Похожие презентации:
Правовая и политическая мысль Англии и США в XVII-XVIII вв
1. История политических и правовых учений
Часть 22. Правовая и политическая мысль Англии и США в XVII-XVIII вв.
Проблемы государства и права вработах Адама Смита (Англия)
2. Характеристика политико–
правовых учений США Нового
Времени.
1.
3. Адам Смит (1723-1790)
Адам Смит (1723-1790)Уделял внимание законам общества.
Все законы, существующие в обществе
он разделял на законы природы и
человеческие
Мораль является институтом,
регулирующим человеческие
взаимоотношения
Правовые нормы регулируют
правоотношения, возникающие в сфере
конституционных (гражданских) прав
граждан
4. «Трудно заставить человека понять что-либо, если его заработок обеспечивается непониманием этого.»
Государство должно защитить обществоот посягательств извне и от
несправедливости других членов
общества, проведение мероприятий,
направленных на поддержание
достойного уровня жизни граждан.
5. США
Радикальное течение защищалоинтересы федералистов, основными его
представителями были А. Гамильтон,
Дж. Мэдисон и Дж. Вашингтон.
Общими политико-правовыми идеями
для всех течений были: приоритет
республиканской форме правления,
разделение властей, демократия,
протестантизм.
6. Правовая и политическая мысль Германии конца XVIII—XIX вв.
1. Иммануил Кант о проблемахгосударства и права.
2. Политико – правовая концепция
Гегеля.
7. Правовая доктрина Канта
Мораль и право едины по своему источнику и цели.Источником является разум индивида, а целью —
установление всеобщей свободы;
отличие морали от права заключено в способе
принуждения.
Мораль основывается на принуждении человека
внутренними, а право - внешними условиями.
Право является совокупностью условий, при которых
произвол одного совместим с произволом другого с
точки зрения всеобщего закона свободы.
8. Учение Георга Гегеля (1770—1831)
Учение Георга Гегеля (1770—1831)Внутреннее устройство государства по Гегелю:
Монархия, как идеальной формы правления; применение
принципа разделения властей.
Власть должна быть разделена на законодательную,
правительственную и королевскую ветви.
Судебная власть представлена как часть правительственной
или королевской, а сама королевская власть являлась основой
первых 2 властей.
Структуры государственных органов: монарх, правительство,
двухпалатный парламент.
Королю принадлежит последнее слово при принятии закона.
Правительство выступает как совещательная инстанция.
Парламент является лишь выразителем интересов сословий
9. Либеральное течение Англии XIX в.
Проблемы государства иправа в работах Иеремии
Бентама
2. Политико-правовая
концепция Джона Милля
1.
10. Бентам
Каждый человек стремится получить отжизни как можно больше счастья и как можно
меньше страданий;
степень полезности того или иного явления
для большего числа людей - критерий его
полезности в целом;
понятие, дающее представление о способе
достижения пользы большому количеству
людей, есть нравственность;
цель развития всего человечества —
достижение счастья как можно большим
количеством людей.
11. Джон Милль 1806—1873
Джон Милль 1806—1873Основным постулатом - утверждение, что
всеобщей целью человечества является
индивидуальная свобода.
Сферы индивидуальной свободы: свобода
совести, представляемая как совокупность
свободы мысли, мнений и т.д.;
свобода выбора цели жизни;
свобода объединений для достижения какихлибо целей.
12. Либерализм во Франции.
1. Политико-правовыевоззрения Бенджамена
Констана.
2. Проблемы государства и
права в работах Алексиса де
Токвиля.
13. Бенджамен Констан (1767-1830)
Бенджамен Констан (1767-1830)Предложил новый подход к определению
понятия "свобода".
Понятие "свобода" заключено в наличии у
гражданина права- подчиняться одним только
законам, высказывать свое мнение, выбирать
профессию, свободно распоряжаться частной
собственностью, объединяться с другими для
достижения своих целей, участвовать в делах
управления государством.
Законы не должны иметь обратной силы,
противоречить нормам морали.
14. Алексис де Токвиль (1805-1859)
Алексис де Токвиль (1805-1859)Концепция демократии.
Демократия обладает преимуществами
перед иными формами правления:
представляет собой верховенство
большинства, способствует достижению
счастья большинством граждан,
является гарантом обеспечения
политической свободы.
