6.71M
Категория: ПсихологияПсихология

Психология творчества

1.

ПСИХОЛОГИЯ
ТВОРЧЕСТВА

2.

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) –
раздел психологии, изучающий
созидание человеком нового,
оригинального в различных сферах деятельности,
прежде всего в науке, технике, искусстве,
а также в обыденной жизни;
формирование, развитие и структуру
творческого потенциала человека.

3.

Психология творчества - один из самых трудных
разделов психологии из-за расплывчатости критериев
нового и оригинального,
строго говоря, вся жизнь есть творчество, т.к. нельзя
дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково
выполнить самое простое движение или одинаково
произнести
одно и тоже слово.
Упражнение есть повторение без повторения
(Н.А. Бернштейн).
Каждый миг человеческой жизни не только неповторим,
он и есть новое (Т. Элиот).
Не слишком приобретает и принятие общезначимых,
социокультурных критериев новизны, и оригинальности
продуктов человеческой деятельности, когда
в произведениях нет «говорящих следов»
творческого процесса (выражение Н.Н. Волкова).

4.

Прислушаемся к ученому:
«Когда приходят туда, где находится первоначальный исток
идеи
или решения, оказываются вдруг как бы у границ
неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь
редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается
скрытым в непроницаемой мгле.
Однако эти первые пружины, эти внутренние силы
образуют внутреннюю сущность индивида и
дают первоначальное движение всему;
именно в них находится то, что более всего облагораживает
человека - величие души, добродетель и героизм и из них-то проистекает всякое великое действие
и всякая великая мысль» (В.Ф. Гумбольдт).
Наличие у творца перечисленных свойств
не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.

5.

Прислушаемся к поэту:
«Качество поэзии определяется быстротой и решимостью,
с которой она внедряет свои исполнительские замыслыприказы
в безорудийную, словесную,
чисто количественную природу словообразования.
Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденную
подвижными и разноустремленными китайскими джонками,
- так создается смысл поэтической речи.
Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса
лодочников: они не расскажут, как и почему мы
перепрыгивали
с джонки на джонку» (О. Мандельштам).
Не расскажет о маршруте движения живого смысла и поэт.

6.

Смотри мульт «Контакт»
об универсальности языка творчества.

7.

Если взять привычное разделение психических функций,
то для перцепции важны чувственная ткань,
для движения и действия - биодинамическая,
для эмоций и переживаний - аффективная ткань.
Перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя
одна с другой, претворяются в соответствующие
невербальные и вербальные смысловые и значащие формы,
которыми оперирует мышление.
(Шпет Г.Г.)

8.

Близкими Шпету размышлениями делился М. Бахтин:
«В себе значимое содержание возможного переживания-мысли
не падает в мою голову случайно, как метеор из другого мира,
оставаясь там замкнутым и непроницаемым.
Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого,
действенно-живого мышления-переживания
как его существенный момент»
(Бахтин М. работы 20-х годов. — Киев, 1994, с.36).
Значит, и мысль, и мышление гетерогенны,
множественно опосредованы и включают в свой состав
переживание, волю, действия, образы.

9.

Происходящее в творческом акте порождение произведения
(изведение из себя) напоминает духовный
и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются,
переплавляются внутренние формы слова, образа, действия.
В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то
ярче, то приглушенней, то живее, то медленней,
обычно переливается в выражение каждой мысли
и каждой рвущейся вовне череды восприятий».
Или череды образов.
Например, скульптор «не успокаивается,
пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль
своего воображения у грубого камня».
(Гумбольдт)

10.

Загадка и тайна состоит в том,
как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы
(«сор, из которого растут стихи»)
в результате дают на выходе «чистые культуры»,
порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры,
музыки, танца, мышления.
Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный»,
который ни с каким другим нельзя спутать.

11.

Смотри мульт «Больше»
о «творческом тигле».

12.

Курс «Психология творчества» –
это область междисциплинарных исследований
и практик, в которой аккумулируются знания
о бытовании творчества в культуре,
исторические представления о творчестве,
исследования различных сфер
профессионализированного творчества
(в первую очередь –
искусства, изобретательства и науки),
конкретно-психологические исследования
творчества, различные методы и
техники стимуляции творчества.

