Похожие презентации:
Тема 3
1. Теория поликультурного образования в России
2.
Термин«поликультурное образование» началиспользоватьсявотечественнойпедагогикев1990-егг.,когданадобылоадекватноперевести
терминmulticultural education:в1993г.вразныхизданияхнарусском
языкебылиопубликованытриматериала,вкоторыхпроводилсяобзор
идейамериканскихавторов:
1)«Проблемаполикультурногообразованиявамериканскойпедагогике
(анализконцепцииД.Бэнкса)»вжурнале«Педагогика»;
2)«Поликультурноеобразование:программыиметоды»всборнике
материаловиззарубежногоопыта«Обществоиобразованиевсовремен
номмире»;
3)«Поликультурноеобразование:реформаучебныхпрограмм»в
журнале«Перспективы.Вопросыобразования».
3.
• Пролетарский интернационализм обозначалукреплениесотрудничестваструдящимисяразныхстранв«борьбезадело
коммунистическойпартии»противбуржуазиивсехстран.
• Сутьинтернационального воспитания заключаласьвфор
мированииунаселенияустановокдружбыс«братскими»народами
СССР:ввоспитательнойработешколбылираспространены
ежегодныемассовыефестивали15братскихреспублик.
• Многонациональное образование обозначалосозданиеи
функионированиеразных«национальныхучебныхзаведений»
«национальныхклассов»вотдельныхшколах,вкоторыхчасть
образованияосуществляласьнанациональныхязыках–у
родителейбылоправоотдаватьсвоегоребенкавнациональныйили
вобычныйкласс.
4.
Вконце1980-хгг.появилсяиполучилширокоераспространениетермин«воспитание культуры межнационального общения»,
позже«воспитание культуры межнациональных отношений».
ЗаконРФот10.07.1992№3266-1«Обобразовании»закрепил
термин«поликультурноеобразование»взначении«образование
посредствомприобщениякмногокультурности».
5. Причины актуализации поликультурного образования в России:
• изменениегосударственнойидеологии,утверждавшейвдоперестроечноевремяприоритетформированияновойобщности«советскийнарод»,авпослеперестроечный-парад
суверенитетов»;
• актуализацияпотребностинерусскихнародовРоссиивсаморазвитиинвхожденияв
российскоесообществовкачественеотъемлемойегочастикакпутиобеспечения
многослойнойидентичности—этнокультурной,страновой(россиянин),мировой
(гражданинмира);
• стремлениеповыситькачествообученияиностраннымязыкам:«Лишьвтомслучае,когда
изучающийиностранныйязыкчеловекознакомилсяскультурой,традициями,нормами
поведениялюдейвстранеизучаемогоязыка,лишьтогдаонсможетихпонять.
• усилениеглобализациииростмиграцииквалифицированныхспециалистов-объективные
процессы,которыепотребоваливноситьвсодержаниепрофессиональногообразования
знаниякультурахвсехмировыхцивилизацийиэлементымежкультурногообразования;
• растерянностьпедагогическихработниковв2000-хгг.отростачисладетей-мигрантови
непроработанностипутейработысними.
6. Этапы развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России
Первый этап(1990-егг.)-полиэтнокультурный• опиралсянапредставлениеокультурекакосовокупностиматериальныхидуховных
достиженийкаждогонарода-этноса.
• Всоветскоевремя,несмотрянаразделениекультурна«разныеуровниразвития»,
официальнопризнавалиськультурынаиболеемногочисленныхнародовибыли
созданыследующиегосударственно-территориальныеобразования:советские
социалистическиереспублики,внутринихавтономныесоветскиесоциалистические
республикииавтономныенациональныеокруга.
• Всоответствиисэтимстроиласьсистемаэтнокультурногообразования—обучениена
определенныхступеняхобразованиянародномязыкеилиизучениеродногоязыкаи
литературы.
• Поэтомувдокументах1990-хгг.субъектамикультурыпризнавалисьэтносы,а
поликультурнымсталиназывать(этно)национальнорусскоеобразование.
7.
