Похожие презентации:
Архаические религии
1. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ
2. Происхождение религии
• Изучение религиозных систем неевропейскихобществ и исследование истории
первобытного человечества связано с
гипотезами о происхождении религии
• Этнографический материал о говорит о
различие в степени религиозности у разных
народов, но не известны народы, не имеющие
религиозных верований
• О существовании религиозных верований
свидетельствует практика захоронения людей
3. Захоронения неандертальцев
4. Прамонотеизм
• С 18 века активные культурные контакты заставилиевропейских мыслителей сравнивать христианство с
различными религиозными системами
• Представители неевропейских культур не считались
людьми, поэтому предполагалось, что в неевропейских
обществах не могут возникать оригинальные
религиозные представления
• Возникла концепция «ПРАМОНОТЕИЗМА»
• Верования неевропейских народов рассматривались
как остатки веры в единого Бога-творца
• Считалось, что вера была искажена дикарскими
суевериями
• Таким образом оправдывалась политика колониализма
5. Научные представления XIX века
• В 19 веке стали возникать социальные и гуманитарные науки, втом числе социальная антропология и социология.
• Различные общества подверглись сравнительному изучению.
• Утвердилась идея, что неевропейские общества 19 века имеют
ту же структуру, что и древние предки европейских народов.
• Эволюционистская перспектива: формирование представлений
о ранних формах религии, которые существуют в
неевропейских обществах, и которые, гипотетически, были
характерны для древних обществ
• Эволюционизм – теоретическое направление, связанное с
представлением о постепенном развитии, о
необратимом и однонаправленном изменении, о переходе от
одного состояния к другому.
6. Фетишизм
• Фетишизм - религиозное поклонениематериальным предметам, которым
приписываются сверхъестественные свойства.
• Термин «фетиш» введён голландским
путешественником В. Босманом в начале 18 века.
• Французский учёный Ш. де Брос в сочинении «О
культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О
фетишизме», 1973) исследовал фетишизм в
религиях др. египтян, греков, римлян.
• Была выдвинута гипотеза о том, что фетишизм
является первой формой религии
• Классический пример – народы Африки
7. Фетишизм
8. Анимизм
• Анимизм ( от лат. «анима» – дух, душа) - система представлений обособых духовных, невидимых существах, которые управляют телесной
сущностью человека и всеми явлениями и силами природы,
одушевление всего окружающего мира.
• Теория об анимизме как «минимуме» религии принадлежит Э.
Тайлору (книга «Первобытная культура, 1870, рус. перевод - 1988)
• Анимизм возник как идея размышляющего над причинами
сновидений, смерти "дикарем-философом".
• Такие взгляды позволили ученому определить своего рода
историческую последовательность, в которой развивались те понятия,
которые человечество связывало с душами и духами. Эта
последовательность брала свое начало от душ, связанных с
человеком, и затем, через представления о духах, ведущих
независимое существование, проходила путь до политеизма, а потом
и до монотеизма
• Классический пример – индейцы Америки, Меланезия
9. Анимизм
10. Тотемизм
• Тотемизм - комплекс верований, мифов, обрядов иобычаев родоплеменного общества, связанных с
представлением о сверхъестественном родстве
между определёнными группами людей и так
называемыми тотемами — видами животных и
растений
• ototem – его род
• Членам родовой общины запрещается охотиться на
тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также
вступать в брак между собой (экзогамия).
• Классический пример – племена Австралии
11. Тотемизм
12. Тотемизм
13. Теория Э. Дюркгейма
Механическая солидарность1. Слабая степень
разделения труда
2. Необходимость
инструментов для
поддержания
солидарности
3. Тотемизм – это форма
предъявления символов
общественной
солидарности
Органическая солидарность
1. Высокая степень
разделения труда
2. Солидарность
поддерживается
способами производства
3. Религия в западных
обществах исчезает. Хотя
сохраняются формы
поддержания
солидарности в области
политики и спорта
14. Магия
• Магия – форма верований и ритуальной практики,связанная с представлениями о возможности человека
повлиять на сверхъестественные силы
• Древняя магия неотделима от образа могущественного
мага, колдуна или шамана, способного воздействовать
на явления природы и людей при помощи необычных,
сверхъестественных сил
• С ними связывалось представления об особой, как
правило передававшейся по наследству, колдовской
силе. Только обладатель такой силы и мог стать
предводителем. Там верят в особую силу вождей и
шаманов, передающуюся по наследству, — ману.
15. Шаман
16. Трактовки магии у Дж. Фрезера и Б. Малиновского
• Фрезер рассматривал магию как этап развитиячеловеческой культуры.
• За этапом магии последовали этапы религии и науки.
При этом магия, как и наука, прогрессивное явление,
потому что помогало первобытному человеку влиять на
окружающий мир
• Б. Малиновский считал, что магия религия и наука
развиваются параллельно, каждая имеет свою функцию
• Магические представления у тробрианцев связаны с
событиями и явлениями, на которые невозможно
повлиять обычными способами (клубневые растения/
кокосы, рыбная ловля в лагуне и в открытом море)
17. Магия
• Одними из самых древнихявляются магические
обряды, обеспечивавшие
удачную охоту. У многих
первобытных народов
члены общины под
предводительством своего
общинного мага
обращались за помощью в
охоте к тотемным духам.
Часто обряд включал
ритуальные танцы.
18. Лечебная магия
• Болезньвоспринималась как
влияние враждебных
сил и/или злого
колдуна
• Шаман отправлялся в
мир духов и боролся
там с враждебными
духами
• Очерк К. Леви-Стросса
о шамане
19. Современные аспекты изучения архаических религий
• Не ставится вопрос о том какая из ранних форм религиивозникла первой
• Не идет речь о том, что в некотором обществе есть только одна
из форм религиозных верований, скорее всего, можно говорить
о религиозном комплексе
• Имеются существенные культурные различия у разных народов
в разных регионах
• Нужно понимать ограничения гипотезы о том, что религия
современных не европейцев и религии древнего населения
Европы тождественны
• Нужно учитывать, что научные разработки представляют собой
европейский взгляд на традиционную культуру, поэтому могут
восприниматься только как гипотезы