Восприятие «серьезной» и «легкой» музыки
Благодарим за внимание!
817.86K
Категория: ПсихологияПсихология

Восприятие «серьезной» и «легкой» музыки

1. Восприятие «серьезной» и «легкой» музыки

Презентация подготовлена
по материалам В. И. Петрушина
«Музыкальная психология»

2.

Серьезная музыка
Легкая музыка
Высокая сложность
Низкая сложность
Наиболее существенная
Наиболее существенную
роль среди
выразительных средств
принадлежит мелодии и
гармонии
Наибольшее значение
имеют крупные формы
Художественный образ,
как правило, динамичен
Восприятие носит
сосредоточенный и
углубленный характер
роль среди
выразительных средств
играет ритм
Преобладают мелкие
формы
Художественный образ
преимущественно
статичен
Восприятие часто бывает
рассеянноповерхностным

3.

Серьезная музыка
Направленность
Легкая музыка
Направленность
переживания –
переживания –
интровертированная
экстравертированная
Разрядка музыкального
Разрядка музыкального
переживания
переживания может
осуществляется в образах
осуществляться в
фантазии и представлений
активном движении
Музыкальное
Музыкальное
произведение требует,
произведение как бы
чтобы слушатель
«нисходит» к
«поднялся» до его уровня
потенциальным
возможностям
слушателей

4.

Серьезная музыка
Музыка отделена от
Легкая музыка
Музыка неотделима от
повседневной жизни, не
повседневной жизни,
создается для организации
которой она нередко
ее фона, но является
служит фоном для
самоцелью для решения
решения внеэстетических
эстетических задач
задач
Музыка приобщает
Музыка приобщает
слушателя к вечным
индивида к жизни в
идеалам всего человечества непосредственном
по принципу «везде и
социальном окружении по
всегда»
принципу «здесь и сейчас»
Выразительные средства
Выразительные средства
стремятся к оригинальности
имеют тенденцию к
и самобытности
унификации

5.

Серьезная музыка
Наибольшую ценность в
Легкая музыка
Наибольшую ценность в
глазах слушателей имеют
глазах слушателей имеют
старые произведения
новые произведения
Популярность музыки во
Популярность музыки
многом обусловлена
обеспечивается
личностью композитора
личностью исполнителя
Самосознание личности
Самосознание слушателя
концентрируется в
растворяется в
индивидуальном
коллективном
переживании слушателя
переживании

6.

Корни разделения музыки – в истории
древнегреческого искусства (дионисийское и
апполоническое начала):
В поклонении богу Дионису преобладало
стихийное и экстатическое выражение чувств
( параллель с атмосферой на концертах роки поп-музыки)
В поклонении богу Аполлону – классически
строгое и уравновешенное
(параллель с атмосферой на академическом
концерте)

7.

Для развития личности человека необходимо
восприятие музыки обоих жанров.
То, что воспитывается в личности человека в
процессе общения с музыкой одного плана, вероятно,
не может быть замещено и возмещено музыкой
другого, равно как потребность в уединении не может
быть восполнена и замещена потребностью в
общении и наоборот.
Чувства развитого человека должны уметь
растворяться и в общественно ценном коллективном
переживании, и в то же время иметь возможность
проявляться в индивидуальном переживании и
размышлении, когда человек остается один на один со
своей совестью.

8. Благодарим за внимание!

English     Русский Правила