13.

Психология творчества
представлена в различных направлениях
современной психологии:
- культурно-историческом подходе,
- теории деятельности,
- психоанализе,
- гештальттеории,
- экзистенциальной психологии,
- гуманистических течениях,
- когнитивной психологии.

14.

Области исследования Психологии творчества
смежны с такими гуманитарными дисциплинами,
как философия, философская антропология,
история, теория и социология культуры,
история искусства и психология искусства.

15.

Вопросы,
обсуждаемые в курсе психологии творчества,
актуальны для социологии,
инженеринга и теории проектирования,
педагогики, искусствоведения и
для всех прикладных дисциплин,
связанных с поиском и анализом
новых творческих решений.
ххх

16.

Наше будущее в числе прочего зависит от того,
насколько раскрыты наши творческие возможности.
Профессионализм в художественном творчестве
предполагает не только знание
законов своего искусства,
но и знание собственных возможностей,
умение управлять собой в творческом процессе.

17.

Обучить творчеству, конечно, нельзя,
но можно помочь формированию
профессионального сознания
художника, артиста,
«творца» –
воспитать творческое отношение к работе,
понимание законов своего искусства,
своей профессии,
высокую требовательность к себе.

18.

Процесс творчества издавна привлекал внимание
исследователей разных школ и направлений.
В равной мере эта проблема интересует
философов и людей искусства,
физиологов, психологов, врачей,
специалистов в области управления.

19.

Какова природа творческого мышления?...
Какое место в творческом процессе занимают
неосознанные компоненты?...
Как подчинить себе капризы интуиции и
вызвать в нужный момент
состояние вдохновения?...

20.

На что способен человек?...
Как формируется талант и что мешает
реализации творческого потенциала личности?...
Каковы особенности творческой личности?...

21.

Каким образом создаётся то качественно новое,
что делает возможным развитие науки,
расцвет искусства, движение цивилизации?...
Каковы закономерности возникновения
художественного образа и его восприятия?...

22.

Наблюдения самих учёных или художников
противоречивы,
часто покрыты дымкой мистики, магии.
Не даром творческий процесс относят к числу
мировых загадок.
Многие мыслители, начиная с Аристотеля,
искали к ней ключи.

23.

Как вы думаете,
почему люди
на протяжении всей своей истории
не теряли интереса к искусству,
творчеству в целом?

24.

Да потому, что
искусство является
универсальным языком выражения
чувств, эмоций человека!
В основном, люди пользуются
вербальным общением.
Искусство стирает языковые барьеры
и предлагает альтернативу.

25.

Знакомясь с произведениями искусства,
человек может понять,
что чувствовал автор, создавая их;
сопереживать ему, или
на основе произведения испытывать свои чувства.
Творчество художника по своей природе
однородно с процессом восприятия
произведения искусства.

26.

Эстетическое наслаждение,
не есть пассивное восприятие идей,
образов и эмоций творца,
а динамический процесс
рефлекторного воспроизведения в психике зрителя
творческих эмоций художника.
Эстетическое восприятие –
это акт творческой переработки переживаний
художника в новое психическое качество.

27.

Предмет
психологии творчества

28.

Психология творчества рассматривает творчество
как вид трудовой деятельности.
Социальная направленность творчества,
сознательная постановка проблемы,
целенаправленный поиск её решения,
позволяют говорить о ведущей роли сознания
в этом виде деятельности.

29.

Но неосознанные процессы воображения
и интуиции занимают в ней, как в никакой другой,
значительное место.
Состояние вдохновения, например,
сопровождается особенно ясным сознанием,
хотя подсознание работает наиболее активно,
снижается самоконтроль,
раскрепощается воображение.

30.

Можно утверждать,
что открытие приходит тогда, когда:
* используются новые методы и приёмы работы;
* ход мысли идёт не от старого знания к новому,
а в том случае, если для решения новых проблем
избирательно используется старый опыт;
* неожиданные решения возникают в результате
инсайта (озарения).

31.

Инсайт возможен
при свёрнутости логических операций,
при активной игре ассоциаций.
Это создаёт иллюзию лёгкости,
неожиданности и непосредственной уверенности
в правильности найденного решения.
Как правило, инсайту предшествует длительный,
упорный труд, связанный
с поиском различных вариантов решения.

