Похожие презентации:
Специфика социогуманитарного познания
1. Специфика социогуманитарного познания
Понятие социального познанияРазвитие методологии
социогуманитарного познания
Специфика социальных объектов
Общество как объект исследовния
2. Понятие социального познания
Любое познание социально,поскольку оно возникает и
функционирует в обществе и
детерминировано социальнокультурными причинами
Одна из форм познавательной
деятельности – познание общества
Две крайние позиции:
Нет никакого различия между
социальными и естественнонаучными методами познания
Историческая наука и наука,
формулирующая законы, суть
понятия, взаимоисключающи
3. Характерные черты социального познания
Социальные законы носят статистический,вероятностный характер
В основе социального познания лежит изучение
общественных отношений
Общество имеет две составляющие – материальную
и духовную (сознание), и соответственно
функционируют два различных типа законов: законы
материальной жизни и законы общественного
сознания. Первые составляют базовую основу, а
вторые совпадают с ними по содержанию как
отражение первых
4. Характерные черты социального познания
Общественная жизнь изменяется относительнобыстро, а потому развитие происходит на
основе относительных истин, что означает: на
каждом уровне развития человечества имеет
место свое понимание происходящего, свой
подход к ценностям, к теориям, к методам,
используемым в познании и т.д.
5. Методология социального познания
Для социального познания свойственно все, чтосвойственно познанию как таковому. Это описание
и обобщение фактов, теоретический анализ с
выявлением законов и причин исследуемых явлений,
построение "идеальных типов", прогнозирование
явлений и т.д.
Методология социального познания имеет свою
специфику, связанную с изучением исторических
фактов, общественных институтов, человеческих
отношений и др.
6. Формирование социальной методологии
В 16-нач.17 вв. для гуманитарных наук идеал научностивыступал как математическая система, а реальным эталоном,
образцом теории являлась геометрия. Этому образцу
подчинялось и гуманитарное знание (Декарт, Ньютон, Лейбниц)
Со второй половины 17 до конца 19 в. эталоном научности была
классическая механика с присущим ей четким делением всех
знаний на два уровня: теоретический и эмпирический. На основе
законов механики предпринимались попытки объяснить и
общественные процессы (Спиноза, французские материалисты)
Натурализм как метод научного и социального познания
господствовал в сознании людей. Развитие общества
объяснялось либо механическими, либо различными
природными факторами (климат, географическая среда и др.),
биологическим и расовыми особенностями людей
7. Формирование социальной методологии
Кризис натуралистического сознания возникает в конце XIX– нач.XX вв. В противовес натуралистической стала
формироваться культур-центристская парадигма,
основой которой стало признание особого статуса
социально-гуманитарных наук
Парадигма есть совокупность теоретических и
методологических установок, с помощью которых изучается
действительность. На основе парадигм на каждом этапе
науки создается своя картина мира, свои фундаментальные
идеи. Классическая наука, например, имеет своей
парадигмой механику
8.
Истинное есть целое.Но целое есть только сущность,
завершающаяся через своё
развитие. Об абсолютном нужно
сказать, что оно по существу есть
результат, что оно лишь в конце
есть то,что есть оно поистине;
и в том-то и состоит его природа,
что оно есть действительное,
субъект или становление
самим собою для себя.
Гегель. "Феноменология духа".
9.
- активна и деятельна.- мыслит и познает себя, проходя в
своем развитии три этапа:
1)возникновение природы и
человека, когда абсолютная идея
находится вне времени и
пространства в стихии "чистого
мышления" и выступает системой
логических понятий и категорий, как
система логики;
2)духовное начало, из самого себя
порождающее природу, которую
Гегель называет "инобытием"
абсолютной идеи;
3)абсолютный дух.
На этом этапе абсолютная идея оставляет созданную природу и
поворачивается к самой себе, но уже на основе человеческого
мышления (самопознание идеи).
10.