15. Средства предотвращения перерождения демократии в деспотию:
Учреждение представительногоправления, улучшение
законодательства, учреждение
независимого суда присяжных, деление
государства на самостоятельные
территории, активизация политической
жизни населения, установление
свободы печати
16.
17. Политико-правовые идеи представителей утопического социализма.
Политико-правовыеидеи Анри де СенСимона.
2. Политико-правовые
взгляды в произведениях
Шарля Фурье.
1.
18. Анри де Сен-Симон (1760—1825)
Анри де Сен-Симон (1760—1825)Предложил классификацию общественных сословий:
паразиты (дворяне, чиновники, военные);
промышленники (фабриканты, рабочие).
промышленники призваны сыграть основную роль в
достижении обществом позитивного периода.
Толчком этому должны были послужить реформы
государственного строя: достижения блага класса
промышленников; на научную основу поставлен план
управления; обеспечение всем возможности
трудиться; установление всеобщей обязанности
труда на всеобщее благо.
19. Сен-Симон
Все реформы общества, должныотказаться от революционных методов
преобразования общественного строя,
мирно урегулировать все социальные
конфликты, проводить
просветительскую работу с населением.
20. Шарль Фурье (1772-1837)
Шарль Фурье (1772-1837)Пытался найти универсальные законы
развития общества.
Анализируя историческое развитие
человечества, выделил такие этапы его
развития как: детство, юность, зрелость,
старость.
Выдвинул идею о поступательном развитии
истории
Заявлял о скором переходе человечества к
обществу с идеальными порядками.
21. Политико-правовые доктрина Роберта Оуэна (1771 - 1858)
В основу своего учения положил исследованиехарактера человека.
Характер человека - результат взаимодействия
природной организации индивида и окружающей его
природной среды.
Оуэн критикует сложившийся капиталистический
строй.
Являясь элементом внешней системы, формирующим
личность, обладает следующими негативными
признаками: представляет "наихудшую систему" для
достижения блага народов мира;
22. Политико-правовые взгляды представителей реформистского и научного социализма.
1. Политико-правовая концепция ЛуиБлана.
2. Воззрения Фердинанда Лассаля на
проблемы государства и права.
3. Идей "научного социализма" в
работах Карла Маркса и Фридриха
Энгельса.
23. Луи Блан (1811—1882)
Луи Блан (1811—1882)Основа всех бедствий рабочего класса —
институт свободной конкуренции.
Улучшения жизни общества можно
достигнуть при помощи социальной и
политической реформ.
Смысл реформ: создание при помощи
государства общественных мастерских в
самых важных промышленных отраслях;
Социальная сфера, выплаты участникам
объединения, расширение производства,
контроль государства за деятельностью
данных объединений
24. Фердинанд Лассаль (1825—1864)
Фердинанд Лассаль (1825—1864)Государство — механизм, защищающий интересы
всего общества от индивидуализма и эгоизма
отдельного человека,
задачи государства — обеспечение свободы
общества,
просвещение и установление справедливого
порядка.
Наличие денежной системы превратило государство
в защитника интересов лишь буржуа.
Для достижения уровня идеального государства
следует объединить все классы для дальнейшего
улучшения положения рабочего класса
25. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
)Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895
Предлагали использовать метод
исторического материализма, то есть изучать
законы развития общества, обусловленные
материальной стороной жизни индивида.
В основу своего учения Маркс и Энгельс
положили понятие о соотношении
экономического базиса и политической
надстройки.
Базисом ученые предлагали считать систему
экономических отношений в обществе,
находящуюся вне сферы воздействия
человека.
26.
27.
28. Политико-правовые доктрины представителей анархизма
1. Взгляды на государство и правоУильяма Годвина.
2. Сущность государства и права в
политико-правовой концепции Пьера
Прудона.
3. Государственно – правовая доктрина
Макса Штирнера.
4. Политико – правовые взгляды Жоржа
Сореля.