32.

Есть данные о том,
что состояние вдохновения сопряжено
с определённой степенью утомления
нервных клеток мозга.

33.

Вдохновение и сопутствующий ему инсайт
приходят лишь в том случае,
когда у работающего есть осознанная цель
и внутренняя потребность
в решении данной проблемы!

34.

Психология художественного и научного
творчества в равной мере
исповедует принцип единства труда и таланта:
Опыт показывает,
что для достижения успеха, чаще всего,
не достаточно одного таланта,
надо ещё много работать.

35.

Труд формирует талант,
а талант придаёт масштаб и значимость
результатам труда.
Во так!

36.

Творческие способности.
Креативность.

37.

Теперь поговорим немного о креативности
(способности к творчеству).
Вот некоторые факторы внешней среды,
которые могут оказать позитивное влияние
на развитие творческих способностей.

38.

Семейная среда, где:
1) уделяется внимание ребёнку;
2) внешний контроль за поведением ребёнка не подавляет
его как личность;
3) поощряется нестереотипное поведение ребёнка
(это препятствует раннему образованию жёстких
стереотипов);
4) большой спектр допустимых поведенческих проявлений
ребёнка;
5) подразумевается необходимость присутствия среди
близких ребёнку людей (но не родителей) творческого
человека, с которым бы ребёнок себя идентифицировал;
6) гармоничные эмоциональные отношения в семье;
7) демократические отношения;
8) повышенное внимание к способностям ребёнка;
9) талант ребёнка является организующим началом в семье,
приводит к развитию креативности у ребёнка.

39.

Гуманистическая психология считает,
что творчество возникает,
когда отсутствуют внутренностные конфликты.
Творческий процесс является реализацией
естественного творческого потенциала
в случае устранения внутренних барьеров
и внешних препятствий.

40.

Если творчество понимается
как специфический процесс,
привязанный к созданию нового,
то креативность рассматривается как потенциал,
внутренний ресурс человека.

41.

Креативность также проявляется
в отказе от
стереотипных способов мышления.

42.

СМОТРИ ВИДЕО-МАТЕРИАЛ
ПО ШАБЛОНАМ, ПРОГРАММАМ, СТЕРЕОТИПАМ
В ПРИЛОЖЕНИИ

43.

Существует множество методик, практик
по ломке стереотипного мышления,
«разрыву шаблона», возможности видеть
новые решения, пути там,
где раньше, казалось,
был тупик, стояла неразрешимая проблема…
Вспомните некоторые упражнения:
20 новых способов, Армреслинг, Разжать кулак, Скрестить
руки, Крестики-нолики

44.

Креативность проявляется в быстроте,
гибкости, точности, оригинальности мышления,
богатом воображении, чувстве юмора,
приверженности высоким эстетическим ценностям,
степени детализации образа проблемы.

45.

Существенным условием актуализации
этой способности является
самообладание и уверенность в себе.

46.

Определяется креативность
не только качеством мыслительных операций
(гибкость, беглость, оригинальность, точность),
но и личностными характеристиками,
особенностями навыков и умений,
которые вовлекаются в креативный процесс
на различных его этапах.

47.

Креативность нужна не только людям
чисто творческих профессий:
композиторам, художникам, актёрам.
Она не имеет ограничений для своих проявлений.
А проявление творчества в таких профессиях как
педагогика, психология просто необходимо.

48.

Каждый человек имеет свою уникальность
и неповторимость в силу невозможности
точного повторения его жизненного пути.

49.

Важность креативности,
творческого начала для развития самой личности
переоценить просто невозможно.
Креативность является
мощным фактором развития личности,
определяющим её готовность изменяться,
отказываться от различных стереотипов.

50.

51.

Здесь ещё хочется сказать,
что в нашем обществе
этих стереотипов предостаточно,
и, на мой взгляд,
освобождение человека от них
можно считать очень важным достижением.
Стереотипы,
как закостенелость, неподвижность, узость взглядов,
не дают в полной мере включаться
в наш изменчивый мир,
быть самим собой.

52.

Давайте вспомним свои странности
и посмеемся?
А может,
после этого перестанем "это" делать?

