ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Палеолит в Западной Европе
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ 35 – 10 тыс. лет до н.э
МАДЛЕН
МЕЗОЛИТ
ЭПОХА ЖЕЛЕЗА
ДОЛЬМЕН фр. Dolmen — стол и men — камень) - памятник мегалитической культуры, погребальное сооружение эпох неолита, бронзы и раннего железа ( в о
МЕНГИР
КРОМЛЕХ
Эйвбери (англ. Avebury) — относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святил
1.07M
Категория: ИсторияИстория

Искусство древнего мира. Первобытное искусство

1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

РАЗДЕЛ 1.
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ

• ПАЛЕОЛИТ
• Нижний палеолит 1 200 - 150 тыс. лет до н.э.
• Средний палеолит 150 – 35 тыс. лет до н.э
• Верхний палеолит 35 – 10 тыс. лет до н.э
МЕЗОЛИТ 10 – 6 тыс. лет до н.э
НЕОЛИТ 6 – 2 тыс. лет до н.э
БРОНЗОВЫЙ ВЕК ок. 2 тыс. лет до н.э
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК 1 тыс. лет до н.э

3. Палеолит в Западной Европе

4. ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ 35 – 10 тыс. лет до н.э

• ОРИНЬЯК-СОЛЮТРЕЙСКИЙ ПЕРИОД
35 – 20 тыс. лет до н.э
• МАДЛЕНСКИЙ ПЕРИОД
20 – 10 тыс. лет до н.э

5.

Древнекаменный век, или палеолит — самый длительный период в истории
человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея
определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие
орудия. В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития:
древний, или нижний палеолит; средний палеолит; поздний, или верхний палеолит.
Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности
человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье, и на
весь поздний палеолит — эпоху Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.), Солютре
(35—25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25—12 тысячелетия до н. э.)
В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из
них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться
оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед
силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые
религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги
изобразительного искусства.
Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью
создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными
на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками,
расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя
переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о
достаточно сложной умственной работе первобытного человека

6.

В начале ВЕРХНЕГО палеолита родились все виды изобразительной
деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура,
гравированный рисунок на камне, кости, роге . Рисунок исполнялся кремневым
резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер.
Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в
некоторых
случаях
росписям
предшествовал
гравированный
рисунок.
Первобытный художник писал охрой — желтой, красной и коричневой, сажей и
мергелем.
Минеральные краски растирались на животном жиру.
Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда
небольших размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах
пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены.
Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя,
быка, бизона, носорога, льва, медведя.

7.

Эпоха Ориньяк. К эпохе Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.) относится серия
рисунков в пещерах Франции и Испании. Рисунки очень несовершенны, почти
невозможно узнать породу животного, пропорции не соблюдены, неясно обозначены
голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки
осмыслить и передать виденное. В конце эпохи рисунки более реальны; можно
различить породу животного, так как нарисованы морды, рога, копыта, шерсть.
В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские
фигурки из мягких пород камня (размером в 5—10 см). Конечности у таких фигурок
едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато
резко подчеркнуты половые признаки женщины. Такого рода женские статуэтки
были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР. Эта эпоха
— время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина
руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии.
В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился
контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство
свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.
Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения
человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали
маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца

8.

Эпоха Солютре. В эпоху Солютре (35—25 тысячелетия до н.э.) расширяется и
углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о
животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура
животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции
правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного
контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать
животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается
значительный успех (пещеры Франции — Нио, Фон-де-Гом; Испании — дела Пенья,
Пасегья,Кастильо.
Эпоха Мадлен. Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25—
12 тысячелетия до н.э.). Животное остается главной темой искусства, но изображается
оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных
пасущимися,
лежащими,
бегущими,
дерущимися.
В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи
Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все
изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к
двум-трем
цветам
различной
силы
тона
и
интенсивности.

9. МАДЛЕН

Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и
пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную
величину с поразительной жизненной убедительностью.
Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны
между собой композиционно. Лишь к концу периода художники начинают
группировать фигуры животных. К лучшим памятникам такого характера
относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль
(Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа
(Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

10. МЕЗОЛИТ

Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный
век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.), который совпадает с
установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей
после отступления ледников.
В жизни человеческого общества происходят большие перемены, появляются лук и
стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так
как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие
коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо
большую территорию. Иными, более эффективными становятся каменные орудия,
так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного
умения в обращении.
Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в
могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную
жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса
мышления

11.

Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены
военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах
Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но,
несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все
сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не
только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл
происходящих событий.
Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда
в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как
он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и
человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит
не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства.
Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком
и сложном отражении действительности в сознании человека.
Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14—15 вв. н.э.
(племен, живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи племена, живущие и теперь
в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари, создали удивительные наскальные
росписи. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Раскраска, как
это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной
передачей натуры.

12.


Первобытное искусство. Искусство эпохи неолита.
Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8—4
тысячелетия до н.э.). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и
Средней Азии, в Европе и в Индии. Процесс производства, а с ним и духовная жизнь
настолько усложняются, что развитие культуры отдельных областей начинает идти
разными путями. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей
хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые
формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников
существования способствовало расселению человека на большей территории. Для
неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Развитие гончарного
производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей.
Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших
материальных потребностях человека.
Новые черты общественной жизни людей — усиление родовых общин, укрепление
связи между ними, переход от матриархата к патриархату — обусловлены общим
подъемом производительных сил.
Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий,
имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим
локальные особенности, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья и
неолита Европы. Поэтому теперь принято в науке начинать историю искусства
рабовладельческого общества, например Древнего Египта или Эгейского мира, именно
с неолита.

13.

Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое
распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины.
Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и
схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами,
воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита
развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить
вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.

14.

Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной
посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по
способу и разнообразию их украшения одна область отличалась
от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших
узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа)
до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта
или Триполья.
Ярким и выразительным примером неолитической культуры
может служить культура Триполья, широко распространенная в
4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и
Украины и на территории целого ряда Балканских стран.

15.

Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита
(медный век) и бронзы. Трипольские поселения
земледельцев располагались чаще всего по берегам рек.
Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были,
вероятно, с внутренней стороны покрыты
орнаментальной росписью. В поселениях были найдены
модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но
особенно богато и широко развернулось творчество
трипольцев в украшении керамики. По разнообразию
форм и орнаментики трипольская керамика не уступает
ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды
были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины;
туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти
всегда состоящим из спиралевидных линий,
геометрическим орнаментом, исполненным красной,
черной, коричневой, белой красками

16. ЭПОХА ЖЕЛЕЗА

Последний период развития первобытнообщинного строя связан с
появлением железа (начало 1 тысячелетия до н. э.). Это новый
подъем в развитии техники и металлургии. В тех районах, где нет
еще классовых объединений, железный век совпадает с периодом
военной демократии, с последним этапом первобытнообщинной
формации. В обществе происходит дальнейшее имущественное
расслоение. Появляется патриархальное рабство, образуется
племенная аристократия. Связь между отдельными племенами,
осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху
начинает принимать иные формы. Для этого периода характерны
войны — грабежи, возникающие на экономической почве. Во время
военных событий во главе племени вставал военный руководитель,
который стремился сохранить свою власть и в мирное время.
.

17.

В Западной Европе наиболее ярко железный век представлен Гальштатской
культурой (город Галыптат, Австрия). Культура эта была распространена в
Центральной и Южной Европе приблизительно в 10-5 вв. до н. э. Носители
Гальштатской культуры создали очень своеобразную по форме и
орнаментации керамику: сосуды разнообразной формы покрывались
врезанным по лощеной поверхности сплошным геометрическим
орнаментом, который иногда затирался краской. Такой четкий и сложный
геометрический орнамент, состоящий преимущественно из ромбов, до сих
пор не встречался в Западной Европе. Некоторые из сосудов
дополнительно были украшены скульптурными фигурками животных, птиц,
людей. Фигурки эти имеют упрощенные, примитивные формы, с едва
соблюденными пропорциями. Почти так же решена мелкая пластика. В
небольшого размера бронзовых фигурках, статичных и условных, иногда
соединенных в целую композицию, всегда видны приемы примитивной
лепки из глины.
Гальштатская культура создала еще одну группу оригинальных памятников
прикладного искусства. Это гравированные серебряные ведра (ситулы),
вероятно, ритуального назначения. Гравировкой покрывалась верхняя часть
сосуда, это были довольно реалистические изображения
сельскохозяйственных сцен, сцен пира, отдельных групп воинов и животных.
На территории бывшего СССР в период железного века была

18. ДОЛЬМЕН фр. Dolmen — стол и men — камень) - памятник мегалитической культуры, погребальное сооружение эпох неолита, бронзы и раннего железа ( в о

ДОЛЬМЕН фр. Dolmen — стол и men — камень) - памятник мегалитической культуры,
погребальное сооружение эпох неолита, бронзы и раннего железа ( в основном III—II тыс. до н. э.).
Простейшая форма Д. - огромные (до нескольких десятков тонн) каменные глыбы, поставленные
вертикально и перекрытые гигантской плитой; распространенный тип Д. - закрытый каменный
ящик из четырех вертикальных плит, перекрытых плитой из гранита или известняка. Встречаются
усложненные формы Д. из нескоьких камер, соединенных пробитым коридором. Обычно сверху
насыпался курган. Места распространения Д. - Европа, Сев. Африка, Передняя и Юж. Азия. Д. есть
на Кавказе и в Крыму. Часто в Д. вместе с останками погребенных находят каменное, бронзовое и
железное оружие, предметы утвари, монеты. Многие Д. имеют в одной из стен круглое отверстие.
Длина Д. достигает 10 м, высота до 3 м, ширина 3 - 5 м. Гигантские плиты весят до 40 т.

19. МЕНГИР

Менгир (бретонск. menhir, от men — камень и hir — длинный),
простейший вид мегалитических сооружений , состоящий из одного
блока камня, вертикально вкопанного в землю. М. достигают высоты 4—
5 м и более (крупнейший М. высотой 20 м весит около 300 т, находится
во Франции). Иногда М. составляют длинные аллеи или расположены по
кольцу (КРОМЛЕХ ). По-видимому, имели культовое значение. Больше
всего МЕНГИРОВ в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии
и Африке. На территории СССР М. распространены в ряде районов
Сибири и Кавказа.

20. КРОМЛЕХ

Кромлех (от бретонского crom — круг и lech — камень), один из видов мегалитических
построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из
огромных (до 6—7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько
концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда
находится дольмен или менгир. К. свидетельствуют, что их создатели уже овладели
началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной
конструкции. При раскопках внутри К. находили погребения, шлифованные каменные
топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. К. встречаются в Азии и Америке, но
особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СССР —
в Закавказье. Особенно известны К, Стонхендж и Эйвбери в Великобритании и у Карнака во
Франции. Назначение К спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для
погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, К. связаны с
солнечным культом и являлись храмами солнца.

21. Эйвбери (англ. Avebury) — относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святил

Эйвбери (англ. Avebury) — относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы культовый объект,
состоящий из мегалитических гробниц и святилищ. Находится в графстве Уилтшир, в Англии, и получил своё
название от находящейся поблизости деревни
English     Русский Правила