Похожие презентации:
Диалектико-материалистическая социология К. Маркса и Ф. Энгельса
1. Диалектико-материалистическая социология К.маркса и Ф.энгельса
ДИАЛЕКТИКОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯСОЦИОЛОГИЯ К.МАРКСА
И Ф.ЭНГЕЛЬСА
Подготовила
студент 1 курса
Бездворная Анастасия
Кафедры Управления
2016
2. Концепция отчуждения
■ Отчуждение (по К.Марксу) – отделение людей от их праксиса:произведенных ими товаров, контроля за производственным
процессом, производственной активности, природы,
институциональных структур, друг от друга, что проявляется в
дегуманизации (утрата человеческих черт в результате
нечеловеческих условий существования), разрыве естественных
связей между людьми, в превращении результатов деятельности
людей в нечто враждебное по отношению к ним самим.
3. 3 позиции отчуждения
Отчуждает от негоприроду
«Отчуждение человека от
человека»
Отчуждает от него его
самого, его
жизнедеятельность
4. Преодоление отчуждения Карл Маркс связывает с упразднением частной собственности.
5. Разделение труда
Разделение труда не способствует тому, чтобы индивиды моглиразвивать свои потенциальные способности. Существующие
разделение труда, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, зачастую
искусственно отделяет трудящихся от сообщества, в котором они живут.
Люди осознано и неосознанно игнорируют интересы общества. В
следствие этого возникают общности: «мнимые» и «ложные»
коллективности.
Как преодоление этой проблемы ученые видят во всестороннем
развитии личности.
Отчужденный человек создает себе идолов(деньги, вещи, кумиры и тд).
Поэтому все действия индивид направляет на реализацию и получение
мнимых идолов, отстраняюсь от своих свобод и потенциала к
развитию.
Такое явление было названо «товарный фетишизм».
6.
■ Товарный фетишизм ( по К.Марксу) – овеществлениеотношений между людьми в капиталистическом
обществе: индивиды оценивают друг друга как свойства
товара, как естественные вещи.
7. Диалектико-материалистическая социология, ее предметы и методы
■ Диалектико-материалистическая социология –позволяет анализировать общество, его структуры,
функции в контексте динамики сознания больших
социальных групп, их взаимодействие и борьбы.
8. Природа
■ Природа (в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса) –самостоятельная от человеческого бытия субстанция, средство
жизни человека, фактор развития общества, благо, источник
прогресса и развития человеческой цивилизации.
Они первые диалектически подошли к проблеме
взаимоотношений природы, общества, человека. Они понимали
человека как природно-общественное существо, для которого
природа «является жизнью, а не средством к жизни».
9. Структуры и социальные агенты
■ Характер общественных отношений, в диалектикоматериалистическом методе, стоит изучать по объективныхреалиям – динамике производственных сил, научно-технического
знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что
люди думают сами о себе, исходя из разного рода представлений
(политики, идеологии, религии).
Особое значение имеет взаимосвязь между структурами –
экономическими, политическими и тд, показывая характер
взаимовлияния различных подсистем на общество в целом и на
общественное сознание, в особенности на поведение социальных
агентов.
10. Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
■ Общественное сознание — реальное, практически функционирующее сознание,в котором в самых различных комбинациях органически переплетаются
теоретическое (научное) и обыденное сознание; может быть активной,
нейтральной или пассивной общественной силой.
■ Классовое сознание (по К. Марксу) — осознание людьми общих классовых
интересов, готовности к солидарным действиям, что происходит в процессе
перехода «класса в себе» в «класс для себя».
■ Ложное сознание (по К. Марксу) — форма классового сознания, которое не
адекватно «объективному» положению социальной группы, что проявляется в
неспособности социальной группы или индивида представлять свои объективные
интересы в системе общественных отношений.
11. Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
■ Класс в себе (по К. Марксу) — класс как группа людей,имеющих одинаковое положение по отношению к
средствам производства, но не осознающих своих
особых интересов.
■ Класс для себя (по К. Марксу) — класс, осознающий свои
особые интересы за счет формирования классового
сознания и солидарности.
12. Идеология
Идеология (по К. Марксу) – ложное сознание, которое даетизвращенное, искаженное представление об обществе.
■ Идеология основана на классовом пристрастии. Интересы господствующего
класса выдаются как интересы всего общества.
➖ Идеология предполагает спекулятивное мышление.
➖ Каждый господствующий класс внушает свои мысли и идеалы.
13. Социальные законы
1) Закон человеческой историиВыделил 5 основных стадий развития человеческой цивилизации:
Доклассовое
общество
Рабовладельческое
общество
Бесклассовое
общество
Феодализм
Капитализм
14. Социальные законы
2) Закон углубляющейся экономической дифференциацииСущность закона:
богатство скапливается у меньшего числа людей, когда большая часть
общества беднеет.
15. Ненамеренные действия
Ненамеренными последствиями отчуждения является формированиеущербного общественного сознания. Происходит привыкание
человека к выполнению однообразных действий без стремления к
самосовершенствованию. Избежать этого можно с помощью
грамотного разделения труда с применением каждым участником
производства не одной, а сразу нескольких разнообразных функций.
16. Противоречия и конфликты
Свою диалектико-материалистическую теорию К. Маркс и Ф. Энгельсиспользовали для понимания природы общественных конфликтов и
противоречий, путей их разрешения, а также для анализа механизма
социальных изменений. Для них противоречия и конфликты — главный
фактор социальных изменений.
17. Классы и классовая борьба
Критерии класса (по К. Марксу):Отношение к
средствам
производства
Ощущение
отличных
интересов от
других групп
Общность
деятельности
Осознание
единства
Способ
мышления и
образ жизни
18. Гендерное неравенство
Преодоление патриархата связали с ликвидацией частнойсобственности и достижением социального равноправия
полов.
19. Социальная революция
■ Социальная революция (по К. Марксу) — продукт классовой борьбы, ведущий кустановлению нового способа производства в жизни общества, соответственно,
качественно меняющий социальную структуру, экономические и политические
институты, их функции.
20. Власть, обращенная к человеку
21. «Все миропонимание Маркса - это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для
«Все миропонимание Маркса - это недоктрина, а метод. Оно дает не
готовые догмы, а отправные пункты
для дальнейшего исследования и
метод для этого исследования.»
Ф. Энгельс