Похожие презентации:
Александр Трифонович Твардовский
1.
Здравствуйте, дорогие читатели!И с вами я- Миша Сарахатунов.
И это рубрика #ВечерПоэзии@chydoostrov.
И сегодня я бы хотел посвятить день
Александру Твардовскому.
2. Александр Трифонович Твардовский (8 (21) июня 1910 — 18 декабря 1971)
Александр ТрифоновичТвардовский (8 (21) июня 1910 —
18 декабря 1971)
3.
Александр Трифонович Твардовский(8 [21] июня 1910 — 18 декабря 1971) —
русский советский писатель, поэт,
журналист. Главный редактор журнала
«Новый мир» (1950—1954; 1958—1970).
4.
Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимнимивечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе,
знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году
появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в
Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить
просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве “Молодая гвардия” вышла
поэма “Путь к социализму”, первое крупное произведение Твардовского.
1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления
художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе
одного из типичных “перегибов”. Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму “По
праву памяти” (1966—1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает “завет первоначальных дней”, его ответом на
жизненные испытания стала поэма “Страна Муравия”. Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о
“великом переломе”, когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.
О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.
В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов:
ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной
творчества этого периода является поэма “Василий Теркин” — своеобразный памятник духу русского человека на
войне:
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...
5.
Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание “Дом у дороги”. Этовзволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого,
его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви,
подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В
следующей поэме “За далью — даль” поэт путешествует не только в пространстве от
Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее
народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего
помогает лучше понять современность. Поэт скажет: “Кто прячет прошлое ревниво, тот
вряд ли с будущим в ладу”. Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа:
коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза
“тревог и потрясений” с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое
важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
Стихи Твардовского при их кажущейся “простоте и легкости” требуют напряженного
внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат
слаженным дуэтом:
На новостройках в эти годы
Кипела главная страда:
Вставали в заревах заводы,
Росли под небо города.
И в отдаленности унылой
За той большой страдой село,
Как про себя ни гомонило,
Уже угнаться не могло.
6.
Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая,эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его
творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания,
размышления.
Земля родная, что же сталось.
Какая странная судьба:
Не только юность, но и старость —
Туда же, в город, на хлеба.
Туда на отдых норовила
Вдали от дедовских могил...
Давно, допустим, это было,
Но ты-то сам когда там был?
Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые
драматические периоды ее истории.
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...
Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие
подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства,
духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого
труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского.
7.
«...Я (читатель придирчивый, требовательный)совершенно восхищён его талантом... какая
свобода, какая чудесная удаль, какая
меткость, точность во всём и какой
необыкновенный народный, солдатский
язык: ни сучка, ни задоринки, ни единого
фальшивого, готового, то есть литературнопошлого слова!» И. Бунин
8.
Самым известным произведением Александра Трифоновича
Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла
большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время.
Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен
философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х
годов. Твардовский начал работать в журнале «Новый мир»,
полностью пересмотрел свои взгляды на политику Сталина.
• В 1961 году под впечатлением от выступления Александра
Твардовского на XXII съезде КПСС, Александр Солженицын передал
ему свой рассказ «Щ-854» . Твардовский, будучи в то время на посту
редактора журнала, оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил
автора в Москву и стал добиваться разрешения Хрущева на
публикацию данного произведения.
• В конце 60-х годов в биографии Александра Твардовского произошло
значимое событие – началась кампания Главлита против журнала
«Новый мир». Когда же автора вынудили покинуть редакцию в 1970
году, вместе с ним ушла и часть коллектива. Журнал был, кратко
говоря, разгромлен.
9. Прочитайте эти стихотворения!
10.
***Мы на свете мало жили,
Показалось нам тогда,
Что на свете мы чужие,
Расстаемся навсегда.
Ты вернулась за вещами,
Ты спешила уходить.
И решила на прощанье
Только печку затопить.
Занялась огнем береста,
И защелкали дрова.
И сказала ты мне просто
Настоящие слова.
Знаем мы теперь с тобою,
Как любовь свою беречь.
Чуть увидим что такое –
Так сейчас же топим печь.
11.
***Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.
За время, за век огромный,
Что выпал и мне с тобой,
За все, что люблю и помню,
За радость мою и боль.
За горечь мою и муку,
Что не миновал в пути.
За добрую науку,
С которой вперед идти.
За то, что бессменно, верно
Тебе служить хочу,
И труд мне любой безмерный
Еще как раз по плечу.
И дерзкий порыв по нраву,
И сил не занимать,
И свято на подвиг право
Во имя твое, во славу
И счастье, Отчизна-мать!
12.
***Час рассветный подъема,
Час мой ранний люблю.
Ни в дороге, ни дома
Никогда не просплю.
Для меня в этом часе
Суток лучшая часть:
Непочатый в запасе
День, а жизнь началась.
Все под силу задачи,
Всех яснее одна.
Я хитер, я богаче
Тех, что спят допоздна.
Но грустнее начало
Дня уже самого.
Мне все кажется: мало
Остается его.
13.
Он поспешно убудет,Вот и на бок пора.
Это молодость любит
Подлинней вечера.
А потом, хоть из пушки
Громыхай под окном,
Со слюной на подушке
Спать готова и днем.
Что, мол, счастье дневное –
Не уйдет, подождет.
Наше дело иное,
Наш скупее расчет.
И другой распорядок
Тех же суток у нас.
Так он дорог, так сладок,
Ранней бодрости час.