29. Уильям Годвин (1756-1836)
Уильям Годвин (1756-1836)Свою концепцию соотношения государства,
права и общества строил на принципе
противопоставления их друг другу: причина
возникновения общества — естественное
стремление к совместному проживанию
индивидов
Причина возникновения государства желание элиты обезопасить себя от других
людей
Государство основано на силе, а общество —
на началах справедливости, поэтому
государство есть зло, а общество — добро
30. Пьер Прудон (1809—1865)
Пьер Прудон (1809—1865)Под анархией Прудон понимал такое
состояние общества, в котором
упразднены все формы угнетения
человека, которые существуют в виде
институтов государства и права и
политическая конституция заменена
социальной.
31. Прудон
Меры, направленные на переход кидеальному обществу:
организация общества в виде федерации
свободных ассоциаций, сочетающих
индивидуальную и коллективную свободу;
замена политического порядка внутри
общества экономическим;
замена права собственности правом
владения;
переход на систему взаимных
обязательственных отношений между людьми
32. Макс Штирнер Жорж Сорель
Макс ШтирнерЖорж Сорель
Штирнер: каждый человек является "единственным",
"эгоистом".
Цель эгоиста — "удовлетворение самого себя", то
есть своих желаний и интересов;
враг "эгоиста" — государство и иные "фантомы" в
виде права, религии и т.д.
Сорель: анархо-синдикализм.
Идеалом общества считал организацию, основанную
на свободном труде и добровольном объединении
людей в синдикаты.
функции управления обществом должны быть
сосредоточены в руках советов рабочих депутатов.
33. Политико-правовые идеи представителей социологического позитивизма
1. Политико-правовая концепция ОгюстаКонта.
2. Учение Герберта Спенсера о государстве и
праве.
3. Социально-политическая концепция
Людвига Гумпловича.
4. Государство и право в работах Рудольфа
фон Иеринга.
5. Учение Евгения Эрлиха о "Живом праве".
6. Социологическое учение Роско Паунда.
34. Огюст Конт (1798-1857)
Огюст Конт (1798-1857)По предложенному "Плану реорганизации
социальной жизни", предполагалось разделить все
общество на следующие группы:
женщин, являющихся олицетворением
нравственности и воплощением чувств;
священников-позитивистов, в чьи задачи входило
образование, воспитание, исправление
преступников;
патрициат, который должен был, заниматься
экономикой, развитием промышленности;
пролетариат, который занят производительным
трудом.
35. Конт
Право для всех едино - этонеобходимость исполнять свой долг, а
замена норм законов возможна только
нормами позитивистской религии.
В сфере международных отношений
Конт выступал за мир, критиковал
колониализм, протестовал против
агрессивных войн.
36. Герберт Спенсер (1820-1903)
Герберт Спенсер (1820-1903)Выделял следующие типы обшеств:
воинственный; промышленный.
Обществу с воинствующим типом организации были присущи
функции защиты своих членов от внутренней и внешней
опасности.
Отличительными чертами воинствующего типа были построение
общества на началах натурального хозяйства,
самодостаточности и независимости от иных государств,
Для промышленного типа присущи следующие черты:
построение общества на началах равенства;
поощрение проявления инициативы и предприимчивости;
определение государством только запретов для своих граждан.
37. Спенсер
дает классификацию прав личности, включаяв нее личные права, в число которых входят
свобода совести, право на свободное
передвижение и безопасность, право
собственности и т. д.
К политическим правам относит
избирательное право, иные права,
направленные на обеспечение личных прав.
38. Людвиг Гумплович (1838—1909)
Людвиг Гумплович (1838—1909)Свои работы посвятил исследованию
вопросов государства.
Называл борьбу за существование одной из
основных причин возникновения государства.
Этот фактор оказывает решающее влияние на
ход истории.
Методом борьбы выступает объединение
слабых для борьбы с сильными.
39. Рудольф фон Иеринг (1818—1892)
Рудольф фон Иеринг (1818—1892)В течение своей научной деятельности
рассматривал государство и право.
Подверг право двойному исследованию:
анатомическому, то есть изучающему
понятие права, его составные части и
их отношения друг к другу;
физиологическому, то есть изучающему
функции права.
40. Иеринг
Функции права заключены впринуждении человека следовать
предписаниям государства.
В государственнической концепции
утверждает, что государство есть
организация социального принуждения,
что все идеи о правовом государстве
беспочвенны.
