Похожие презентации:
Цивилизация как предмет гуманитарного знания
1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
2. В О П Р О С Ы :
ВОПРОСЫ:1. Введение в историю мировых
цивилизаций как учебная
дисциплина
2. Цивилизация: термин, понятие,
явление
3. Основные цивилизационные
концепции
3. Ерасов Борис Сергеевич (1932―2001)
4.
Цивилизация (от лат. civilis —«гражданский»,
«государственный») — термин,
впервые введенный в употребление
Виктором де Мирабо в работе «Друг
людей» (1756).
Первоначально употреблялся
французскими просветителями для
обозначения гражданского общества,
которому присущи свобода,
справедливость, правовой строй.
5.
Мирабо, автор термина, писал:«Если бы я спросил у большинства, в чем
состоит цивилизация, то ответили бы:
цивилизация есть смягчение нравов,
учтивость, вежливость и знания,
распространяемые для того, чтобы
соблюдать правила приличий и чтобы эти
правила играли роль законов
общежития, — все это являет лишь маску
добродетели, а не ее лицо. Цивилизация
ничего не совершает для общества, если
она не дает ему основы и формы
добродетели».
6.
В дальнейшем содержание понятия"цивилизация" изменилось, в настоящее
время данный термин часто обозначает
этап развития общества, которому
присущ определенный, достаточно
высокий уровень духовно-культурных
и технологических достижений,
прогресс в искусствах и науках,
интенсивное использование
письменности, появление и развитие
комплекса политических и
социальных институтов.
7.
• Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой
исторической судьбой, единой духовной
и материальной культурой, дающей
людям сознание принадлежности к
сообществу.
Цивилизации создаются народами или
группами народов, близких по языку,
традиционной культуре и территории.
Цивилизация включает в себя (и определяет)
духовные и материальные ценности народа,
его образ жизни и социально-общностный
состав, место и роль человека в обществе.
8. В ЦЕНТРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ― человек как деятельная личность
9. История мировых цивилизаций ― важнейшее направление современных гуманитарных исследований
10. ДВА ПОДХОДА К ОСМЫСЛЕНИЮ ИСТОРИИ:
1. Всемирно-исторический подход:понимание цивилизации как этапа в
развитии человеческого общества
2. Локально-исторический подход:
понимание цивилизации как
локального этно-культурного и
природно-географического
феномена
11. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Льюис МОРГАН(1818—1881)
американский
антрополог
12. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Фридрих ЭНГЕЛЬС (1820—1895)Немецкий социолог и публицист
13. Иоганн Готтфрид ГЕРДЕР (1744―1803) немецкий ученый-просветитель, историк культуры
Иоганн ГоттфридГЕРДЕР
(1744―1803)
немецкий
ученыйпросветитель,
историк культуры
14. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
НиколайЯковлевич
ДАНИЛЕВСКИЙ
(1822—1885)
русский
историк
и мыслитель
15. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ОсвальдШПЕНГЛЕР
(1880—1936)
немецкий
философ
и культуролог
16.
• Шпенглер отказывается от делениямировой истории на Древний Мир,
Средние Века и Новое время.
• Схема прямолинейного развития
человечества, как и идея об
исключительности европейской
культуры (европоцентризм),
отвергнуты.
• Каждая культура – исторически
уникальный организм, обособленный
от других.
17.
• Всего в прошлом и настоящем Шпенглернасчитывал восемь культур: египетскую,
индийскую, вавилонскую, китайскую,
аполлоновскую (греко-римскую),
магическую (византийско-арабскую),
фаустовскую (западноевропейскую) и
культуру майя.
• Девятая – культура будущего, русскосибирская.
• Каждая культура проходит свой цикл
развития, заканчивающийся гибелью
данной культуры
18. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
НиколайАлександрович
БЕРДЯЕВ
(1874—1948)
русский философ
и религиозный
мыслитель
19. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ПитиримАлександрович
СОРОКИН
(1889—1968)
русскоамериканский
социолог
20. Карл Теодор ЯСПЕРС (1883―1969), философ, психиатр
21. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
АрнольдТОЙНБИ
(1889—1975)
английский
историк
и мыслитель
22. ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СэмюэльХАНТИНГТОН
(1927—2008)
американский
политолог
и футуролог
23. Григорий Соломонович ПОМЕРАНЦ (1918―2013), мыслитель
24.
Опыт последних веков показал, какопасно доверять логике, не поверяя ее
сердцем и духовным опытом. Ум, ставший
практической силой, опасен. Опасен
научный ум со своими открытиями и
изобретениями. Опасен политический ум со
своими реформами… Ни один злодей,
разбойник, садист не совершили столько
зла, сколько энтузиасты благородных идей,
прогрессивных идей, целенаправленного
добра… Миллионы людей убивала идея
окончательного решения, окончательного
выхода из всех кризисов… (Г. Померанц)