Искусство реализма
Реализм как новое художественное направление. Появление стиля.
Основные черты реализма. Критический реализм.
Реализм и натурализм
Натурализм
Интерес к жизни простого человека
Крестьянская тема
Реализм в творчестве русских художников
Бытовые картины жизни
Купеческое и мещанское сословие
Реалистический пейзаж в русском искусстве (Ф.А.Васильев, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан)
Историческая живопись
Особенности исторической живописи (И.Е.Репин, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов).
3.58M
Категория: ИскусствоИскусство

Реализм, как художественное направление. Появление стиля

1. Искусство реализма

Презентация А.А.Фураевой

2.

Значение понятия.
В сер. XIX века реализм становится ведущим и
наиболее влиятельным художественным стилем
искусства, одержавшим победу над классицизмом и
романтизмом.
Понятие «реализм» (от лат. вещественный) в широком
смысле – это стремление к более полному,
глубокому и всестороннему отражению
действительности во всех её проявлениях.
- Это воспроизведение действительности такой,
«как она есть».
Т.о. реализм родился вместе и одновременно с
искусством.

3. Реализм как новое художественное направление. Появление стиля.

Впервые термин «реализм» употребил Жюль
Шанфлери для обозначения искусства,
противостоящего романтизму и символизму.
1857г. – книга «Реализм»
Художник Густав Курбе (1819-1877) – открытие
персональной выставки в 1855 г. В Париже
«Павильон реализма».

4. Основные черты реализма. Критический реализм.

- Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным
отношениям и индивидуальным особенностям человека;
«срывание всех и всяческих масок»;
анализ и критика окружающей действительности.
Объекты критики:
антигуманная сущность эксплуататорского строя;
Бедствия и страдания обездоленного народа;
Система нравственных отношений;
Политика и жизненная философия власть имущих.
Утверждались идеалы Добра, Справедливости, всеобщего Равенства и
Счастья.

5. Реализм и натурализм

Воспроизводя действительность такой, «какой она есть»,
художники-реалисты всё же не стремятся к точному её
копированию.
Опасность отождествления реализма с натурализмом –
точное копирование явлений действительности без учёта их
связей и отношений друг с другом..
С сер XIX в. термины «реализм» и «натурализм» употреблялись
как синонимы. С 70-х гг. натурализм выделяется в особое
литературно-художественное движение – «натуральная школа».

6. Натурализм

Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивал, художник может
изображать только то, что сам видел и хорошо изучил. «Кусок
действительности», воспроизведённый им с
фотографической точностью, - антипод «типичным
характерам в типичных обстоятельствах». Место сюжета
занимает описание и анализ, при этом автор остаётся
эстетически нейтральным по отношению к изображаемому,
он не стремится заглянуть в будущее. Нет разграничений
между красивым и безобразным. Если безобразное
искажено достоверно, оно приобретает в глазах
натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

7. Интерес к жизни простого человека

На первый план
выдвигается не
идеализация, а
задача
художественног
о познания
народа, его
истории, условий
бытия.
Густав Курбе (18191877). «Дробильщики
камня».

8.

В частном эпизоде художник показывает т обобщает
жизнь несчастных тружеников, передает тягость их
нищенского существования, трагизм и безысходность
судьбы. Это социальное обобщение достигнуто
многими художественными средствами:
1) автор не показывает лиц героев;
2) художник выбирает очень низкую точку зрения;
3)тёмный фон сливается с серо-жёлтой землёй,
камными и блёклой травой, с фигурами людей, также
покрытых пылью.
Эта картина, находившаяся в Дрезденской галерее,
погибла во время Второй мировой войны.

9. Крестьянская тема

Франсуа
Милле (18141875)
Сборщицы
колосьев.
1857 г.
Лувр,Париж.

10. Реализм в творчестве русских художников

Венецианов Алексей
Гаврилович (1780-1847)
На жатве. Лето. 1820-е
гг.
Третьяковская галерея.
Москва.

11.

Венецианов Алексей Гаврилович.
Гумно.
Сенокос.

12.

Венецианов
Алексей
Гаврилович.
Крестьянка за
вышивкой.
Крестьянка с
васильками.

13.

Венецианов
Алексей
Гаврилович
Девушка в
платке.
Девушка с
бураком.

14.

Венецианов
Алексей
Гаврилович
Жнецы.
Гадание на
картах.

15. Бытовые картины жизни

Василий
Владимирович
Пукирев.
Неравный
брак.
Гос.
Третьяковская
галерея.
1863 г.

16. Купеческое и мещанское сословие

Павел
Андреевич
Федотов (18151852)
Сватовство
майора.1848 г.
Гос.
Третьяковская
галерея.
Москва.

17.

Стремясь к достоверности, Федотов долго и
тщательно подбирал необходимые
предметы для воссоздания интерьеров. В
поисках нужных деталей он под разными
предлогами посещал множество
купеческих домов. В них он присматривался
к цвету обоев, мебели, одежде. Красивую
люстру к «Сватовству майора» он случайно
увидел, проходя мимо трактира. Она «так и
лезла сама в картину». Не менее тщательно
Федотов искал прототипы. Так, например,
дородного купца с огромной рыжей
бородой и толстым брюхом художник увидел
однажды неподалёку от Аничкова моста в
Пб. Он «проводил» свою находку до самого
дома, а впоследствии, познакомившись с
ним, целый год изучал его характер, умоляя
позволить написать с него портрет.

18.

Павел Андреевич
Федотов
Завтрак
аристократа

19.

Павел
Андреевич
Федотов
Свежий
кавалер.

20.

Павел Андреевич Федотов
Господа! Женитесь! – Пригодится!
Вдовушка

21.

Павел
Андреевич
Федотов
Разборчивая
невеста.

22.

Перов Василий
Григорьевич (18341882): нельзя работать,
«не зная ни народа, ни его
образа жизни, ни
характера, не зная типов
народных, что составляет
основу жанра».
Проводы покойника.

23. Реалистический пейзаж в русском искусстве (Ф.А.Васильев, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан)

Иван Иванович
Шишкин (18321898)
Вид окрестностей
Петербурга

24.

Иван Иванович Шишкин
Рожь.
Утро в сосновом лесу

25.

Иван Иванович
Шишкин
Берёзовая
роща.
Дубы.

26.

Иван
Иванович
Шишкин
Зима

27.

Иван Иванович Шишкин
Дубовая роща.
Лесной пейзаж с цаплями

28.

Иван
Иванович
Шишкин
Бурелом.

29. Историческая живопись

Николай Николаевич Ге
(1831-1894)
Петр I допрашивает
царевича Алексея
Петровича в
Петергофе.
Гос. Русский музей.
СПб.

30. Особенности исторической живописи (И.Е.Репин, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов).

1) глубокий интерес к национальной истории;
2) понимание роли народа как основной
движущей силы;
3) обращение к важнейшим переломным
событиям;
4) умение правдиво раскрыть их во всей
полноте и сложности;
5) стремление к психологической трактовке
образов.

31.

Илья
Ефимович
Репин (18441930)
Крестный ход
в Курской
губернии.
1880-1883
Гос.Третьяков
ская галерея,
Москва.

32.

Илья Ефимович Репин
Бурлаки на Волге

33.

Илья Ефимович Репин
Не ждали.

34.

Иван Грозный убивает
своего сына, 1885.
Гос. Третьяковская галерея,
Москва.
Илья Ефимович Репин
Автопортрет
English     Русский Правила