Похожие презентации:
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
1.
2. ТЕМА: Основные этапы развития философской мысли
1.2.
3.
Особенности античной философии и ее
влияние на последующее развитие
философской мысли.
Статус и функции философии в средневековой
европейской культуре.
Особенности философии эпохи Возрождения.
3. 1. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли
В переводе с латинского «античный» =«древний» (от лат. «древний»).
Когда говорят об античной философии, то
обычно имеют в виду не древнюю философию
вообще (китайскую, индийскую и т.д.), а только
философию Древней Греции и Древнего Рима.
Античная философия зародилась в конце VI —
начале V в. до н. э. в Древней Греции и
просуществовала до V в. н. э.
4.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙФИЛОСОФИИ
Античная философия - особый исторический
тип классической философии, порожденный
специфическими условиями жизни европейского
рабовладельческого общества.
возникла в период разложения родового строя и
утверждения рабовладельческого общества.
Натурфилософия – философия природы, общее
название ряда философских школ.
Космоцентризм – свойство философии
Античности, которое выражается в стремлении
познать мир как целое, его происхождение и
сущность.
5.
Место родовой общины в Древней Грециизаняла гражданская община – полис, городгосударство, – уникальная форма организации
социальной и политической жизни.
В Древней Греции впервые возникает и
достигает высокоразвитых форм демократия (в
ее рабовладельческой форме).
Религия не играет в жизни древнегреческого
общества определяющей роли, как это
наблюдается на Востоке (Индия, Китай и т.д.)
6.
Духовная жизнь древних греков питаласьпредставлениями богатой мифологии.
Единство греческого мира обеспечивалось общей
культурой,
ядро
которой
составляла
политеистическая (политеизм – это многобожие)
религия,
основанная
на
мифологических
представлениях.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», наиболее
полно выразившие официальную греческую
религиозность, воспринимались как творения
человеческого ума, пусть и посвященные
прославлению богов и героев.
7.
Первые философские школы Древней Грециивозникли в Ионии, в греческих колониях –
полисах на средиземноморском побережье
Малой Азии (современная Турция).
Мифология Древней Греции важна тем, что она
подтолкнула человечество к умственному
развитию, к появлению множеств наук
(математики, логики, риторики и мн. др.).
8. В истории античной философии обычно выделяется три основных этапа:
I - период натурфилософии (или периоддосократиков) – VII – V вв. до н.э.
Учение Пифагора,
милетская школа (Фалес, Анаксимандр и др.),
творчество Гераклита Эфесского,
элейская школа,
учения атомистов (Левкиппа и Демокрита) и др.;
9. I. - период натурфилософии
в центре внимания первых философских школ– проблема «физиса» (природы).
Идея всеобщей естественной основы мира
была
выдвинута
первыми
греческими
философами, представителями милетской
школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI
вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.),
Анаксимандром (VI в. до н. э.).
Особенность милетской школы: впервые
аргументировался
ответ
на
вопрос
о
первооснове («АРХЭ») всего сущего.
10. ФАЛЕС Милетский (конец VII — первая половина VI века до н. э.)
основоположникгреческой философии (и
науки), открывал список
«семи мудрецов»,
заложивших основы
греческой культуры и
государственности
2. 2. «начало всего есть
вода» («все есть вода»);
3. 3. «все полно богов», все
имеет душу.
1. 1.
11. Анаксимандр (VI в. до н. э.)
составил первую картуЗемли;
2. впервые в Греции
установил гномон —
простейшие солнечные
часы;
3. источник происхождения
всего сущего некое
бесконечное,
«нестареющее» начало –
апейрон, - которому
присуще непрерывное
движение.
1.
12. Анаксимен (VI в. до н. э.)
1. последний представительмилетской школы;
2. провозглашает воздух началом
сущего, ибо «из него все
возникает и к нему все
возвращается…»;
3. Земля - плоский диск,
поддерживаемый воздухом;
4. боги также происходят из
воздуха;
5. душа воздушна, жизнь есть
дыхание.
13. АТОМИЗМ
Атомисты (Демокрит, Левкипп) обосновалитезис, что физис - это бесконечное множество
атомов (греч. атом - «неделимый»), вечных,
неизменных, неделимых, постигаемых лишь
разумом первоэлементов, из сочетания которых
и образуются все тела.
Согласно учению Демокрита, бытие состоит из
атомов, а небытие из пустоты.
14. Демокрит - один из основателей атомистики
Жизнь и смерть живыхорганизмов зависит от
соединения и разъединения
атомов.
2. Душа смертная: когда тело
умирает, атомы души
покидают его и рассеиваются
в пространстве.
