Похожие презентации:
Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси
1. Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси
2.
Жизнь князяВладимира делится на
два периода — до и
после крещения.
Первый период был
очень коротким,
до 25-летнего возраста.
Это время Владимир
жил, как язычник. Но
он быстро духовно
зрел. Во второй
период (до самой
старости) он, как отец,
заботится о духовном
и материальном благе
своего отечества.
3. Владимир — внук святой равноапостольной Ольги. Он родился около 962 года.
Княгиня Ольга4.
Отцом его был князь Святослав Игоревич — внукРюрика . Святослав, как истинный язычник, был
многоженцем. От разных женщин народил он троих
сыновей — Ярополка, Олега и Владимира. Матери
первых двух были его законными женами, а Владимир
родился от наложницы Малуши .
5.
Малуша Малковна, дочьМалка Любечанина, князя
Древлянского. Приводя к
покорности восставших
древлян и овладев их
городами, княгиня Ольга
повелела казнить князя
Малка, а детей его,
Добрыню и Малушу, взяла с
собой. Добрыня вырос
храбрым умелым воином,
обладал государственным
умом, был впоследствии
хорошим помощником
своему племяннику
Владимиру в делах
военного и
государственного
управления.
Добрыня Никитич и Малуша —
наложница Святослава Игоревича,
мать будущего князя Владимира
(Крестителя Руси)
6.
Малуша — христианка . Онастала ключницей княгини
Ольги, т.е. хранительницей
мехов, серебра, монет и
прочих драгоценностей.
Вскоре Малуша полюбилась
суровому воину – князю
Святославу.
Летописи рассказывают, что
узнав о любви своего сына,
Ольга, разгневавшись на
свою рабыню, сослала ту в
отдаленное селение Будутину.
Там и родился мальчик,
названный русским,
языческим именем Владимир
— владеющий миром,
владеющий особым даром
мира.
7.
Вскоре Владимираотобрали у матери.
Воспитывался он в
Киеве, при дворе
своей бабки,
княгини Ольги. Но
еще долго
презрительное
прозвище
«робичич», то есть
«сын рабыни»,
будет
преследовать его.
8.
В 970 году Святослав, отправляясь впоход, из которого ему не суждено уже
было вернуться, поделил Русскую землю
между тремя сыновьями. В Киеве княжил
Ярополк, в Овруче, центре Древлянской
земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.
По смерти Святослава между детьми его
началось междоусобие.
9.
ШестнадцатилетнийЯрополк в 975 г.
двинулся походом на
своего брата Олега и в
сражении у города
Овруча Олег погиб.
Тогда Ярополк двинулся
на Новгород.
Совершенно ясно, что он
хотел княжить
единолично, без
конкурентов. Владимиру
в это время
исполнилось всего 12
лет, и Добрыня увез его
«за море» (в
теперешнюю Швецию).
Через три года он
возвратился в Новгород
с чужеземной ратью.
10.
Варяги или наёмники11.
Так началась война между Владимироми его братом Ярополком. Владимир
возглавил поход, против Ярополкахристианина. Летом 978 года он осадил
Киев. Ярополк запирается в городке
Родня. После почти двухлетней осады
голод заставил Ярополка сдаться на
милость брата. Но когда Ярополк вступил
в покои Владимира, двое варягов,
стоявших в дверях, подняли его на мечах
«под пазуху».
12.
С этогозлодейского
убийства и
начинается
единовластное
княжение
Владимира на
Руси, которое
продолжалось
долгих 37 лет.
Князь Владимир
и князь Ярополк
13.
Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярымпротивником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил
на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон —
поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога,
Стрибога, Симрагла и Мокоши.
14.
«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих идочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля
Русская и холм тот», рассказывает летопись.
15.
Древнее капище16.
Языческий храм. Проводится обряд в храме.В центре храма 4-х главый Световит
17.
Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимираглавным божеством древней Руси,
устанавливались и в других древнерусских
городах. В 983 году, после одного из походов
Владимира, на «Перуновом холме» было решено
устроить и человеческие жертвоприношения.
18.
Жребий пал на двор некоего варягахристианина, и киевские язычникипотребовали принести в жертву его сына.
Варяг не подчинился им и не дал своего
сына на заклание бесам. В отместку
киевляне разметали весь его двор и
подрубили сени, на которых он стоял с
сыном, и так убили их. Эти варягихристиане Феодор и сын его Иоанн,
стали первыми в Русской земле
мучениками за веру.
19.
Первыерусские
мученики
Федор и
Иоанн
перед
гибелью
20.
Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимирадо принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное
действие благодати крещения, представив того же князя в самом
светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми
разными пороками, среди которых, прежде всего, называют
непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен.
Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц.
21.
