Похожие презентации:
История как наука
1.
Коридор Петровских КоллегийБесконечен, гулок и прям.
(Что угодно может случиться,
Но он будет упрямо сниться
Тем, кто нынче проходит там).
А.А. Ахматова
Поэма без героя
2. Ваш преподаватель –
кандидат исторических наук, доцентБеседина
Елена Анатольевна
[email protected]
[email protected]
Часы консультаций:
Четверг 15.30-16.30
Институт истории
Кафедра истории для преподавания на естественных и
гуманитарных факультетах
Менделеевская линия, д.5. Ауд. 43.
3. Поздравляю! Вы – студенты Университета!
Помните, вы не просто студенты,а студенты — универсанты!
Обязательно среднее образование.
Высшее образование– не обязательно.
Его получение – сущее удовольствие!
Вас никто не будет заставлять получать
удовольствие!!
Чемодан знаний с факультета не унесешь.
Учите не просто «что», а «где это можно найти»!
Наконец, просто учитесь, а не получайте
образовательные услуги!
4.
Филологическоеобразование
Коммуникативистское
образование
ВШЖиМК
Общегуманитарное
образование
Специальное
образование
5. Образ приличного студента- журналиста (пиарщика, рекламиста), изучающего Историю России, складывается из:
Образ приличного студентажурналиста (пиарщика,рекламиста), изучающего
Историю России,
складывается
из:
посещения лекций (допускается два пропуска в семестр)
грамотного ведения конспектов (презентация – еще не
вся лекция, слушайте преподавателя!)
обязательного прочтения двух монографий по
отечественной истории XVIII-XX вв.(по одной в
семестр)
обязательного написания отличных самостоятельных!!!!
рецензий на прочитанные монографии (по одной в
семестр)
убедительного выполнения контрольной работы
(в конце каждого семестра)
выполнение специального творческого задания (по
возможности и желанию)
6. …а также приличный студент
Не пользуется на лекции мобильным телефоном идругой ненужной в аудитории техникой (ноутбук
– пожалуйста, но только для ведения конспектов!)
Не позиционирует себя в качестве родственника
парнокопытного жвачного животного из
семейства полорогих (надеюсь, понятно, о чем
идет речь).
Уважает время – свое и чужое (это просто
святое!). НЕ ОПАЗДЫВАЕТ К НАЧАЛУ
ЛЕКЦИИ!!!
7. Лекция 1-1. История как наука
1.Сущность, формы, функции историческогознания.
2. Источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника.
3.Вспомогательные исторические дисциплины.
4. Историография отечественной истории.
Выдающиеся русские историки.
5. Методологические подходы к историческому
исследованию.
8. ИСТОРИЯ – это:
совокупность фактов и событий,относящихся к прошедшей жизни
человечества
память человечества о прошлом
жизнь, действительность в процессе
развития
последовательное развитие во времени
наука о последовательном развитии
общества, стремящаяся выявить причины и
закономерности происходивших событий
рассказ, повествование
происшествие, случай, событие (часто не
совсем приятное)
9. Принципы изучения прошлого
За долгое время существования истории как наукисформировались определенные принципы изучения
прошлого: необходимость оценивать факты в их
совокупности, строго определять степень их
подлинности, анализировать диалектически. Учёный
не имеет права не учитывать факты, противоречащие
его концепции, он обязан опираться на достоверные
источники и видеть преемственности исторических
периодов.
Принцип историзма требует рассматривать любое
историческое явление в системе координат того
времени.
10.
«История — это союз между умершими, живыми иеще не родившимися». Э. Берк
«Счастлив народ, история которого скучна».
Ш. Монтескье
«Единственный наш долг перед историей - это
постоянно ее переписывать». О. Уайльд
«История учит лишь тому, что она никогда ничему
не научила народы». Г. Гегель
«Многие из вошедших в историю были бы рады из
нее выйти». Л. Кумор
«Не знать истории – значит всегда быть
ребенком». Марк Туллий Цицерон
«В истории черпаем мы мудрость…» Ф. Бэкон
«Русская история до Петра Великого - сплошная
панихида, а после Петра Великого - одно уголовное
дело»
Ф.И. Тютчев
11. Зачем мы изучаем историю?
«Надобно найти смысл ив бессмыслице: в этом
неприятная
обязанность историка,
в умном деле найти
смысл сумеет всякий
философ».
Василий Осипович Ключевский
12. Зачем мы изучаем историю?
Поддержание образцовЛегитимация
Идентификация
Эскапизм
Историческая память
13.
Поддержание образцов –морализация и накопление социального
опыта. Смысловое поле истории
определяется нравственными практиками,
общими понятиями о том, что "хорошо" и
что "плохо", что "желанно" и что
"отвратительно", что "допустимо" и что
"неприемлемо", которые целиком вытекают
из нравственных определений
людей как людей.
14. «Историк приходит в подвал не потому, что любит пыль, а для того, чтобы оценить прочность здания и потому, что для определения
характера трещин он должен знать, каково качество фундамента».Р.Х. Тоуни, английский историк
При таком подходе историю не «перелопачивают» в
поисках «смысла» в поддержку тех или иных ценностей,
она выступает как инструмент максимального увеличения
нашего контроля над сегодняшней ситуацией. Быть
свободным не значит обладать полной свободой действий
(это утопическая мечта), а понимать, насколько твои
действия и мысли обусловливаются наследием прошлого.