3. Учение Демокрита о душе
противостояло
господствовавшим
религиозным
представлениям о ее
бессмертии.
1.
15. «…ничто не возникает из ничего»
16. II период – классический, или период сократиков
Период: вторая половина V в.- конец IV в. до н.э.Философию этого периода представляют:
1.
2.
3.
4.
Софисты
Сократ,
Платон
Аристотель.
17. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
18.
Образ жизни античной Греции с ее развитымипубличными
формами
государственного
управления (народные собрания), активной
судебной и политической практикой порождал
объективную потребность в искусстве слова.
Так появляются учителя этого искусства –
софисты.
Слово «софист» в буквальном переводе означает
«мудрец, искусник, мастер, изобретатель».
Софисты не представляли единую философскую
школу.
Их объединяло «профессиональное» занятие
(платные «учителя мудрости»).
19. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.)
1.2.
3.
4.
5.
Знание самого себя всегда
важнее познания природы.
Философия способствует
рождению истины.
Диалектика – искусство
ведения диалога.
Человек – это прежде всего
его бессмертная душа, о
которой и нужно каждому
заботиться
в
первую
очередь.
Философия = повивальное
искусство.
20.
21. Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
1. ученик Сократа, основательАкадемии
в
Афинах,
основоположник традиции
идеализма в философии.
2. учение
о
мире
идей
(«эйдосы») – мире вечных,
абсолютных,
неизменных
сущностей, составляющих
подлинную реальность.
3. Разработал
модель
идеального
государства
(общество 3х социальных
сословий).
22. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Ученый-энциклопедист,систематизатор
знания
античной эпохи,
основатель авторитетной в
Афинах школы – «Ликея»
(прообраза
современных
лицеев).
Ученик Платона.
Главная цель политики –
достижение общего блага.
23. III период – эллинистически-римский
1.2.
3.
4.
Период: IV век до н.э. – V век н.э.
В этот период наблюдаются закат, а затем и
упадок античной философии.
Философские школы:
стоицизм,
кинизм,
эпикуреизм,
скептицизм.
24. СТОИЦИЗМ («расписной портик»)
Основатель: Зенон из Кития на Кипре (ЗенонКитийский).
Представители: Клеанф, Хризипп. Сенека,
Эпиктет, Марк Аврелий и др.
Делится на три периода: Древняя, Средняя,
Новая Стоя.
Стоицизм оказал влияние на становление
моральных норм христианства.
25. Зенон (Китийский)
Цель человека - жить «всогласии с природой». Это
единственный способ
достижения гармонии.
«Кто согласен, того судьба
ведет, кто не согласен, того
судьба тащит».
4 вида аффектов:
удовольствие, отвращение,
вожделение, страх, которые
нужно избегать.
26. Эпикуреизм
Философское учение, основанное на идеяхЭпикура и его последователей.
«Гость, тебе здесь будет хорошо;
здесь удовольствие - высшее благо».
Для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
27. Эпикур
Основатель эпикуреизма вАфинах).
Философские труды
сохранились фрагментарно.
Отрицал провиденциализм.
Утверждал, что боги
бессмертны и существуют в
междумириях
(«интермундиях»).
Душа человека умирает вместе
с телом.
28. Скептицизм
позиция, основанная на сомнении всуществовании какого-либо надежного
критерия истины.
Основатель: Пиррон из Элиды.
Основные представители: Пиррон, Тимон,
Клитомах и т.д.
философское отношение к вещам состоит в
воздержании от любых суждений.
29. Основные положения скептицизма
Отсутствие чего-либо безусловного идостоверного.
Нельзя достичь общезначимой истины.
По своей природе любая вещь неустойчива и
преходяща.
Необходимо воздерживаться от каких-либо
окончательных суждений.
философ - человек, стремящийся к счастью,
которое заключается в невозмутимом
спокойствии (атараксия).
30. Кинизм: основные положения
Родоначальник: Антисфен (ученик Сократа).Яркий представитель: Диоген Синопский.
Главные принцип: аскетизм (этическое учение, о
самоотречении и подавлении чувственных
влечений).
Предельное ограничение потребностей.
Образ жизни киников явно оказал влияние на
формирование образа жизни христианских
аскетов.
31.
32. ВОПРОСЫ ?
33. Вопросы к семинару:
Специфические черты древнегреческойфилософии.
Поиск «архэ».
Периодизация античной философии
Сущностные черты философских школ
античности и их представители.
Дать определение понятиям: натурфилософия,
апейрон, атом, диалектика, майевтика,
космоцентризм.