53.

Например,
— открыть холодильник, посмотреть и закрыть.
— посмотреть время на мобильном и сразу его
забыть.
— заглянуть в туннель метро ожидая поезда,
будто от этого он быстрее приедет.
— перетаптываться в очереди, даже если она не
продвигается.
— двигать мышкой по экрану с зажатой кнопкой.
— двигать мышкой по экрану, пока что–либо
загружается, как будто от этого быстрее
загрузится.
— выделять текст мышкой при чтении.
— отвлечься и сказать «че–то я хотел…».

54.

— когда микроволновка очередной раз пищит,
сказать: "Да знаю я, знаю!"
— одеться, чтобы уйти из квартиры, придти к
компу, посмотреть на него и уйти.
— налить стакан чая и не выпить, потом забыть
про это и налить еще один, когда накопится три
и более стаканов выпить их разом холодными.
— отходя от машины возле торгового центра
минимум 3 раза закрыть машину с брелка,
отойти на 50 метров и закрыть ещё два раза.
— читать в сотый раз надписи на освежителе
воздуха, чтоб убить время во время справления
нужды.
— ходить из стороны в сторону во время
разговора.

55.

— каждый раз покупать в метро одну поездку.
— записывать фильмы на DVD и потом
выбрасывать не просмотрев.
— называть папки на 111 и 222, стирать их
когда кончается место потому, что непонятно,
что там.
— переспрашивать вопрос даже когда его
полностью услышал и уже готов ответить.
— намотать нитку от чайного пакетика вокруг
ручки кружки, завязать на узел, а потом
распутывать перед тем как вымыть кружку.
— перед выходом из дома положить в карман
плеер, засунуть наушники в уши. Через
некоторое время понять, что плеер так и не
включен

56.

— положить ключи в карман, чтобы не забыть, а
потом искать долго–долго.
— набрать номер и забыть, кому звонишь.
— жать сильнее на кнопки пульта, когда в нем
садятся батарейки.
— разговаривать с GPS навигатором, если очень
плохое настроение — грубить ему или оскорблять
его.
— ставить 5 будильников на утро и всё равно
вставать за 15 минут до выхода.
— выключая компьютер, успеть выключить колонки
до прощальной музыкальной заставки.
— наклоняться набок всем туловищем, когда
проходишь повороты.
— обходить трещинки на асфальте.

57.

А какие бессмысленные вещи делаете вы?

58.

Если стереотип –
это закостенелость, узость, ригидность,
то талант –
это оригинальность, неповторимость,
новый взгляд на очевидное.

59.

60.

61.

Вследствие всего этого становится очевидной
необходимость поиска средств,
позволяющих развивать креативность –
способность, которой, пусть в разной степени,
обладает каждый из нас.

62.

63.

Самое главное, с чего стоит начать,
это преодоление внешне навязываемых
ограничений и стандартов мышления.
Стимулировать этот процесс возможно,
переходя из обычных состояний сознания
в необычные,
хотя бы на короткие промежутки времени.

64.

Смотри подборку необычной,
креативной рекламы.

65.

Продает не только секс, но и юмор
Если реклама заставила вас рассмеяться, считай полдела для
завоевания вашей лояльности сделано. Бренд вы может
быть с первого раза и не запомните, а вот веселой
картинкой с друзьями поделиться наверняка захочется.
Юмор - средство универсальное. Подойдет для рекламы
любого товара. Непринужденно и доходчиво может
рассказать о такой деликатной проблеме, как
газообразование или запах изо рта. Именно юмор помогает
продвигать презервативы и смазки, Виагру и прочие
пикантные товары.
Представляем вашему вниманию 45 отборнейших принтов
для тех, кто ценит юмор и иронию в рекламе.
Улыбнитесь!

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

106.

107.

108.

109.

110.

111.

Необходимо возбуждать взаимодействие
интеллектуальных, волевых и эмоциональных
функций.
Важна также эмоциональная вовлечённость,
погружение в проблему.

112.

Очень важным качеством,
которое определяет возможность
"вхождения" в креативный процесс,
является открытость опыту, его безоценочность.
Важно доверять себе,
собственной интуиции, опыту,
пусть он даже кажется отрицательным.

113.

