Похожие презентации:
Философское учение Рене Декарта
1.
2.
ЛекцияФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ РЕНЕ ДЕКАРТА
Разработчик:
Селезнев В.М. – к. филос. наук
доцент каф. философии
3. ЦЕЛЬ
• Дать целостный обзор философской системы Р.Декарта.• Обозначить актуальные проблемы познания, науки, философии.
КОМПЕТЕНЦИИ
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и
синтезу
4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1. Биография Декарта2. Основы философии
3. Проблема движения
4. Основы теории познания
5. Методология Декарта
6. Наиболее выдающиеся философские труды
7. Заключение
8. Литература
5. Рене Декарт (1596-1650)
Латинизированное имяКартезий французский философ,
физик, математик и
физиолог
6. Творческая биография
Рене Декарт в восемь лет уходит на учебу в иезуитскийколледж Ла-Флеш.
Наиболее интенсивно предавался исследованиям во
время своего сравнительно долгого пребывания в
Голландии. В этот период он пишет большинство
своих работ. В 1643 г. в Утрехте, а в 1647 г. в Лейдене
(где сравнительно долго жил Декарт) было запрещено
распространение его воззрений, а его труды были
сожжены.
7. Философские принципы Декарта
1.2.
3.
4.
5.
6.
Первую и исходную определенность всякой
философии - определенность сознания –
мышления.
Сомнение не цель, но лишь средство.
Чувственная очевидность как основа, принцип
достоверности познания неприемлема.
Вопрос о постижении достоверности самой по
себе, достоверности, которая должна быть
исходной предпосылкой и поэтому сама не может
опираться на другие предпосылки.
Первичная достоверность - мыслящее Я –
сознание, его внутренняя сознательная
очевидность.
Мыслящее Я для своего существования не
нуждается ни в чём, кроме самого себя.
8. Онтология Декарта
Онтологический дуализм Декарта1. Материальный принцип – не зависящее
от сознания существование материи.
2. Духовный принцип – не зависящее от
материи и материального мира Я.
3. Совершенной субстанцией является
лишь Бог, который существует «сам из
себя» и сам является своей причиной.
4. Наличие Бога является гарантией
истинности познания.
9. Гносеология Декарта
Исходные познавательныеустановки
Отстаивает рационалистические принципы
Я–сознание овладевает вещами
и явлениями окружающего мира
при помощи своей собственной
(идейной) активности.
Декарт не отвергает чувственное
познание как таковое познание,
также как и суждения разума,
следует подвергнуть подробной
(скептической) критике.
10. Методология Декарта
Методологические правила:1. Не принимать никогда любую вещь за истинную,
если ты ее не познал как истинную с очевидностью
2. Разделить каждый из вопросов, которые следует
изучить, на столько же частей
3. Свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших
4. Совершать везде такие полные расчеты чтобы
быть уверенным в том, что ты ничего не обошел
Кроме того, в отличие от Ф. Бэкона, который считал
индукцию основным методом получения истинных знаний,
Декарт таким методом считает рациональную дедукцию.
11. Основные труды Декарта
«Размышления о первой философии»«Правила для руководства разума»
«Рассуждение о методе»
«Начала философии»
«Разыскание истины»
«Страсти души»
«Диоптрики»
«Человек»
12. Философия как система
Философия по Декарту есть система знаний, которуюможно сравнить с деревом.
«Ствол» — физика
«Ветви» — остальные науки, которые сводятся к
трем главным: медицина (обеспечивает здоровье людей),
механика (дает знания, применяемые в улучшении быта)
этика (знание об условиях добродетельной и благой жизни)
«Корнем» дерева
является метафизика
Как в дереве ствол, ветви и плоды не могут вырасти и приносить пользу до и без
корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики. Декарт называет
метафизикой изучение Бога, души и начал совершенного познания.
13. Заключение
Декарт выработал для европейской философиипозицию рационализма, основные положения которой
во многом определяют философские поиски и в
настоящее время.
Основные идеи его сводятся к следующему:
1. Истинное знание может быть получено только из ума.
2. Ум есть духовная сущность, которая действует неза
висимо от тела (дуализм Декарта).
3. Ум осуществляет познание только благодаря тому,
что прежде осознает сам себя (самосознание).
14. Литература
1.2.
3.
4.
Декарт Р. Правила для руководства ума.
Рассуждения о методе, чтобы верно направлять
свой ум и отыскивать истину в науках // Р. Декарт
Сочинения: В 2 т. M., 1989. T.1.
Декарт Р. Первоначала философии // Р. Декарт
Соч.: В 2 т. M., 1989. T.1.
Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Соч.: В 2 т. M.,
1989. T.1.
Ляткер А.Я. Декарт. М., 1975.