41. Евгений Эрлих (1862-1922)
Евгений Эрлих (1862-1922)Свою правовую концепцию строил, исходя из
положения, что право существует "не в
законодательстве, не в юриспруденции, не в
судебной практике, а в самом обществе".
Право - порядок, существующий в родах, семьях, а
также в нормах и предписаниях различных
ассоциаций.
Для познания сущности права предлагал изучать
нормы, на которых строятся взаимоотношения внутри
общественных союзов, правила, регулирующие
способы разрешения конфликтов.
"Живое право " существует в виде права союзов,
права юристов, права государства.
42. Роско Паунд (1870-1964)
Роско Паунд (1870-1964)Определял право как "инструмент
социального контроля", тем самым придавая
юриспруденции социологический оттенок.
Сам социальный контроль - совокупность его
составляющих, то есть правопорядка,
нормативного начала правовых предписаний,
идеального правового начала.
Ранее функции социального контроля
выполняли мораль и религия, но на этапе
Нового времени их заменило право.
Право он разделял на "право в книгах",
"право в действии".
43. Политико-правовые концепции представителей солидаризма
1.Идеи солидаризма Леона Дюги.
Социальные функции
государства в политической
концепции Леона Буржуа.
2.
44. Леон Дюги (1859—1928)
Леон Дюги (1859—1928)Основоположник теории солидаризма
общество состоит из изначально
неравноправных классов;
каждый из классов выполняет свою
конкретную деятельность, приносящую
пользу всему обществу;
нельзя делать то, что уменьшает
солидарность классов, и нужно делать
то, что эту солидарность укрепляет.
45. Леон Буржуа (1851-1925)
Леон Буржуа (1851-1925)Теоретик концепции солидаризма, выделял
вид солидарности:
Естественную, справедливую
законы естественной солидарности,
направлен в интересах справедливости:
введение прогрессивного подоходного
налога; обязательное страхование рабочих от
несчастных случаев на производстве;
установление продолжительности рабочего
дня; создание кооперативных обществ и т.д.
46. Политико-правовые идеи представителей неолиберализма и кейнсианства.
Идеи неолибералов о государстве иправе. Фридрих Фон Хайек.
Государство и право в восприятии
Джона Кейнса и последователей
кейнсианства.
47. Неолиберализм
- одно из экономико-политических течений,сторонники которого отстаивали принцип
саморегулирования экономики, свободной от
регламентации.
3 школы: чикагская школа, представитель М.
Фридман;
фрайбургская школа, представитель В.
Ойкен;
лондонская школа, представитель Ф. фон
Хайек.
48. Рыночная теория Фридриха фон Хайека 1899—1992
Рыночная теория Фридриха фонХайека 1899—1992
рынок есть саморегулирующаяся система отношений
индивидов;
каждый индивид, вступая в отношения с другим
индивидом, преследует свои интересы;
обладание информацией является фактором,
помогающим индивиду скорее удовлетворить
возникший интерес;
индивидуальное предпринимательство является
единственной системой, позволяющей обеспечить
наиболее оптимальное использование знаний,
рассеянных в общественном организме.
49. Джон Кейнс (1883—1946)
Джон Кейнс (1883—1946)Выступая с идеями, противоположными
неолиберальным
Кейнс первым предложил
теоретическое обоснование
экономической политики, сочетающей
рыночные и государственные начала.
50. Джон Кейнс
Средства, способные вывести страну изэкономического кризиса:
установление запрета на нерегулируемое
государством предпринимательство;
государственный контроль;
направление государственных средств на
финансирование производства;
привлечение государства к решению
социальных проблем.
51. Политико-правовые идей представителей нормативизма.
Идеи нормативизма ГансаКельзена.
2. Лингвистическая теория
права Герберта Харта.
1.
52. Ганс Кельзен (1881-1973)
Ганс Кельзен (1881-1973)Предпринял попытку разработать "чистое
учение о праве", рассматривая закон и право
как самостоятельные явления, не
подверженные влиянию извне.
Право в трудах Кельзена представлено как
определенная совокупность
общеобязательных норм, направленных на
регулирование деятельности человека.
53. Вид политического режима
Разделял демократические государстваи недемократические государства.
Отнесение государства к тому или
иному виду зависело от уровня
обеспечения внутри государства
свободы совести и убеждений, выбора,
слова, науки.