При всем том Владимир в эти годы проявляетвсяческую заботу об укреплении государства. Он
совершает несколько успешных походов на запад
и восток :против поляков, ятвягов, волжских
болгар, хазар, подчиняет власти Киева ряд
восточнославянских племен: радимичей, вятичей,
присоединяет к Руси Червенские города (Волынь).
Различные области Русского государства
скрепляются более прочными узами, чем прежде.
Он «пас свою землю правдою, мужеством и
разумом», как добрый и рачительный хозяин, при
необходимости расширял и оборонял ее пределы
силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал
для дружины и для всего Киева щедрые и веселые
пиры.
22.
Однако языческая реформа, изменившая лишьвнешнее обличье старых богов, не могла
удовлетворить Владимира. Личные поиски веры
совпали с требованиями времени. Русь
окончательно теряла черты прежней военной
федерации отдельных племен, превращалась в
единое государство, игравшее все большую роль в
европейской и мировой политике. Все это
требовало изменений в сфере идеологии.
Язычество не могло удовлетворить князя.
Отрицательно сказывалось господство язычества в
стране и на международных связях.
Европа почти вся была христианизирована.
У волжских булгар был распространен ислам, у
хазар — иудаизм. К X веку Русь оказалась до
некоторой степени в состоянии изоляции от
христианских государств Европы.
23. Выбор веры князем Владимиром
Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере.Владимира — монарха крупнейшей европейской
державы, пытались сманить в свою веру и
магометане, и хазары, фактически оставшиеся
на тот момент без государства, и иудеи, не
имевшие своего государства, тем более,
представители Ватикана.
К Владимиру стали приходить послы.
Князь Владимир внимательно выслушивал всех,
задавал вопросы.
24. Одними из первых были иудеи.
25.
Во время беседы с ними Владимир,согласно свидетельству летописца,
спросил, где их родина. Они же
ответили ему: «у нас нет родины. За
наши грехи Бог нас рассеял». Речь шла
конечно же о рассеянии евреев из
Палестины и их распространении по
всему миру. Владимир отвечал иудеям,
что не желает принимать веры, которая
приводит потом к потере отечества.
26. Беседовал Владимир также и с мусульманами .
27.
Здесь показательно, что в своем религиозномпоиске князь уже дошел до понимания
единобожия. Однако, он еще по-детски наивно
лукавит, желая найти легкий путь к Богу. Так,
ислам прельщает поначалу сластолюбивого
князя возможностью многоженства и
обещанием сомнительного «рая», в котором
правоверные якобы услаждаются
преизобильными благами в обществе гурий.
Однако, как говорит летописец, временно
победила другая страсть: узнав, что Коран
запрещает употребление вина, Владимир
произносит историческую фразу:
«Руси веселие есть пити».
28. Разговор Владимира с западными христианами.
29.
Интересно, что гораздо болеекоротким был разговор Владимира с
западными христианами. Очевидно,
Владимира отталкивала уже вполне
к тому времени оформившаяся
идеология папизма с требованием
вассального подчинения римскому
первосвященнику как земному
владыке христианского мира.
Владимир ответил папским
посланцам, что его предки веры
латинской не принимали.
30.
Для князяВладимира,
очевидно, много
значил отказ его
мудрой бабки
Ольги от
западного
христианства и
принятие
крещения от
православных
греков.
Крещение Ольги
31. Беседа князя с монахом-философом, пришедшим из Византии.
Беседа князя с монахомфилософом, пришедшим изВизантии.
32.
Этот миссионер, поимени нам
неизвестный, показал
Владимиру
икону Страшного Суда,
и тем самым
наглядно
продемонстрировал
ему христианскую
веру и посмертную
судьбу грешников и
праведников.
33.
Это был наиболееживой и
правдивый
рассказ. Эта
икона стала для
Владимира
свидетельством
о Истинном
Боге. Перед
нами
интересный
исторический
пример того, как
икона была
использована в
целях
проповеди.
34.
Князь Владимир от проповедигреческого монаха и от иконы
получил сильное эмоциональное
впечатление, благоприятное, в
отличие от других религий. Но все же
это был еще далеко не
окончательный выбор. Князь
стремился сделать его обдуманно и
взвешенно.
35.
По летописи, князь Владимир,призванный Промыслом Божиим
быть крестителем Руси, был уже
готов принять православную веру от
греков, но, будучи мудрым
руководителем, подготавливал
народ к крещению путем частых
бесед о вере на княжеском дворе.
Было решено послать послов и
испытать каждую веру на месте, и
избрали для этого десять мужей,
«добрых и смышленых».
36.
И вот эти послы наблюдали в Болгарии, какмусульмане молятся в мечети: «Став там без
пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит
туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья,
только печаль и смрад великий.
Не добр закон их».
37.
У немцев «видали в храмах различную службу, нокрасоты не видели никакой».
38.
