Современные религии
Традиционные религии
Современные нетрадиционные культы
Типы современных нетрадиционных культов
Типы современных нетрадиционных культов
Типы современных нетрадиционных культов
Типы современных нетрадиционных культов
Типы современных нетрадиционных культов
Организационные принципы организации религиозных движений
Идеологическое обоснование
Критерий членства
Организационная структура
Эволюция секты
262.55K
Категория: РелигияРелигия

Современные религии

1. Современные религии

2. Традиционные религии

3. Современные нетрадиционные культы

• Внеконфессиональные, неканонические
религиозные движения.
• Распространялись в течение XX века
• Синкретичность учения
• Имеют специфические формы организации

4. Типы современных нетрадиционных культов

1. Неоориенталистские объединения
• Связаны с восточными религиями («Ориент» –
восток)
• Принимают идеи, близкие к другим мировым
религиям (Христанство, Ислам)
• Широкое использование медитативных практик,
восточные культовые практики
• Акцент на личном опыте человека
• «Общество сознания Кришны», «Дзенбуддистский Центр», «Тантрический буддизм»

5. Типы современных нетрадиционных культов

2. Неохристианские объединения
• Слияние христианских идей с элементами
восточных религий
• Идеи конца света и мессианства
• Противостоят потребительским ценностям
(являются специфическим способом
потребления)
• Автократический способ организации
• «Церковь объединения», «Церковь
Последнего завета», «Белое братство»

6. Типы современных нетрадиционных культов

3. Сайентологические направления
• Представления о связи Земли с высшими
космическими силами
• Идеи слияния космических сил с божеством
• Толкование экологических и психологических
проблем современных людей
• Мистическая трактовка физических и
биологических явлений.
• «Дианетика» (Р. Хаббард)

7. Типы современных нетрадиционных культов

4. «Новая Магия»
• Интерес к неевропейским культам и
европейским историческим религиям
• Противостояние ценностям европейской
цивилизации
• Интерес к экстазам, практикам
неевропейской медицины.
• Учение Карлоса Кастанеды

8. Типы современных нетрадиционных культов

5. Сатанизм
• Религиозные
движения протеста
• Долгая европейская
традиция Сатанизма
• Идеи индивидуализма
(романтизм)
• Современные идеи
обаятельного зла
• Голливудские образы

9. Организационные принципы организации религиозных движений

• Современные религиозные движения
имеют особенности организации.
• В начале XX века М. Вебер в работе
«Хозяйство и общество» выделил два типа
религиозных организаций: секта и церковь.
• Оба типа являются идеальными моделями
и имеют методологический смысл
(идеальные типы М. Вебера)

10. Идеологическое обоснование


Церковь
Не противопоставляет
себя «миру».
Церковь имеет свое место
в картине мира.
Универсальность учения.
Каждый человек – член
церкви (прихожане)
Спасение дается богом
Секта
Противостоит внешнему
миру.
Неприятие мирских
порядков.
Опирается на учение об
«избранности».
Фундаментализм.
Спасение достигается
особым поведением или
участием в обрядах.

11. Критерий членства

Церковь
• Признает не сознательное
вступление. Крещение во
младенчестве.
• Предъявляет умеренные
требования к своим
членам.
• Требует дисциплины и
конформности в
умеренных пределах
Секта
• Требует сознательного
членства. Посвящение
взрослых.
• Предъявляет строгие
требования к своим
членам (аскетизм).
• Требует высокой степени
дисциплины и
конформности.

12. Организационная структура


Церковь
Бюрократическая
организация постов и
должностей.
Руководители
административного типа.
Специальная подготовка
«профессионалов».
Формализованное
богослужение
Секта
Мистическое единство
«равных».
Руководитель
харизматического типа.
Каждый член секты имеют
определенную
компетенцию.
Неформализованное
богослужение с высокой
степенью
эмоциональности.

13. Эволюция секты

• По мнению М.Вебера любая секта с течением
времени трансформируется в церковь.
• Р.Нибур предложил идею о промежуточной
форме организации – Деноминации
Теряет замкнутый характер
Исчезает правило сознательного вступления
Принятие мирового порядка
!!! Но нет универсализма в учении

14.

• По мнению Р. Нибура секта существует на
протяжении одного поколения людей, а
затем трансформируется в Деноминацию.
• Какие могут быть доказательства и
опровержения этого тезиса?
English     Русский Правила