54. Лингвистическая теория права Герберта Харта
Лингвистическая теория права ГербертаХарта
Акцентировала внимание ученых на языке права.
Только государство наделено полномочиями по
созданию правовых норм.
Все нормы, изданные от имени государства, Харт
разделял на первичные и вторичные.
Первичные правовые нормы обязательны для
выполнения, и отступление от них влечет за собой
применение санкций.
Вторичные правовые нормы позволяют субъектам
права самим выбирать способы удовлетворения
своих интересов.
55. Фашистские и национал - социалистические учения
Фашистские и национал социалистические учения1. Политические устремления Бенито
Муссолини.
2. Идеи нацизма в произведениях Освальда
Шпенглера.
3. Идеи национал – социализма в работах
Альфреда Розенберга.
4. Учение Адольфа Гитлера о Фашистском
государстве.
5. Геополитическая концепция Карла
Хаусхофера.
56. В 1920-е — 1940-е гг. популярность в Европе приобрели фашистские и сходные с ними учения.
Бенито Муссолини (1883—1945) — один изосновоположников фашизма политико-правового
течения, идеи которого были реакцией общества на
события Первой мировой войны, на экономический
спад, на социальную необеспеченность общества.
Основной характеристикой данного направления
стало отрицание ценностей демократии и
либерализма.
Согласно учению итальянских фашистов базисом
фашизма является героизм, методом фашизма
является деятельность, а не теоретизирование,
задачей фашистов является достижение
социального, а не "экономического" счастья.
57. Фашистское государство
Воспринималось как "абсолют, обладающийволей и индивидуальностью".
Права индивидов должны быть подчинены
интересам государства, поскольку
фашистское государство не подавляет
личность, а просто "лишает гражданина всех
бесполезных и вредных свобод.
Основу фашистского государства составляют
дисциплина, глубокое чувство долга,
самопожертвование индивида.
58. Освальд Шпенглер (1880-1936)
Освальд Шпенглер (1880-1936)Идеолог культа насилия, впоследствии его работы были
использованы Гитлером для обоснования теории расового
превосходства арийской нации.
Идеальный человек представлялся "хищным зверем, храбрым,
хитрым и жестоким", следовательно, он имеет полное право на
применение насилия для достижения своих целей,
нация идеальных людей, проводя идею мирового господства,
также может ради достижения расового превосходства
истреблять несогласные с ее политикой народы,
врагами идеальной нации выступали те, кто вносит в общество
дух анархии и либерализма.
Отличительными чертами любого лидера являются обладание
абсолютной властью над своими подчиненными, несение
абсолютной ответственности перед вышестоящим лидером.
59. Альфред Розенберг (1893-1946)
Альфред Розенберг (18931946)Предлагая теоретическое обоснование идей
немецкого фашизма, утверждал, что понятие "нация"
имеет большее значение, чем "личность" и
"государство".
Ход развития нации представлен как постоянная
борьба рас за выживание, причем высшей расой в
данной борьбе являются арийцы, которые обязаны
исключить какие-либо контакты с представителями
низших рас, должны стремиться к мировому
господству с целью сохранения чистоты и мощи
своего вида;
представляют единственную расу, способную создать
культуру, в то время как иные расы используют
результаты творения высшей расы.
60. Адольф Гитлер (1889-1945)
Адольф Гитлер (1889-1945)Утверждал, что в природе существуют
нации высшего и низшего видов. При
смешении их первые подвергаются
риску деградации и исчезновения.
В целях избежания подобного
представители высшей нации (арийцы)
обязаны избегать контактов с
неполноценными существами и
поддерживать чистоту крови.
61. Проблемы государства и права в работах представителей социолого-правовых концепций.
1. Общество "Третьей волны" в работахЭлвина Тоффлера.
2. Карл Ллевеллин и концепция
правового реализма.
3. Проблемы государства и права в
разработках Джэрома Фрэнка.
62. Элвин Тоффлер
Рассматривая право как одну из форм социального контроля,выделял три основных вида факторов социальной власти
насилие, богатство, знание.
При этом именно последний фактор — знание — является
самым главным.
Власть, основанная на знании, дает индивиду все, а скорость, с
какой это знание приобретается, становится важным
экономическим императивом.