Истинное развитие естьсаморазвитие
Источник развития находится не вовне, а внутри
развивающегося объекта: это – борьба составляющих его
противоположностей
"Механизм" развития: развитие происходит путём
перехода количественных изменений в качественные
Результат развития: развитие – не простое отрицание
прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого
является как бы возвращение к исходному состоянию,
но на новом, более высоком уровне
11. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
Всеобщей связиЦелостность окружающего мира, его внутреннее
единство, взаимосвязанность, взаимозависимость
всех его компонентов: предметов, явлений, процессов
Системности
Связи образуют целостную систему, в которой они
располагаются в иерархическом порядке. Благодаря
этому окружающий мир имеет внутреннюю
целесообразность
Причинности
Предметы, явления, процессы окружающего мира
чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю,
либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь,
порождает следствие, а связи в целом именуются
причинно-следственными
Историзма
Два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени,
которое длится всегда
12. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Взаимоперехода количества в качествоописывает и определяет механизмы саморазвития
Единства и борьбы противоположностей
Любое явление представляет собой результат внутренних противоречий и
отрицания сторон и тенденций. Поэтому стороны единого целого являются
противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и
взаимообусловленности
Отрицания отрицания (диалектического синтеза)
характеризует собой всеобщий результат и направленность эволюции.
Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового,
переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться
триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в
развитии, и, наконец, утверждение нового
13.
Всемирная история естьпрогресс в осознании
свободы, прогресс,
который должны
познать в его
необходимости
Гегель. «Философия истории»
14.
Цельиндивида
Цель
индивида
индиви
д
индиви
д
Цель
индивида
Цель
индивида
индиви
д
Цель
индивида
индиви
д
индиви
д
Цель
индивида
индиви
д
15.
Современное государство – свободны все«Разумное назначение человека – жить в
государстве… Индивид лишь постольку истинен и
нравственен, поскольку он есть член государства».
Греко-римский мир – свободны
некоторые (граждане)
Восточная деспотия – свободен только один
16. Философия истории
Учение об исторической реальности в ее целостности иразвитии, общая теория исторического процесса как
единства прошлого, настоящего и будущего
Часть философии науки, исследующая историческое
познание рациональными средствами и методами
(историческая эпистемология)
Философская концепция об исторической реальности в
ее всеобщих характеристиках, а также о ее познании,
его средствах и методах
17.
Единство мышления и бытия реально лишь в человеке –единственном субъекте мышления.
Сущность человека – это прежде всего чувственность,
проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к
счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.
Самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты».
Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием
человеческой сущности как родовой:
– стремление к единению с другим («Я» с «Ты»)
– пробуждает осознание принадлежности к роду,
– каковое и есть разум (= любовь);
– родовая сущность осознаётся как тождественная во всех
индивидах и образующая их родовое единство;
Религия — попытка преодолеть противоречие между родовой
и индивидуальной сущностью человека.
18.
Науки о природе Науки о культуреНомотетические
Фиксируют общие,
повторяющиеся,
регулярные свойства
изучаемых объектов
Науки о законах
Идеографические
Описывают
индивидуальные,
неповторимые события,
ситуации и процессы
Науки о событиях
Генерализирующий метод
образования понятий
Индивидуализирующий
метод образования понятий
19.
Материалистическое понимание истории• Научное понимание любой области
действительности, в том числе – и истории,
может быть только монистическим
• Две разновидности монизма:
– материализм
– идеализм
• Материализм единственно научен, так как
только он представляет историю как
объективный процесс
20.
Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс
… Маркс положил конец воззрению на
общество, как на механический агрегат
индивидов, допускающий всякие
изменения по воле начальства (или, всё
равно, по воле общества и правительства),
возникающий и изменяющийся случайно,
и впервые поставил социологию на
научную почву, установив понятие
общественно-экономической формации,
как совокупности данных
производственных отношений, установив,
что развитие таких формаций есть
естественно-исторический процесс.
В. И. Ленин.
