главную черту которого он
определяет как волю к власти.
Образец такого человека
философ видит в античной
Греции и эпохе Ренессанса
Ницше отвергает какое бы то
ни было прогрессивное
развитие человечества
Предваряя Шпенглера, Ницше
разделяет понятие культуры и
цивилизации, рассматривая
последнюю как стадию
развития, следующую за
культурой. Именно в 19 в.
европейская культура, испытав
глубочайший кризис, стала
вырождаться в цивилизацию,
считает философ

21. Ортега-и-Гассет Хосе (Ortega y Gasset, Jose) (1883–1955)

22. Учение о культуре Хосе Ортега-и-Гасетта (1883-1955)

видел углубление кризиса
западной цивилизации
культура не должна находиться
в конфронтации с жизнью. Для
него истинной культурой
является лишь "живая
культура", сущность которой
составляет спонтанность и
отсутствие прагматической
направленности
Причину кризиса современной ему
культуры видит в "восстании масс«
Восстание - это не революция, так
философ называет омассовление
культуры, унификацию всех сторон
общественной жизни, включая
духовную. Под "массой" же он
понимает " среднего заурядного
человека"
Только "живая культура", будучи
частью индивидуального бытия
человека способна спасти
гибнущую "фаустовскую"
цивилизацию, сдержать
агрессивную экспансию массовой
культуры

23. АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР (1875-1965)

Альберт Швейцер, немецко-французский
мыслитель, философ, гуманист, теолог,
музыковед, врач, естествоиспытатель,
лауреат Нобелевской премии - не создал
стройную концепцию культуры, однако
среди множества имен, без которых
просто невозможно представить себе
развитие современной культурологической
мысли, его имя занимает почетное место.
Швейцер был не только одним из
ярчайших интеллектуалов сер.20в, но и
величайшим гуманистом, отдавшим всю
свою жизнь служению человечеству.

24. Учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре

в современной западной
культуре, как культуре, в
которой исчезли этические
нормы, а гуманизм
заменен принципом
технической
целесообразности и
материальной
эффективности
спасти современную
культуру должно
этическое обновление
человечества, осознание
им идеи, что не
технический прогресс, а
моральный должен стать
целью культурного
развития
в своем поведении человек
обязан руководствоваться
принципом - частные
интересы должны
учитывать общие,
"соразмеряться" с ними
English     Русский Правила