Похожие презентации:
Зеленко Александр Устинович (1871-1953)
1. ЗЕЛЕНКО Александр Устинович
(1871- 1953)Педагог, архитектор, деятель
в сфере внешкольного
образования
2. Александр Устинович Зеленко
– архитектор и выдающийсяпедагог, один из
организаторов первых
внешкольных учреждений в
России, автор идеи и проекта
Детского Дворца (ДворцаМузея ребенка).
Внес большой вклад в
разработку теории и
практики политехнического
образования, одним из
первых поставил проблему
создания специальной
архитектуры для детей.
3. Жизненный путь
Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге,после чего преподавал рисование
в одной из московских гимназий
Провел в США, где познакомился с постановкой воспитания
и обучения детей, а также деятельностью специальных
поселений интеллигенции среди бедных слоев
– «сетлементов».
Основал вместе с педагогами С.Т. Шацким и Л.К. Шлегер
летнюю детскую трудовую колонию в Щелково
(Московской области.). В этом же году они
открыли первый в России клуб для детей.
4. «СЕТЛЕМЕНТ» - первый в России клуб для детей
Многогранная деятельность Зеленко осуществлялась в русле широкораспространенных в начале ХХ века идей свободного воспитания,
свободы личности, самообразования…
По инициативе А.У.Зеленко и С.Т. Шацкого было создано
общество «СЕТЛЕМЕНТ» – нечто вроде поселка для
детей и подростков из малообеспеченных семей, с
входящими в его состав мастерскими (слесарной,
столярной и швейной). Клуб находился в Москве, в
доме, специально спроектированном для него
А.У.Зеленко (в Вадковском переулке). По вечерам в нем
собирались дети с окраин для занятий в кружках и
бесед с педагогами.
5. «СЕТЛЕМЕНТ»
6. Современное состояние
7. История «Сетлемента»:
В конце 19 века общество искало пути решенияпроблемы беспризорных детей, наводнявших улицы
многих городов мира. Это были преимущественно
дети рабочих, ремесленников и городской бедноты,
родители которых были
заняты обеспечением
пропитания. Без должного
контроля со стороны
взрослых, они были
подвержены негативному
влиянию улицы, попадали
в группу риска и часто
пополняли ряды преступности.
8. Из истории…
В Америке возникло движение, объединившеепод своим знаменем всевозможные кружки,
союзы, общества, поставившие себе целью –
заботу о нравственном и физическом
благополучии беспризорной детворы
городских бедняков.
Первый американский клуб «Сетлемент» был
основан доктором Стантом Койтом в 1887
году в Нью-Йорке.
9. Факт:
Клубы «Сетлемент» были признаны лучшимсредством для перевоспитания детей.
Им были предоставлены светлые,
благоустроенные помещения, где они при
полной свободе и без излишней опеки могли
проводить время с пользой для себя. В этих
клубах молодёжь получала возможность
взаимопомощи, училась и развлекалась.
10. Интересный факт…
После закрытия «Сетлемента» Зеленко был дажеарестован «за попытку проведения
социализма среди маленьких детей».
Общество «Сетлемент»
просуществовало
с 1905 по 1908гг.
11. Жизненный путь…
Вел активную педагогическую деятельность преподавал на Пречистенских рабочих курсахи в воскресных школах.
Уехал в Америку после закрытия «Сетлемента»
Вернувшись в Россию, принял активное участие
в работе общества «Детский труд и отдых»,
сотрудничал в журналах «Свободное воспитание»
и «Для народного учителя». Читал лекции
в университете Шанявского.
12. Жизненный путь…
После Октябрьской революции велнаучно-исследовательскую и преподавательскую
работу в Институте методов внешкольной работы
и различных педагогических учреждениях.
А.У. Зеленко снова побывал за границей.
Мотивом его поездки был глубокий интерес
и желание изучить формы внешкольного обучения
и воспитания в США, Европе и Японии. Анализ
зарубежного опыта и личные впечатления легли
в основу книг А.У. Зеленко. Во всех его работах можно
выявить как новаторские музейно-педагогические идеи,
так и настойчивое желание воплотить их в жизнь.
13. Зарождение идеи о детском музее:
«Главная игрушка - воображение ребёнка».«Годится ли <...> для детей старый тип музея,
выросший из случайно накопленных богатств
человеческой культуры, устроенный большей частью
в доме, не приспособленном к удовлетворению
несдержанных детских реакций, и размещающий
свои коллекции в порядке, скорее удобном для
систематического ума взрослого, а не для детских
пытливых интересов».
«...окружающая жизнь прямо бурлит своими
подсказами того, чем мог бы быть детский музей».
«...при помощи такого музея, мы сокровища
материальной культуры приводим к детям именно в
том возрасте, когда они начинают жадно
интересоваться окружающим».
14. Детский музей:
Комната вкусныхвещей
Комната любопытных
запахов
Комната света и тьмы
Комната игр игрушек
Комната открытий
и изобретений
Комната приключений и
диковинок
Смешная комната
Комната коллекций и
любимых вещей
15.
Основная задача всех этих комнат, состояла втом, чтобы показать ребенку, что «музей это дом чудес из детского же мира... а не
что-то такое, куда его тащат на скучную
прогулку».
А.У Зеленко подчёркивал необходимость
равномерного развития пяти органов чувств:
«В то время как старая школа пользовалась
больше всего слуховыми реакциями, а новая
всё больше опиралась на зрительные,
остальные три органа чувств почти не
используются и недостаточно развиваются».
16. Завершение карьеры
В 1930-50-е годы в условиях тоталитарного режимадальнейшее развитие детского направления в
педагогической науке и экспериментов в
практической педагогике, в том числе и в музеях,
было невозможно.
Идеи А.У. Зеленко оказались не востребованными, и
он был вынужден отойти от музейно-педагогической
деятельности.
В 1947 году он защитил диссертацию по архитектуре
и начал работать в Научно-исследовательском
институте художественного воспитания АПН РСФСР.