Первый этап(1990-егг.)-• изучениеучащимисянациональныхкультур,своихичужих,собсуждениемпроблем
национальноговозрожденияинациональнойсамобытности;организацияработыэтнонациональныхучебныхзаведений,впервуюочередьнациональныхшколинациональнокультурныхцентровдляизученияродныхязыковиприобщениякроднойкультуре-
традициям,обычаям,бытовымособенностям,праздникамидр.,такназываемому
“этнофольклорномумиру”;
• организациямежкультурногодиалога,принципиальнаявозможностькоторогообусловлена
тем,чтовцеломкаждыйчеловеклюбойкультурыстремитсякодномуитомуже—любви,
рождениюивоспитаниюдетейидр.,аразличиязаключаютсявсамобытныхэтнокультурных
традициях.Поэтомунеобходимовначалевыработатьуважениексвоейэтническойкультуре,
чтобыиметьвозможностьлегкоисвободновходитьвкакойугоднокультурныймири
отождествлятьсебясним.Изатем-проводитьсовместныеакции,встречи,фестивалис
представителямидругихкультур,знакомясьсихмиром,традициямииценностями;
• приобщениеучащихсякдемократическим,гуманистическимценностям,обеспечение
освоенияучащимисяипедагогамитакихпонятийкак“культурамира”,“культурная
конвергенция”,“национальныйхарактер”,“регионально-этническаякультура”,“воспитаниев
духемира”,“сравнительнаяпедагогика”,“педагогическаякультуранарода”,“региональный
подходкобразованию”,“этнопедагогика”идр.»
8. Второй этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.) —преодолевается одномерное восприятие народа как единого организма
Второй этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.) —преодолеваетсяодномерноевосприятиенародакакединогоорганизма(полисициокультурным)
• Поликультурноеобразованиеначинаетсвязыватьсясформированием
региональнойидентичностииодновременнотолерантности.
• поликультурноеобразованиерасширялосьдопризнаниялюбых
конструктивныхсоциальныхгрупп,составляющихобщество,ивэтом
смыслеполикультурноеобразованиерешалопроблемыгуманизации
отношениймеждулюдьми,принадлежащимикоднойэтнической
группеивееграницах-кразличнымсоциокультурнымгруппам,
имеющиминаковуюкультурнуюидентичность(политическую,
половую,религиозную,родовуюидр.)
9. Третий этап (с начала 2000-х гг.) - полиличностнокультурный
Третий этап (с начала 2000-х гг.) полиличностнокультурный• Постулируетсяпредставлениеокультурекакобиндивидуальномопыте
человека.
• Душакаждогочеловека—этоотдельныйкосмос.
• Каждыйчеловексоздаетсобственнуюкультуру,по-своемуинтегрируя
разныекультурныевлиянияиучаствуявкультуротворчестве.
• Поликультурноеобразование—этообразование,признающее
способностькаждогочеловекавыступитьотдельныммиромкультуры,
способнымкинтеграцииразныхкультур(КонцепциидуховнонравственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии
(2009)иКонцепцииразвитияполикультурногообразованиявРоссии
(2010Концепциядуховно-нравственногоразвитияивоспитания
личностигражданинаРоссии.)
10. Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образования:
Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образования:• полилингвальность(обеспечениеовладениянесколькимиязыками);
• преемственность(транслированиенациональнойкультурыотпоколениякпоколениюспостояннымобновлением,интенсивной
модификациейэтнокультурногокомплексавходеактивногомежкультурногосотрудничестваицивилизационногоразвития);
• дифференциацияиразнообразие(закладываниекомплиментарностикультуриязыковвсодержаниеполикультурного
образования,впротивовесунификациииассимиляции);
• креативность(подготовкачеловекаксамореализациипдинамичныхсоциальныхусловияхинформационнойкультурычерез
формированиеспособностиксаморазвитиюитворческомупреобразованиюинформации);
• культурнаяцелостность(пониманиеобщечеловеческойкультурыкаксущностнойосновыобразования-освоениеобучающимися
актуальныхкультурныхнормипринятиеобщезначимыхобразцовдеятельностииповедения);
• объемная(стереоскопическая)картинамира(включениенеобходимогоэтнокультурногоирегиональногосодержания
образованиявфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт-изучениеокружающегомираотнастоящегокпрош
ломуибудущему,отродногоиблизкогоксоседнемуидругому,отсемьииродногодома-кстранеимиру,отсубъекта
Федерации-кРоссиииземномушару);
• вариативность(эффективнаясодержательнаяструктурафедеральногогосударственногообразовательногостандарта
обеспечиваетсяхотяиединымспособом,норазличнымисредствамииразличныхсубъектахФедерации-содержательная
вариативностьполикультурногообучениязадаетсяприсутствиемрегиональнойиэтнокультурнойчастейвсоставефедерального
государственногообразовательногостандарта);
• этическаяактуальность(воспитаниеикультивированиеличностного,культурного,национальногодостоинствакаждого
гражданинаРоссийскойФедерации).
11. Комплексная программа развития поликультурного образования (2010-2020)
Комплексная программа развития поликультурного образования(2010-2020)
Республика
Татарстан
Северной Осетии
— Алании
Чеченская
Республика
12. Мультикультурное образование - опора при организации образования на этнопедагогические факторы, т.е. на ценности народной
Мультикультурное образование - опораприорганизацииобразованиянаэтнопедагогическиефакторы,т.е.наценностинароднойпедагогики.
Модели школ
этнокультурная
(суглубленнымизучением
культурыодногоизэтносов)
мулътикулътурная
(сполиэтничнымсоставомучащихся),
содержаниеобразованиякоторых
будетсоставлятьнациональнорегиональный(роднаякультура),
федеральныйимировойкомпоненты.
13. Культурологическое личностно-ориентированное образование
Культурологическое личностно-ориентированное образование• Акцентнаотношениикребенкукаксубъектужизни,способномук
самоизменениюисаморазвитию.
• Педагог-посредникмеждуребенкомикультурой,способныйввестиегов
миркультурыиоказатьпомощьвиндивидуальномсамоопределениивмире
культурныхценностей.
• Образование-культурныйпроцесс,движущимисиламикоторогоявляются
поискличностныхсмыслов,диалогисотрудничествоегоучастниковв
достижениицелейкультурногосаморазвития.
• Школа-этоцелостноекультурнообразовательноепространство,гдеживут
ивоссоздаютсяобразцысовместнойжизнидетейивзрослых.
• Поотношениюкучащемусяличностно-ориентированноеобразование
выполняетследующиефункции:помогаетобрестиценностиисмысл
жизни,осуществляетегоразвитиекакчеловекакультурыицелостной
личности.
14. Компоненты в культурологическом личностно-ориентированном образовании (по Е.В. Бондаревской):
Компоненты в культурологическом личностноориентированном образовании (по Е.В. Бондаревской):• аксиологическийкомпонентпредполагаетвведениеучащихсяв
мирценностей,личностныхсмыслов;
• когнитивныйкомпонентобеспечиваетзнаниямиочеловеке,
культуре,истории,природе;
• деятельностно-творческийкомпонентспособствуетразвитию
творческихспособностей,необходимыхдлясаморазвития;
личностныйкомпонентобеспечиваетвозможностьпознаниясебя,
развитиярефлексии,способовсаморегуляции.
15. Школа диалога культур В. С. Библера
• Образовательныйпроцесс,построенныйсопоройнаидеиВ.С.Библера,называютшколойдиалогакультур,вкоторой,однимизосновныхспособов
организацииучебнойдеятельностиявляетсяучебныйдиалог.
• Особенновеликаегорольнаначальныхэтапахобучения.
• Учебныйдиалогвключаетвсебясловоребенка,еговысказываниесвоеймысли,
своейточкизрения.
• Детскиевопросы,догадкиигипотезы,домыслыизаблуждения,самостоя
тельнаяпостановкапроблемвтягиваютсявурок-диалог.