Общество вообще откажется от законодательства, предпочитая
разрешать конфликты при участии третейских судов и иных
самостоятельных видов судопроизводства, основанных на
здравом смысле.
Подчеркивал индивидуальность и неповторимость каждого
конфликта а, следовательно, и того решения, которое примет
судья при рассмотрении дела.
63. Карл Ллевеллин
Является основателем концепции правовогореализма
Отказ от применения норм, содержащихся в законах;
применение норм "реального права", содержащихся в
решениях суда
Применение идей представителей психологической и
социологической школ права
Противопоставляя нормативному праву, право
реальное
Судья при рассмотрении судебного дела обязан
руководствоваться не только нормой права, но и
своей интуицией, так как "любая норма права
нуждается в пересмотре"
64. Джэром Фрэнк
Любой судья руководствуется, преждевсего, интуицией, своим жизненным
опытом и зачастую игнорирует нормы
"бумажного права".
Любой нормативный акт, является
недостижимым идеалом, обладающим
стабильностью, справедливостью, силой.
Следовательно, судья не только, может игнорировать
нормы закона, но и обязан действовать, прежде
всего исходя из своего опыта применительно к
конкретной ситуации.
65. Политико-правовые концепции представителей школы психоанализа
1. Зигмунд Фрейд и основные понятияпсихоанализа в политике.
2. Аналитическая психология и
политико-правовые концепции
КарлаЮнга.
3. "Радикальный гуманизм" Эриха
Фромма.
66. Зигмунд Фрейд (1856—1939)
Зигмунд Фрейд (1856—1939)Явился основоположником школы
психоанализа, методы в дальнейшем
стали использоваться не только в
психологии, но и в иных сферах
общественной жизни.
67. Фрейд применял положения психоанализа для объяснения протекающих в обществе процессов.
Основой объединения индивидов вколлективы являются инстинкт разрушения и
сексуальный инстинкт;
Основой государства предстает многоразовое
воспроизведение отношений ребенка и отца.
Последствия внешних военных конфликтов
Фрейд видел в возникновении чувства
враждебности побежденных к победителям,
что являлось угрозой для последних.
68. Карл Юнг (1875—1961)
Карл Юнг (1875—1961)В сфере политико-правовых исследований стал
известен как ученый, показавший правовую
реальность с новой точки зрения.
Основным понятием стало "архетип" то есть элемент,
вобравший в себя весь опыт человека и влияющий на
процесс отождествления индивида с себе подобными.
Под влиянием того или иного архетипа возникли все
сферы общественных отношений - государство,
культура, религия и т.д.
При этом для каждого народа был присущ свой
особый архетип, что проявилось в многообразии
культур.
69. Лидер, выбранный "массовыми людьми",
Лидер, выбранный "массовымилюдьми",
Обязан доказывать последним, что он
— супергерой.
Но, не обладая геройскими качествами
для сохранения доверия толпы, лидер
принимает меры по сохранению данной
ему власти путем установления
тоталитарного режима и тиранического
правления
70. Эрих Фромм (1900-1980)
Эрих Фромм (1900-1980)как основатель учения "радикального
гуманизма" попытался объединить идеи
Маркса и Фрейда
Поиск и объяснение связей,
возникающих между бессознательным
человека и социальными институтами
71. мир страдает "синдромом распада".
мир страдает "синдромом распада".Признаками данного явления в обществе стали
нарциссизм, инцест, садомазохизм, деструктивность,
конформизм.
Нарциссизм проявляется в обществе в виде расизма,
нацизма и иных стремлений одного класса
возвыситься за счет умаления положения другого.
Инцестуальные влечения Фромм видел в тенденции
индивида замещать личность матери понятием
государства, вождя или иного общественного
института.
Садомазохизм проявляется в желании человека, с
одной стороны, обладать властью, но, с другой
стороны, — подчиняться этой власти.
72.
Конформизм предполагает отсутствие усовременного среднестатистического
человека индивидуальности. Стремление
"быть как все" ведет к социальной мимикрии;
Мерами, способными избавить человечество
от "синдрома распада" Фромм считал:
Организацию условий для полной реализации
личности в обществе, проведение акций,
направленных на формирование более
совершенных общественных институтов на
основе использования методов психоанализа.