Восприятие музыки детьми с ОВЗ
Восприятие музыки детьми с ОВЗ
В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а
Секрет музыки
Музыка – регулятор психоэмоционального состояния детей
Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды
Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды
Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды
Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды
Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды
2.65M
Категория: ПсихологияПсихология

Особенности восприятия музыки детьми ОВЗ

1.

Особенности
восприятия музыки
детьми ОВЗ

2.

В настоящее время увеличивается процент
детей с ограниченными возможностями
здоровья - это дети имеющие недостатки в
физическом или психологическом
развитии.

3.

4.

5.

• Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в
освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение
эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость,
тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с
патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои
потенциальные возможности развития. Важно помочь
каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить
в современном обществе и найти свое место.

6. Восприятие музыки детьми с ОВЗ

несовершенство восприятия (целостности, обобщенности,
осмысленности, точности,
полноты, темпа, дифференцированности), а также внимания
(устойчивости, концентрации, распределения) создает трудности как
при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его
восприятии во время слушания и анализа. У детей данной категории
лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при
различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и
длительности (ритму). А несовершенство эмоционально-волевой
сферы обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную
отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при
восприятии вокальных и инструментальных произведений.
Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ
произведений, сопоставление музыкальных образов с образами
реальной действительности.

7. Восприятие музыки детьми с ОВЗ

• Музыкальное восприятие дошкольников с
нарушением зрения формируется в
соответствии с характером нарушения, при
котором именно звук с его многообразием
тембровых, динамических, темповых
оттенков является одной из знаковых систем,
помогающих познать окружающий мир. И в
сочетании сначала с тактильными
ощущениями, а затем и словом звуки
формируют представления детей данной
категории об окружающей действительности.

8.

• Дифференцированное слуховое восприятие у дошкольников с
нарушением зрения является центральным звеном в
слуходвигательных связях и в пространственной ориентировке.
Именно поэтому важно для таких детей развитие музыкального
восприятия.
• Основными методами, помогающими в формировании
музыкального восприятия, усиливающими и
конкретизирующими его, являются словесные методы в
сочетании с практическими. Слово, предварительный рассказ
перед слушанием, беседа по содержанию пьесы, действия с
игрушкой (мягким, пушистым зайчиком, большим мохнатым
медведем) помогают детям сопоставить музыкальный образ,
выраженный средствами музыкальной выразительности, с
реальным образом или явлением окружающего мира.

9. В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а

именно:

10.

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы
становление эстетического отношения к окружающему
миру;
• формирование элементарных представлений о видах
искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений;
• реализация самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.)

11.

• Реализация задач в области эстетического
воспитания ребенка с особыми
образовательными потребностями требует
решения определенной системы задач в
области обучения и развития.

12.

• В качестве основной задачи в музыкальной
деятельности является необходимость
оздоровления детей, причем не, только с
точки зрения физиологии, но и с позиций
музыкально-эстетической направленности,
позволяющих влиять на моральнопсихологическое состояние ребенка. Ведь
здоровье детей напрямую связано с их
душевным равновесием, эмоциональным
благополучием.

13.

• Зрительный дефект
значительно обедняет
способность детей к
подражанию, образному
взаимодействию, они
испытывают моторную
неловкость, трудности в
общении со взрослыми и
сверстниками, нет четких
представлений об
окружающей жизни. При
анализе игровой
деятельности, дети не
сопровождают игры
достаточно
эмоциональной окраской.

14.

15.

• Согласно последним исследованиям,
классическая музыка благотворно влияет на
физические процессы организма,
способствует развитию памяти, внимания,
воображения, развивает духовные и
душевные качества личности. Она обладает
высокой степенью воздействия на
эмоциональную сферу ребенка. Это
происходит в силу влияния музыки на
центральную нервную систему. Слушание
музыки помогает ребенку войти в нужное
эмоциональное состояние.

16. Секрет музыки

Музыку наш мозг
воспринимает
одновременно обеими
полушариями: левое
полушарие ощущает
ритм, а правое –тембр
и мелодию. Самое
сильное воздействие на
организм человека
оказывает ритм.

17. Музыка – регулятор психоэмоционального состояния детей

• 1. Уменьшает чувство тревоги и
неуверенности;
2. Уменьшает раздражительность,
разочарование;
3. Снимает напряженность в отношении
с другими людьми;
4. Улучшает самочувствие, активность,
настроение;
5. Снижает агрессию

18.

Даже вода реагирует на музыку
Так выглядит структура воды после прослушивания
определенной музыки

19.

• На детей с нарушением зрения музыка
оказывает лечебное, коррекционное и
профилактическое воздействие и в связи с
этим появилась необходимость создания
эмоционально – комфортной среды
развития детей, в которой широко
используются нетрадиционные
эффективные методики с использованием
Музыкально – дидактических игр и
пособий.

20. Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды

• Музыкально –
дидактические
игры и пособия –
важное
составляющее
эмоционально –
комфортной
среды для детей
с особыми
потребностями.

21.

22. Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды

• Медленные дети нуждаются в
стимулирующей музыке, которая бы
повышала возбуждение в коре головного
мозга и стимулировала бы общий
жизненный тонус. Это произведения
подвижного, быстрого характера («Смелый
наездник» Шумана, «Марш деревянных
солдатиков», «Камаринская», «Новая
кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и
др.).

23. Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды

• Расторможенные (гиперактивные) дети
успокаиваются музыкой умеренного темпа,
снижающего возбужденное состояние коры
головного мозга «Жаворонок» И. Глинка,
«Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и
др.).

24. Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды

• Дистоническим детям, у которых в течение
дня происходит резкая смена
эмоционального состояния (от агрессии до
апатии) требуется стабилизирующая
музыка спокойного характера с акцентами,
повторяющимися через равные интервалы,
и с одинаковым уровнем громкости
звучания («Времена года» «Подснежник»
П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус
и др.)

25. Создание эмоционально –комфортной музыкально – игровой среды

• Благодаря разнообразной тематике
музыкальных произведений и музыкально –
дидактических игр и пособий развиваются
музыкальные способности, познавательные
способности детей, когнитивная,
эмоционально – волевая сферы развития.
Музыка, с ее огромным эмоциональным
влиянием, богатством выразительных средств,
позволяет бесконечно разнообразить методы
и приемы в процессе использования
дидактических игр и пособий.
English     Русский Правила