Похожие презентации:
Людвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология
1. Людвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология.
Министерство культуры Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тюменский государственный институт культуры»
Факультет социально-культурных технологий
Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Людвиг Андреас фон Фейербах.
Философская антропология.
Выполнил: Денисюк А.А.,
студентка 1 курса,
очной формы обучения,
направление «социально-культурная
деятельность»
Тюмень, 2015
2. Биография
Людвиг Андреас фонФейербах (1804 - 1872).
Выдающийся немецкий
философ-материалист,
атеист, коммунист, сын
криминолога, специалиста
по уголовному праву Пауля
Йоханна Анзельма фон
Фейербаха. Историками
философии иногда
называется
«оптимистичным
аналогом» Фридриха
Ницше.
Людвиг Андреас фон Фейербах
3. Философия Фейербаха
• Фейербах строит свою философию на базе противопоставленияфилософии и религии как форм мировоззрения, которые
несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он
пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность
христианства как одной из форм религии. В результате
христианский Бог трактуется им не как особого рода существо
или божественная сущность, а как образ, отражающий в
сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он
пишет, что “божественная сущность — не что иное, как
человеческая сущность, очищенная, освобожденная от
индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного
человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и
почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности”
4. Основные работы
Мысли о смерти и бессмертии (1830)
История новой философии от Бэкона до Спинозы (1833)
Исследование философии Лейбница (1837)
Характеристика философии Пьера Бейля (1838)
Философия и христианство
Сущность христианства
Предварительные положения к философской реформе
Основы философии будущего»
Сущность религии
Чтения о сущности религии
5. Антропологический принцип
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этойтеории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и
человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог –
плод воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не
уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления
материи.
6. Учение о природе
• В своём учении Фейербах дает такое объяснение природе: «Японимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей
и сущностей, которые человек отличает от себя как нечеловеческие,
– вообще я понимаю под природой сущность, действующую
согласно необходимости своей природы; но она не есть для меня,
как для Спинозы, бог, т. е. одновременно и сверхприродная,
сверхчувственная, отвлеченная, тайная и простая, – но
многообразная, популярная, действительная, всеми чувствами
воспринимаемая реальность. Или, говоря практически, природа есть
все, что непосредственно является человеком, независимо от
супранатуральных нашептываний теистической веры,
непосредственно, чувственно, как предмет и основание его жизни.
Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь,
земля, животное, растение, человек, насколько он есть несвободно и
бессознательно действующее существо, – ничего более, ничего
мистического, ничего гуманного, ничего теологического и
неподразумевающегося – в слове природа. Я апеллирую этим
словом к чувствам. "Юпитер есть все, что ты видишь", – говорила
древность; природа, говорю я, есть все, что ты видишь и что не
происходит от человеческих рук и мыслей».
7. Учение о человеке
• Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм –понимание человека как высшего продукта природы, рассмотрение
его в неразрывном единстве с ней. По Фейербаху, именно природа
должна была стать основой новой философии, раскрывающей
земную сущность человека. Природа наделила его разумом и
чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же
несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности
человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою
сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек
становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение
человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту
сущность по отношению к другому.
• Среди чувств человека Фейербах особенно выделял любовь, имея в
виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог – это
отношение любви, связывающее одного человека с другим. Эта
связь рождает религию. Тайна теологии заключается в
антропологии. Главный принцип религии – вера в человека. Человек
рассматривается как мера всех вещей, как мера понимания самого
Бога. Любовь – критерий бытия и истинности.
8. Теория познания
• Свое учение о познании Фейербах строил, решительно критикуяидеализм. Он беспощадно высмеивал тех «спекулятивных
философов», которые не понятия приспособляют к вещам, а,
напротив, вещи, природу, окружающую человека, приспособляют к
своим понятиям. В «Лекциях о сущности религии» Фейербах писал,
что он ненавидит тот идеализм, который вырывает человека из
природы. Основной смысл всей познавательной деятельности
человека состоит, по Фейербаху, в её изучении. Он понимал под
природой «совокупность всех чувственных сил, вещей и существ,
которые человек отличает от себя, как нечеловеческое». Природа —
все то, что для человека «представляется непосредственно,
чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет,
электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,
растение, человек, поскольку он является существом непроизвольно
и бессознательно действующим»
9. Учение об обществе и государстве
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены егоантропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей,
разумом, чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во
взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может
жить только в обществе;
• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества
должна стать религия;
• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное
сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
• необходимо отбросить традиционную религию (христианство,
мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг
другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей
природе человека;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
10. Вывод
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение отмноговекового религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки
зрения, исходя из человеческой природы;
• материалистическое, с учетом новейших достижений науки
объяснение проблем окружающего мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира.
11. Библиографический список
• Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философскоймысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005. — № 1. — С.90-107.
• Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. —
127 с.
• Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. — СПб., 1905.
• Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
• Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954.