ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Людвиг Фейербах (1804-1872)
Критика христианской религии
Критика христианской религии
Антропологический принцип
Гносеология Фейербаха
Онтология Фейербаха
Этика Фейербаха
Заключение
Литература
333.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философская система Людвига Фейербаха

1.

2.

Лекция
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА
Разработчик:
Селезнев В.М. – к. филос. наук
доцент каф. философии

3. ЦЕЛЬ

• Дать целостный обзор философской системы
Л.Фейербаха.
• Обозначить актуальные проблемы познания,
науки, философии.
КОМПЕТЕНЦИИ
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и
синтезу

4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение
Творческая биография Людвига Фейербаха
Критика христианской религии
Гносеология Фейербаха
Антропологизм Фейербаха
Этическое учение
Заключение
Литература

5. Людвиг Фейербах (1804-1872)

Введение
Л. Фейербах является последним представителем немецкой классической
Философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах
отстаивал материалистический взгляд на природу. Однако критика им
Гегеля
носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил
гегелевскую диалектику. Характерной чертой материализм Фейербаха был
антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего
продукта
природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой.
Природа - основа духа. Она же должна явиться основой и новой
философии,
Призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа
наделила
чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной
организации,
обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к
физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел
большое значение и в борьбе против идеалистических концепций
трактовки
человека, против дуалистического противопоставления в человеке
духовного
начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако
“природная” сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная –
недооценивалась.

6. Критика христианской религии

Бог, по Фейербаху, есть образ и подобие человека
“Сущность богословия есть антропология”
«Тайна» христианской религии в том, что в ней
«человек… объективирует свою сущность и делает
себя предметом этой объективированной сущности,
Превратившейся в субъект, личность».
«Основу религии составляет чувство зависимости человека».

7. Критика христианской религии

Религиозное отчуждение
“Бесконечная или божественная сущность - есть духовная сущность
человека которая, однако, обособляется от человека и
представляется как самостоятельное существо”. Такое превращение
человеческих свойств и способностей в некое самостоятельное
существо Фейербах называет отчуждением сущностных сил человека.
Всякая религиозная вера, по его убеждению, является результатом
такого отчуждения. И все основные определения божества - это
определения человека, превращенные в самостоятельный субъект.

8. Антропологический принцип

Антропологический принцип Фейербаха
«Все сверхъестественное посредством человека свести к природе,
а все сверхчеловеческое посредством природы свести к человеку»
Родовая сущность человека, согласно
Фейербаху, “неизменна”. Родовые
качества человека неизменны, поскольку
даны ему природой, подобно тому, как
природа наделяет особыми чертами
растения, животных и другие существа

9. Гносеология Фейербаха

чувства человека - это
главный способ получения сведений о мире
чувства человека способны фиксировать существенное
в окружающем нас мире, и потому, называются
“чувствами-теоретиками”
Фейербах признает изначальную разумность наших чувств,
и устанавливает связь между чувственной и рациональной
ступенями познания

10. Онтология Фейербаха

«Бытие …есть чувственное, созерцаемое, ощущаемое бытие…»
Чувственное бытие – материальное бытие, существующее
вне и независимо от человеческого сознания
«Любовь есть подлинное онтологическое доказательство
наличности предмета вне нашей головы»…

11. Этика Фейербаха

РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖЕСТВА
Человек человеку бог – главный
девиз этики Фейербаха
«Мы должные на место любви к богу поставить любовь
к человеку как единственную истинную религию»
«Любовь к человеку должна быть
высшим и первым законом человека»

12. Заключение

Фейербах подвел такой итог немецкой классической философии
и в принципе наметил такой путь материалистического
переосмысления ее достижений, который создал условия для
того, чтобы она сыграла роль одного из теоретических источников
марксизма.

13. Литература

Фейербах Л. Основы философии будущего // Фейербах Л. Соч.: В 2
т. М., 1995. Т.1; Фейербах Л. Избp. филос. произв.: В 2 т. М., 1965.
Т.2.
Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос.
произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 2.
Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск,
1988.
Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Людвига
Фейербаха. М., 1971.
Очерки по философии Л.Фейербаха / Oтв. ред. В.И.Булатов. Киев,
1982.
Лившиц Г.М. Атеизм Людвига Фейербаха. Минск, 1978.
English     Русский Правила