Это может прозвучать как аргумент в пользу
консерватизма. Но на самом деле такой подход создает
реалистичную основу для радикальных инициатив.
Нам нужно знать, когда мы ломимся в открытую
дверь, а когда – бьемся лбом об стену!
15.
Легитимация –потребность в самоутверждении.
Самые распространенные способы
легитимации —в исторических
исследованиях прошлого или, наоборот,
его забвение и преодоление. Становление
национальных государств, формирование
национального самосознания, подъем
национализма— все эти процессы
стимулировали легитимизирующую
функцию истории.
16. Особенности историографии изучения национальной истории в странах СНГ
Утверждение о необычайной древности, если неисконности, своих этнической культуры и языка в
целом и на занимаемой ныне территории в
особенности (миф об автохтонности);
Стремление проецировать современные
этнополитические границы как можно глубже в
прошлое и, насколько это возможно, максимально
расширять территорию древнего расселения своей
этнической группы, что также имеет отношение к
борьбе за землю (миф о прародине);
17. Особенности историографии…
Безусловная идентификация своей этнической группы свполне определенным языком, который был якобы
присущ ей изначально (миф о лингвистической
преемственности). Если переход с одного языка на другой
и допускается, то не для своего, а для иных этносов, так
как этот факт как бы понижает статус этноса;
Убеждение в том, что территория своего этноса была
областью формирования не только его самого, но и иных
родственных или «дочерних» этнических групп, которые
позднее отселились на другие земли (миф об «этнической
семье»). Тем самым, свой этнос рассматривается по
отношению к ним в качестве «старшего брата», что,
следовательно, позволяет ему претендовать на важные
привилегии и делает эти претензии естественными и
законными;
18. Особенности историографии…
Стремление идентифицировать своих этнических предков скаким-либо славным народом, хорошо известным по древним
письменным или фольклорным источникам (миф о славных
предках);
Претензии на исторический приоритет некоторых культурных
(письменность) или политических (государственность)
достижений своих предков по сравнению с предками соседних
народов (миф о культуртрегерстве);
Преувеличение степени этнической консолидации в древности
и сознательный недоучет роли родоплеменных делений и
многокомпонентности формирующейся общности (миф об
этнической однородности). Этим свой народ как бы обретает
вечную жизнь;
Нередко конструируется образ иноземного врага, борьба с
которым цементирует этнос и ведет к высокой степени
консолидации (миф о заклятом враге).
19. Легитимация
20. Легитимация
21.
22.
23.
24.
Идентификация —удовлетворение потребности личности и
общества, вплоть до "человечества", в
самопознании. Ценность истории и
заключается в том, что благодаря ей мы
узнаем, что человек сделал, тем самым —
что он собой представляет."
25. Идентификация
«Томск гроша медного нестоит… Скучнейший город… и
люди здесь прескучнейшие…
Город нетрезвый. Красивых
женщин совсем нет, бесправие
азиатское… Грязь
невылазная… <…>
Замечателен сей город тем, что
губернаторы здесь мрут словно
мухи… Обеды здесь отменные
в отличие от женщин, жестких
на ощупь…».
"Антон Павлович в Томске
глазами пьяного мужика
лежащего в канаве и ни разу не
читавшего Каштанки".
(Томск, 2004 г.)
26.
27. Идентификация
28. Идентификация?
29. Идентификация
30.
Эскапизм – уход от настоящего,стремление к прошлому как другой
реальности, попытка забыть «эти места, эти
времена и эти обычаи». В Новое время
историческое прошлое постепенно
приобрело статус “другого”. Человек XXIв.
знает, что бессмысленно писать письма
Титу Ливию. Он взаимодействует с
прошлым не активно, а пассивно, читая
сочинения о "другой" (прошлой)
реальности.
31. Эскапизм
32.
33.
34.
Историческая память — представления опрошлом, существующие в обществе как на
массовом, так и на индивидуальном уровне,
включая их образный, когнитивный и
эмоциональный аспекты.
На массовом уровне историческая память не
тождественна историческому знанию.
У профессиональных историков и журналистов
много общего, по сути нас сближает одна цель.
Эстафета передачи исторических представлений
и знаний следующим поколениям определяет
будущее нации. Задача формирования
исторической памяти, обеспечивающей
единство прошлого и настоящего –
общее поле деятельности.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
«Не цветы виноваты в том, что слепойих не видит. История учит даже тех,
кто у нее не учится: она проучивает их
за невежество и пренебрежение».
В.О. Ключевский
41. Литература
Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. СПб.: Владимир Даль,2004. http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/louental_intro.htm
Ростовцев Е. А., Сосницкий Д.А. Направления исследований
исторической памяти в России // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 2: История. 2014. № 2. С.
106-126. http://history.spbu.ru/files/departments/ist-ross-s-drvrem/sotrudniki/Vestnik.pdf
Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о
прошлом: типы и механизмы формирования. М: ГУ ВШЭ, 2004.
http://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216436000/WP6_2004_07.pdf
Савельева И.М., Полетаев А.В. Функции истории. М: ГУ ВШЭ,
2003.
http://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216435424/WP6_2003_01.pdf