В Византии же в Константинопольском храме во имя СофииПремудрости Божией они созерцали праздничное
патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с
пением соборных хоров.
39.
«Не знали, на небе или на земле мы, —рассказывали послы по возвращении в Киев, —
ибо нет на земле такого зрелища и красоты
такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем
только, что пребывает там Бог с людьми, и
служба их лучше, чем во всех других странах. Не
можем мы забыть красоты той, ибо каждый
человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом
горького, так и мы не можем уже здесь
пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре
сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон
греческий, то не приняла бы его бабка твоя
Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».
40.
Послы киевскогокнязя были
ошеломлены
увиденным
41.
В 987 году на совете бояр Владимирпринял решение о крещении «по закону
греческому».
42.
По преданию, в обмен на это решение, ему дажеобещали руку сестры правящего византийского
императора Василия II Анны, которой к этому
времени было уже 26 лет. Но обещание не
выполнялось, и поэтому Владимиру пришлось
добиваться руки Анны военной силой. Согласно
летописи, в следующем 988 году князь Владимир
6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в
Крыму, принадлежавший тогда Византии) и
потребовал в жёны византийскую принцессу Анну,
угрожая в противном случае пойти на
Константинополь. Император Василий II вынужден
был согласится, потребовав в свою очередь
крещения князя, чтобы сестра вышла за
единоверца.
43.
Получивсогласие
Владимира
принять
святое
крещение,
византийцы
прислали в
Корсунь Анну
со
священниками
44.
Но добившись своего, Владимир забылсвоё обещание. И тут с ним случилось
то, что перевернуло всю его жизнь. Он
внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил
и стонал Владимир. Ужасны были крики
князя, когда он понял, что может
остаться инвалидом навсегда.
45.
Принцесса Аннатогда
напомнила о
его обещании
и
посоветовала
ему поскорее
принять святое
крещение.
46.
В страхе перед христианским Богом,Владимир вместе со своей дружиной
прошел обряд крещения. В крещении
Владимир принял имя Василий, в честь
правящего византийского императора
Василия II, согласно практике
политических крещений того времени.
Чудо возврата зрения свершилось
после крещения. Мир для него
преобразился.
47.
48.
У князя Владимира явилась разительная переменаего собственной жизни, его духовно-нравственного
состояния. Из страстного, гордого язычника он
переродился в целомудренного, кроткого,
необычайно милосердного и доброго человека. Он
даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное
до тех пор в человеческой истории новшество —
отменить смертную казнь для разбойников, боясь
греха.
До принятия христианства на Руси было
распространено многоженство. У киевского князя
Владимира было 5 законных жен. Православные
источники утверждают, что после крещения князь
освободил от супружеских обязанностей всех
бывших языческих жён. Рогнеде он предложил
выбрать мужа, но она отказалась и приняла
монашеский постри
49.
Сам Владимир, после крещениясочетался браком по
христианскому обряду с
византийской принцессой
Анной (+1011). Этим браком
Владимир достиг того, что Русь
перестала считаться в Византии
варварским народом. Возрос я
династический престиж
киевских князей. В дальнейшем,
Анна активно участвовала в
распространении православия
на Руси, «построив многие
церкви». Её гробница
находилась в церкви Пресвятой
Богородицы в Киеве рядом с
гробницей св. Владимира
Крестителя.
50.
Крещение в Корсуни(Херсонес) князя
Владимира с боярами и
дружиной было началом
крещения всей Русской
земли! В сопровождении
дружины, бояр,
духовенства князь
Владимир двинулся к
Киеву. Впереди несли
кресты, иконы, святые
мощи.
51.
По возвращении в Киев князь Владимирсобрал 12 своих сыновей и, подготовив
их к принятию святой веры Христовой,
крестил в источнике, навсегда
получившим название Крещатик.
Вместе с ними крестился и весь дом
его, и некоторые бояре, вероятно, из
тех, кто не был в Херсонесе.
52.
53.
Потом Владимир приказал приступить к массовомукрещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра
корсунскими священниками.
54.
55.
Князь Владимир повелел везде сокрушатьязыческих идолов: одни были сожжены,
другие изрублены.
56.
А главного же идола Перуна ссеребряной головой и золотыми усами
было приказано, привязав к хвосту
лошади, стащить в Днепр, молотя
палками для публичного поругания, а
затем провожать до порогов, чтобы
никто не мог вытащить и взять его. Там
идолу привязали камень на шею и
утопили. Кануло в воду русское
язычество…
57.
58.
«Красным солнышком» прозвалВладимира русский народ. Средством
христианской проповеди были и
знаменитые пиры святого Владимира;
по воскресеньям и большим церковным
праздником после литургии
выставлялись для киевлян обильные
праздничные столы, звонили колокола,
славословили хоры, даже, по
преданию, приказал развозить на
телегах еду и питьё для немощных и
больных.