• Ученикневоспроизводитзаданныеемупонятия,аеслиивоспроизводит,то
делаетихпредметомсвоегорассмотрения,согласияилинесогласия,
возражения-принятия.Возникаетвозможностьразномыслия,разноречия.
Учениктакимобразомнеусваиваетготовыйучебныйпредмет,ноинепросто
выражаетсвоемнение,а,оказываясьвпозициистолкновениямнений,гипотез,
концепций,включаетсявдиалогиделаетегопредметомсвоейвнутреннейречи.
16. Собственно поликультурное образование (В. Макаева, Л.Супрунова, З.Малькова)
•Учащийсяявляетсянетолькопредставителемопределеннойкультурнойгруппы,ноиносителемнесколькихкультур:этнической,общероссийской,мировой,городскойилисельской,половозрастной,
социальнойит.д.,которые,взаимодействуяналичностномуровне,формируютбазовуюкультуру
конкретногошкольника.
•Следовательно,всодержанииобразованияипедагогическомпроцессешколыследуетнетолькоуделять
вниманиеизучениюдостиженийкультурынауровнецивилизацииикультурнойгруппы,ккоторой
принадлежитучащийся,ноисоздаватьусловиядляразвитиясобственногосоциокультурногоопыта
школьников.
•Такимобразом,согласноданнойконцепции,образованиенесводитсякпередачерастущемучеловеку
суммызнаний,уменийинавыков.Оновключаетразвитиеспособностейчеловека,воспитаниегуманного
отношениякмиру,другимлюдям,ксамомусебе.
•Сущностьполикультурногообразованиякакнаправленностьсодержанияобразованияипедагогического
процессанаформированиеуучащихсяготовностикосознанномуконструированиюзнаний,выбору
нравственныхценностей,продуктивномуобщениювусловияхкультурногомногообразияобщества.
•Реализацияидейполикультурногообразованиявсодержанииучебныхкурсовипедагогическомпроцессе
позволяетболееполноудовлетворятьобразовательныепотребностиразличныхкультурныхгруппивтоже
времядаетвзрослеющемучеловекувозможностьзнакомитьсясважнейшимидостижениямироссийскойи
мировойкультуры,развиватьмежкультурнуюкомпетентность.
17.
Цель поликультурного образования в школе каксозданиеусловийдляформированиячеловека,способногокактивнойиэффективнойжизнедеятельностивмногонациональнойи
поликультурнойсреде,обладающегоразвитымчувствомпониманияиуважениядpyгих
культур,умениямижитьвмиреисогласиислюдьмиразныххнациональностей,рас,
верований.
Задачи:
• глубокогоивсестороннегоовладенияучащимисякультуройсвоегособственногонарода,
чтоявляетсянепременнымусловиеминтеграциивдругиекультуры;
• формированияуучащихсяпредставленийомногообразиикультурвмиреиРоссии,
воспитанияпозитивногоотношенияккультурнымразличиям,обеспечивающимпрогресс
человечестваиусловиядлясамореализацииличности;
• созданияусловийдляинтеграцииучащихсявкультурыдругихнародов;
• развитияуменийинавыковпродуктивноговзаимодействиясносителямиразличных
культур;
• воспитанияучащихсявдухемира,толерантности,гуманногомежнациональногообщения.
18. Абсолютизация поликультурного образования может нести определенные риски
1. Опасность определенной доли односторонности — абсолютизируя идеюмногообразия мира культуры,поликультурноеобразование может нивелировать
идеюегоединства.
2. Результаты поликультурного образования могут выражаться в фрагментарном,
бессистемном мировоззрении выпускников, а опасность эклектики содержания
образованиязаключаетсяввозможномразрушенииобразовательногоорганизма.
3. Результаты некоторых исследователей показывают, что разнообразие и
количество «чужих» культур, представленных в содержании образования без
организацииинтенсивногодиалогакультур,приводиттолькок«фольклоризму»
мировосприятия учащихся. Все это может приводить к определенным
социальным последствиям — атомизации общества, его расщеплению на
изолированныесоциальныегруппы.