Но очень часто мы ориентируемся
на мнения окружающих.
Таким образом,
мы опять попадаем в плен стереотипов.

114.

Свой личный, привычный стереотип
мы подлаживаем под общепринятый
стереотип.
И наоборот, сами того не замечаем,
как общественные каноны и стандарты
формируют наши стереотипы мышления,
поведения, привычки.

115.

Любимые фразы родителей (стереотипы, программы):
1.Хотеть не вредно.
2.Сдачу вернешь!
3.Хочешь чаю - Пойди налей.
4.Хватит есть одни бутерброды.
5.Сколько можно говорить? Выключай свет!
6.Я тебе русским языком говорю!
7.Закругляйся!
8.Мы тебе сейчас это купим, но это будет в честь дня
рождения.

116.

9. Я уже не знаю, как с тобой разговаривать!
10.Далеко не заплывай!
11.Вот зря мы тебя в детстве не лупили!
12.Кока кола? Это же сплошная химия!
13.Тебе не стыдно, а?
14.У меня болит голова от твоей музыки!
15.Подрастешь-поймешь!
16.Я тебе слово, ты мне 10.
17.Будем старыми, ты нам и стакан воды не принесешь?!

117.

18.Тебе одному в школе ничего не задают!?
19.Будут свои дети - поймешь.
20.Фу, зачем ты кота целуешь? Ты его еще в задницу
поцелуй!
21.А если весь класс с крыши прыгнет, ты тоже прыгнешь?!
22.Вот у соседей ребенок - золото! Не то, что ты!
23.С друзьями ты тоже так разговариваешь?
24.Как доедешь - позвони.
25.Не будешь учится - пойдешь в дворники!

118.

Кстати,
о дворниках (и не только) и творчестве…

119.

120.

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

Научиться доверять себе и только себе –
это, прежде всего,
взять на себя ответственность за результат.

131.

На первый взгляд это очень просто.
Но на самом деле это очень сложный
и тонкий процесс взаимодействия
сознательных (принятие решений)
и подсознательных (интуиция) процессов,
которые совпадают с этапами, стадиями
творческого процесса.

132.

Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке.
М. Хайдеггер пессимистически, но справедливо заметил, что мы
мыслим еще не в собственном смысле слова.
Поэтому мы спрашиваем, что значит мыслить?
А мысль - неотъемлемая часть и главное условие творчества.
И не просто мысль, а мысль о смысле.
Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось
раскрыть механизмы творчества и претендующим
на формирование творческой деятельности
можно порекомендовать сформировать (для начала у самих себя)
отмеченные Гумбольдтом свойства воображения,
необходимые для творчества:
живую силу, полную свободу,
строгую и совершенную закономерность во всем.

133.

К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне
развился: я могу творить», - писал А.С. Пушкин Н.Н. Раевскому.
Об этом же говорит и замечание Б.Л. Пастернака:
«Талантов много - духа нет».

134.

Некоторые практические упражнения,
техники,
способствующие активизации
творческого мышления.

135.

29 СОВЕТОВ для поддержания и развития
ТВОРЧЕСТВА (креативности)
1. Создай список
2. Носи с собой везде записную книжку
3. Пробуй писать свободно (для себя)
4. Уйди прочь от компьютера (на время)
5. Прекрати заниматься самобичиванием
6. Делай перерывы
7. Пой в душе
8. Пей кофе
9. Слушай новую музыку
10. Будь открытым (ко всему новому)

136.

11. Окружи себя креативными людьми
12. Получай "обратную связь"
13. Сотрудничай
14. Не сдавайся
15. Практикуйся, практикуйся, практикуйся...
16. Позволяй себе делать ошибки
17. Посещай новые места
18. Веди счёт своим успехам и достижениям
19. Больше отдыхай
20. Рискуй безопасно, бери риски
21. Разрушай правила
22. Не торопыжничай (не суетись)

137.

23. Читай словарь
24. Создавай основу (базу)
25. Перестань пытаться быть идеалом для кого-то
26. Есть идея? Запиши её.
27. Очисти своё рабочее место
28. Веселись (будь веселым)
29. Доделай что-нибудь до конца

138.

И в заключении
смотри
эти же советы в видео-варианте.
English     Русский Правила