Похожие презентации:
Психология одаренности
1. Психология одарённости
Одаренность – высокий уровеньразвития способностей
Одаренные дети – группа риска
2. Возрастно-психологическая характеристика одаренности (по Доровскому А.И.)
Раннее детство (1-3 года):Неуёмное любопытство, бесконечные
вопросы, умение следить за несколькими
событиями, большой словарный запас,
увлечённость словесным раскрашиванием,
развитая речь, употребление сложных слов и
предложений (развёрнутых).
Повышенная концентрация внимания на чём-то
одном, упорство в достижении результата в сфере,
которая ему любопытна, способности к рисованию,
музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость,
изобретательность и богатая фантазия.
3. Возрастно-психологическая характеристика одаренности (по Доровскому А.И.)
Дошкольный период (4-7 лет):Отличная память, интуитивные скачки
(перескакивание через "этажи"), яркое воображение,
нечеткость в разграничении реальности и фантазии,
преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая
моторная координация, предпочитает общество
старших детей и взрослых.
Добр, открыт, понятлив; превосходное владение
искусством речевой коммуникации; громадная
любознательность, изобретение собственных слов,
склонность к активному исследованию окружающего;
острое реагирование на несправедливость.
4. Возрастно-психологическая характеристика одаренности (по Доровскому А.И.)
Школьный период (8-17 лет):Успех во многих начинаниях, высокие
результаты, потребность в коллекционировании,
классификации, с удовольствием принимает
сложные и долгосрочные задания, великолепное
чувство юмора, развитая оперативная память,
сформированность навыков логического
мышления, выраженная установка на творческое
выполнение заданий, владение основными
компонентами умения учиться, оригинальность
словесных ассоциаций, построение четкого образа
предстоящей деятельности, создание в
воображении альтернативных систем.
5. Возрастно-психологическая характеристика одаренности (по Доровскому А.И.)
Взрослый период (после 18 лет):Легкость усвоения новых идей и знаний,
комбинирование знаний оригинальными
способами, гибкость в концепциях, способах
действий, социальных ситуациях.
Отлично развиты навыки общения, открыт,
дружелюбен, ценит юмор. Живое и
непосредственное воображение. Не подавляет
своих чувств и эмоций. Активен, настойчив,
энергичен, склонен к риску. Нетерпелив при
выполнении рутиной работы, предпочитает
сложные задания. Независим в суждениях,
поведении.
6. Техническая одаренность
• интересуется самыми разнообразными механизмами имашинами;
• любит конструировать модели, приборы;
• сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов
механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или
сбои в работе механизмов;
• может чинить испорченные приборы и механизмы,
использовать старые детали для создания новых игрушек,
приборов, поделок, находит оригинальные решения;
• любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;
• интересуется специальной, даже взрослой технической
литературой.
7. Музыкальная одаренность
• любит музыку и музыкальные записи, всегдастремится туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и
мелодию, внимательно вслушивается в них,
легко их запоминает;
• поет или играет на музыкальном инструменте,
вкладывает в исполнение много чувства и
энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо
музыкальном инструменте.
8. Научная одаренность
• обладает явно выраженной способностью к пониманиюабстрактных понятий, к обобщениям;
• умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или
наблюдение, причем нередко записывает их не с целью
похвастаться, а для себя;
• любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и
книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает
предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
• часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла
самых разнообразных событий;
• с удовольствием проводит время за созданием собственных
проектов, конструкций, схем, коллекций;
• не унывает и не остывает к работе надолго, если его
изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
9. Артистическая одаренность
• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувствамимикой, жестами и движениями;
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с
увлечением о чем-то рассказывает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно
подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем
стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
• с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то
привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт всему новому;
• любит и понимает значение красивой или характерной
одежды.
10. Умственная одаренность
• хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное,улавливает причины и мотивы поступков других людей;
• обладает хорошей памятью;
• легко и быстро схватывает новый школьный материал;
• задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
• любит читать книги, причем по своей собственной программе, на
несколько лет опережающей школьную;
• обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно
является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
• гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о
событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о
мировой политике, экономике, науке и т. п.);
• обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом,
рассудителен не по годам, даже расчетлив;
• очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро,
реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
11. Спортивная одарённость
• он очень энергичен и все время хочет двигаться;• он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
• он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какойнибудь спортивной игре;
• не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и
лыжами, мячами и клюшками;
• лучше многих других сверстников физически развит и координирован
в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
• предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры,
соревнования, даже бесцельную беготню;
• кажется, что он никогда всерьез не устает;
• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь
одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или
втайне подражает.
12. Литературная одарённость
• рассказывая о чем-либо, умеет придерживатьсявыбранного сюжета, не теряя основную мысль;
• любит фантазировать или импровизировать на тему
действительного события, причем придает событию
что-то новое и необычное;
• выбирает в своих устных или письменных рассказах
такие слова, которые хорошо передают эмоциональное
состояние, переживания и чувства героев сюжета;
• изображает персонажи своих фантазий живыми и
интересными, очеловеченными;
• любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится
начать писать роман о собственной жизни.
13. Художественная одаренность
• не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку илилепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие
предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается"
на изображении чего-то вполне удавшегося;
• серьезно относится к произведениям искусства, становится
вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание
привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует
материалы и краски;
• стремится создать какое-либо произведение, имеющее
очевидное прикладное значение - украшение для дома,
одежды или что-нибудь подобное;
• не робеет высказать собственное мнение даже о классических
произведениях, причем может даже попробовать критиковать
их, приводя вполне разумные доводы.