«Что такое “друзья
народа” и как они
воюют против
социал-демократов»
21.
Признание закономерности в природене создаёт затруднений: объекты, не
обладающие волей и сознанием, легко
мыслить подчинёнными законам.
Закон –
1) объективная,
существенная, необходимая,
устойчивая связь
между явлениями;
2) научное положение,
отображающее такую связь.
Но идея исторической закономерности
кажется внутренне противоречивой,
поскольку история имеет своим предметом
человеческую деятельность.
Каким образом деятельность, направляемая волей и сознанием, может регулироваться законами, по определению
не зависящими от воли и сознания?
Но если человеческая деятельность
не подчиняется законам, историческое
знание не может принять форму науки,
оставаясь просто набором сведений.
Отрицание свободы воли (фатализм)
научность истории не спасает, так как с
устранением человеческой специфики
устраняется и самый предмет истории.
22.
И всё же историческая закономерностьОбщественные классы –
мыслима, поскольку субъектами
большие группы людей,
закономерной деятельности не обязаразличающиеся по
тельно должны выступать индивиды.
их месту в системе
Поведение коллективных общностей
общественного
можно рассматривать как объективно
производства.
обусловленное без того, чтобы отрицать
при этом свободу индивидуальной воли.
В закономерности поведения
социальных общностей проявляется
единство значимых характеристик
их индивидуальных членов.
Примерами таких общностей являются
общественные классы, т.е. группы
людей, занимающих одинаковое место
в системе общественного производства.
Существование и характеристики
классов не зависят от воли и сознания
членов общества, а обусловлены
структурой и характером производства.
23.
Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс
В общественном производстве своей
жизни люди вступают в определённые,
необходимые, от их воли не зависящие
отношения – производственные
отношения, которые соответствуют
определённой ступени развития их
материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных
отношений составляет экономическую
структуру общества, реальный базис,
на котором возвышается юридическая
и политическая надстройка и которому
соответствуют определённые
формы общественного сознания.
К. Маркс.
«К критике политической
экономии»
24.
Материалистическое понимание историиИстория как объективно детерминированный процесс
Люди сами делают свою историю,
но они её делают не так, как им
вздумается, при обстоятельствах,
которые не сами они выбрали,
а которые непосредственно
имеются налицо, даны им и
перешли от прошлого.
К. Маркс.
«Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта»
25.
Людей можно отличать от животныхпо сознанию, по религии – вообще
по чему угодно. Сами они начинают
отличать себя от животных, как только
начинают производить необходимые
им средства к жизни, – шаг, который
обусловлен их телесной организацией.
Производя необходимые им средства
к жизни, люди косвенным образом
производят и самоё
материальную жизнь.
К. Маркс и Ф. Энгельс.
«Немецкая идеология».
26.
В общественном производстве своейжизни люди вступают в определённые,
необходимые, от их воли не зависящие
отношения – производственные
отношения, которые соответствуют
определённой ступени развития их
материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных
отношений составляет экономическую
структуру общества, реальный базис,
на котором возвышается юридическая
и политическая надстройка и которому
соответствуют определённые
формы общественного сознания.
К. Маркс.
«К критике политической
экономии»
27.
На известной ступени своего развитияматериальные производительные силы
общества приходят в противоречие с
существующими производственными
отношениями, или – что является только
юридическим выражением последних –
с отношениями собственности, внутри
которых они до сих пор развивались. Из
форм развития производительных сил эти
отношения превращаются в их оковы. Тогда
наступает эпоха социальной революции.
С изменением экономической основы
более или менее быстро происходит
переворот во всей громадной надстройке.
К. Маркс.
«К критике
политической
экономии»
28.
Формационная теорияобщественного развития
Общественное развитие - стадиальное усложнение
и поступательное развитие общественноэкономических формаций
Общественно-экономические формации:
1. Первобытнообщинная
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Капиталистическая
5. Социалистическая
6. Коммунистическая
29.