14. Условия для развития одаренности
1. «Однобокость» приоритетнойдеятельности.
2. Отсутствие отметочной системы.
3. Фиксация на радости познания.
4. Заинтересованность взрослого – основа
для включения в работу.
15. Теория креативности Дж.П. Гилфорда
Гилфорд считал, что существует два основных типа мышления:• конвергентное («сходящееся») – тип мышления, в процессе которого
на основании множества данных человеку необходимо прийти к
единственно верному решению (или нескольким верным решениям).
Тесты на интеллект измеряют именно конвергентное мышление,
поскольку в них необходимо найти одно (или несколько) верных
ответа;
• дивергентное («расходящееся») мышление – тип мышления, в
процессе которого поиск осуществляет в самых разных направлениях,
не имея цели найти какое-то верное решение. Этот тип мышления
Гилфорд и связывает с креативностью и подчеркивает, что тесты на
интеллект не связаны с определением уровня креативности.
16. Теория креативности Дж.П. Гилфорда
Параметры креативности:- Оригинальность
– способность продуцировать
отдаленные ассоциации, необычные ответы.
- Семантическая гибкость – способность выявить основное
свойство объекта и предложить новый способ его
использования.
- Образная адаптивная гибкость – способность изменить
форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем
новые признаки и возможности для использования.
- Семантическая спонтанная гибкость – способность
продуцировать разнообразные идеи в
нерегламентированной ситуации.
17. Теория креативности Дж.П. Гилфорда
Усовершенствованная квалификация приняла следующий вид:• Способность к обнаружению и постановке проблем.
• Способность к генерированию большого числа идей.
• Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи.
• Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно.
• Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
• Способность решать проблемы (используя операции анализа и синтеза).
На основании этих параметров Гилфорд создал тест креативности, состоящий из
14 субтестов (10 – на определение вербальной креативности, а 4 – на
определение невербальной креативности).
18. Теория креативности Э.П. Торренса
Параметры креативности по Торренсу:• Легкость (или беглость, скорость) – быстрота выполнения тестовых
заданий.
• Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой.
• Оригинальность – минимальная частота встречаемости данного
ответа в однородной группе.
• Точность (тщательность) – количество деталей, уточнений.
Корреляционный анализ показывает, что параметры оригинальности и
беглости значимо связаны между собой. Высокие оценки
креативности по данному тесту совпадают с высоким коэффициентом
интеллекта. Те, у кого низкий уровень интеллекта, никогда не
получают высоких оценок по данному тесту.
19. Концепция М. Воллаха и Н. Когана
Авторы «убрали» соревновательныймомент и ограничения во времени из
тестов креативности. То есть, они не
ограничивали испытуемых во времени,
когда те выполняли тест. Анализируя новые
результаты, они показали, что, все-таки,
коэффициент интеллекта и креативность не
связаны между собой
20. Концепция М. Воллаха и Н. Когана
Дети с высокими уровнем интеллекта и креативности. Они уверены в себе,
у них адекватная самооценка, высокий уровень самоконтроля, они часто
проявляют инициативу и легко адаптируются к окружающей обстановке.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности очень
хорошо учатся, крайне тяжело воспринимают неудачу, стараются избежать
риска, не высказывают публично свое мнение, сдержанны, скрытны, у них
мало близких друзей и они не любят проявлять самостоятельность.
Дети с низким коэффициентом интеллекта и высокой креативностью – это
«изгои»; они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям,
имеют необычные хобби, очень тревожны, зачастую страдают комплексом
неполноценности; учителя их характеризуют, как «тупых» и
«невнимательных».
Дети с низким коэффициентом интеллекта и низким уровнем креативности
внешне выглядят хорошо адаптированными, производят впечатление
«середнячков», довольны своим положением, у них адекватная
самооценка, они общительны и у них хорошо развит социальный
интеллект.
21. Теория «инвестирования» Р. Стернберга
Фактор креативности• Интеллект, как общая способность.
• Знание (эрудиция, ориентация в мире).
• Стиль мышления.
• Индивидуальные черты.
• Мотивация.
• Внешняя среда.
22. Концепция креативности В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой
Бесплодноефантазирование
Новый контекст, не
связанный с предыдущим
Новый контекст, связанный с
предыдущим.
Прежний контекст
Оригинальные решения
Нетворческие решения
Воспроизведение
Синтез старого и нового
Отсутствие связей
23. Развитие креативности
Надо различать понятия «креативное поведение» и«креативность».
Результаты развития креативности (Дружинин, Хазратова)
• Показатели через некоторое время снижаются, если нет
мотивации и условий для развития креативности.
• После тренинга несколько повышается невротизация После
тренинга нарушается равновесие в жизнедеятельности
личности.
• Повышается стремление к равновесию.
• Спустя некоторое время большая часть участников тренинга
обретают равновесие (независимо от того, увеличились их
показатели креативности или нет).
• Нет единого отношения участников к креативности (нужно не нужно, хорошо - плохо и т.д.).
24. Рекомендации семье одаренного ребенка
1.2.
3.
4.
5.
Высокая ценность образования.
Детоцентрированность.
Раннее образование в семье.
Поддержка приоритетной активности
Активное вмешательство в процесс
школьного образования