Марксистская концепциябудущего общества
Коммунизм - высшая ступень развития
человечества в аспекте классовых отношений.
Человечество диалектически развивается по
спирали, и оно должно прийти к тому, с чего
начинало: к отсутствию частной собственности
на средства производства, как в первобытном
обществе, но уже на новом уровне,
обусловленном высокой степенью развития
производительных сил
30. Типы деятельности
Производствоматериальных
благ и услуг
Материально-производственная
сфера
Социальная
деятельность
Социальная сфера
Организационноуправленческая
деятельность
Организационная (политикоуправленческая) сфера
Духовная
деятельность
Духовная сфера
31. Специфика социальных объектов
Репродуктивная(воспроизводящая)
Сознательная
деятельность
людей
Продуктивная
(творческая)
Независимость от воли
и желания субъекта
Зависимость от воли
и желания субъекта
Объективно-реальные
процессы
Субъективные цели,
задачи, оценки и т.д.
Система человеческих отношений
Социальные объекты
32. Социальное познание
Объяснение социальногоявления объективными
обстоятельствами
(объективный подход)
Факты социальной
действительности
Детерминация,
закономерность
Объяснение социального
явления субъективными
мотивами и замыслами
(субъективный подход)
Научное
социальное
познание
Понимание другого
«Я»
Субъективность,
интерсубъективность
33.
Научное социальное познаниеСубъектный подход
Объектный подход
Рассмотрение явления
относительно внутренней
жизни самого явления
Рассмотрение явления
с внешних сторон
Сопереживание
сочувствие
Различные
познавательные
операции
34. Философские концепции общества
Соотношение общественного бытия иобщественного сознания
Идеалистические концепции
Материалистические
концепции
Ведущая роль
духовного начала
Ведущая роль социальноэкономического начала
Первичность общественного Первичность общественного
сознания относительно
бытия относительно
общественного бытия
общественного сознания
35. Понимание общества в философии
Совокупность человеческихиндивидов, объединившихся
для удовлетворения
«социальных инстинктов»
Аристотель
Система разделения
и выполнения
социальных ролей
людьми
Мертон, Парсонс
Совокупность индивидов,
связанных общественным
договором
Гоббс, Руссо
Результат и процесс
деятельности людей.
Сущность общества –
совокупность общественных
отношений
Маркс
36.
Формационная – тип социальноэкономических отношенийЦивилизационная – разумно организованный,
высокоразвитый тип общества во всем
многообразии и целостности
Технократическая (технологическая) –
уровень развития науки и технологии
Социоестественная – мера зависимости
от природы и характер взаимодействия
общества и природы
Культурно-историческая – способы
материальной и духовной деятельности
Социоличностная – степень свобод,
эмансипации личности
37. Основные черты формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания
Сближение и взаимодействие различных концептуальнометодологических подходовРасширение внутринаучной рефлексии в гуманитарных
науках
Сближение объяснительного и интерпретационного
подходов
Активное внедрение идей и методов синергетики
Формирование парадигмы универсального
эволюционизма
Изменение субъект-объектных отношений, поворот к
конкретному человеку
Ориентация современной гуманитарной методологии на
социально-историческую практику
38. Синергетика в социальном познании
Социально-историческая динамикасоциума, обусловленная
нелинейным взаимодействием
трансисторических структур и
спонтанных социальных
флуктуаций, порождает в контексте
длительной временной
протяженности социетальную
бифуркацию
В период бифуркации возникают
принципиально новые
закономерности поведения
социетальной системы
39. Заключение
Несмотря на различие в социальных методахпознания гуманитарные науки имеют ряд общих
свойств
Предметом социального познания является сфера
человеческой деятельности
Социальное познание ориентировано на процессы,
т.е. развитие общественных явлений
Акцент познания делается на единичное,
индивидуальное, уникальное на основе общего,
закономерного
В предмет социального познания постоянно
включен человек. Социально-гуманитарное
познание – это всегда ценностно-смысловое
освоение и воспроизведение человеческого бытия