36.63M
Категория: ИскусствоИскусство

Античная традиция садово-паркового искусства

1.

Античная традиция
садово-паркового
искусства

2.

Римская традиция
была тесно связана с
традицией
классической Греции.
Расцвет греческого
искусства пришелся на
5-4 вв.
Наряду с другими
видами искусства
совершенствуя
которые, греки
стремились к гармонии,
получило развитие и
ландшафтное
искусство.

3.

В античной Греции
единицей социального
организма был полис,
город-государство.
Солидарность граждан
полиса проявлялась и в
стремлении украсить
свой город.
Важным элементом,
наряду с архитектурой
было и озеленение
города. Античность знала
уже несколько видов
общественных зелёных
массивов.

4.

Так для спортивных
состязаний строили
специальные сооружения –
гимнасии. Гимнасий содержал
специальные площадки для
соревнований в различных
видах спорта.
Гимнасий
Обязательной частью
гимнасия был ксистос - поле,
покрытое газоном,
окаймленное живой
изгородью из посадок аканта.
Часто при гимнасии имелся
ипподром, и засыпанная
песком площадка для
состязаний в борьбе.
Стадион в Дельфах, где проводились Пифийские игры

5.

Все спортивные площадки
обсаживались деревьями, чтобы
спортсмены могли отдохнуть в
тени. Весь гимнасий, как
правило, был окружен густой
рощей.
Часто гимнасии занимали обширные пространства. Известный гимнасий
царя Аттала располагался на трёх террасах, каждая из которых была на
15 метров выше предыдущей. На средней террасе размещался большой
сад, в котором находились водоёмы и скульптуры, храмы и беседки. На
верхней террасе гимнасия Аттала располагался дом с перестелем,
украшенным небольшим садом.

6.

Место
платоновской
Академии под
Афинами
Для увековечивания памяти героев Греко-персидских войн создавались
рощи посвященные им – герооны. Центральную композицию в такой
роще составляла аллея из бюстов героев, обсаженная деревьями.
Например, знаменитая афинская Академия возникла в одной из таких
рощ, посвященных герою Хекадемосу.

7.

Жаркий климат Греции вынуждал жителей городов заниматься
озеленением как на собственных земельных участках, так и в масштабах
города-полиса. Этому способствовало и наличие дешевого труда рабов, а
также активное мореплавание греков в различные земли и возможность
привозить оттуда новые виды растений.

8.

Большими, дающими обширную тень деревьями, платанами, тополями,
лаврами, самшитом обсаживали по периметру площади для собрания
граждан, воронки городских театров, торговые площади и крупные улицы.

9.

Изучение остатков этих
сооружений показало, что
посадки деревьев вдоль улиц
и площадей производились в
несколько ярусов. Крупные
деревья сменялись
кустарниками, а кустарники
цветочными клумбами.
Полив этих зелёных
насаждений обеспечивался
сложными гидротехническими
сооружениями.

10.

Богато украшали кипарисами,
акантами, цветами и
кладбища, воздавая дань
памяти умершим.

11.

Обязательно естественные или искусственно посаженные рощи
имелись при храмах, например, регулярными посадками был
окружен храм Гефестион, построенный в честь Гефеста в Афинах.

12.

Часто зелёные
насаждения были
символичны и
связывались с
легендами о тех богах,
которым посвящались
храмы, составляли с
ними и окружающим
пейзажем единый
неповторимый
комплекс.

13.

Греки верили, что у горы
Парнас, там, где из скалы бил
священный Кастальский
ключ, обитал покровитель
искусств Аполлон и его
спутницы музы. Это было
знаменательное место. И
элементами его украшения
были и растения.

14.

Здесь находился камень
Омфал, представлявшийся
пупом Земли, у Парнаса
Аполлон победил дракона
Пифона, нимфа Дафна
превратилась в лавровое
дерево, а из глубокой
расщелины сочились газы,
которые у вдохнувшего их
пробуждали дар
пророчества.
Джованни Баттиста Тьеполо, ок. 1755.

15.

Чудеса имели реальное
воплощение: рядом с
камнем Омфалом было
посажено лавровое дерево,
установлен знаменитый
треножник для
жертвоприношений, здесь
восседала ясновидящая —
пифия; и находилась
золотая статуя Аполлона.
Микеланджело Буонарроти, 1509 г.
Ватикан, Сикстинская капелла

16.

Вокруг священных объектов
вырос комплекс Дельфийского
храма, к которому столетиями
шли цари и простые люди за
предсказаниями будущего.
Путь к храму начинался с
Кастальского ключа, в котором
надлежало совершить омовение.
После этого, пройдя в ворота,
путник вступал на зелёную
аллею по бокам которой, стояло
великое множество прекрасных
статуй, подаренных храму
целыми городами и народами, и
отдельными людьми. Число всех
изваяний превышало три
тысячи.

17.

За аллеей статуй начинались сокровищницы, где хранились
драгоценные подарки, посещавших дельфийский оракул,
скопившиеся за многие века.

18.

Наконец путник, уставший удивляться, подходил к самому
Дельфийскому храму. В разные времена, начиная с древнейших,
здесь одно обветшавшее здание заменяли другим. О
величественной красоте последнего храма, построенного здесь в
366—339 гг. до н. э. красноречиво свидетельствуют даже его
развалины.

19.

Ошеломляющее
впечатление произвело
знаменитое святилище
Аполлона в Дельфах на
Густава Флобера: « узкая
долина между двух почти
отвесных гор, дно
покрыто черными
оливковыми деревьями,
красные и зелёные горы,
всюду пропасти, в
глубине море, а на
горизонте снежные
вершины…вот местность,
подходящая для
религиозных ужасов…».
Таким образом этот храмовый комплекс был очень удачно вписан в
природный ландшафт и дополнен зелёными насаждениями и
архитектурными сооружениями.

20.

Афинский акрополь, построенный величайшим из греческих
архитекторов Фидием, поражал своей красотой современников.
Он был поставлен на возвышении, как будто специально
созданном природой — крутом холме с плоской вершиной.

21.

Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников,
сначала проходили через парадные ворота Пропилеи и
маленький, но очень красивый храм богини Победы — Ники.

22.

Далее они выходили на
большую площадь,
посреди которой стояла
бронзовая статуя
покровительницы Афин
богини мудрости и
справедливости —
Афины. Ей же был
посвящен и главный
храм Акрополя —
Парфенон, жемчужина
Акрополя.

23.

Он как бы парил в воздухе над Акрополем так же, как сам
Акрополь возвышался над нижним городом. Священный
дом Девы Воительницы отличался не украшениями, а своей
строгостью и величием.

24.

Завершал ансамбль храм Эрехтейон, посвященный Посейдону и
Афине. Возле него росла священная олива в память о легендарном
даре богини Афины городу и её споре с Посейдоном за
покровительство над городом. Храмы и площадь перед ними были
густо обсажены зеленью.

25.

Перикл — знаменитый
правитель Афин, при
котором был построен
Акрополь так сказал о
Парфеноне:
"Мы любим мудрость без
изнеженности и красоту без
прихотливости".
Это изречение можно назвать
творческим кредо греческого
искусства, в том числе и
ландшафтного. Архитектурные и
ландшафтные памятники Греции
были скромны и естественны в
своём устройстве и составляли
органичное целое с окружающей
природой.

26.

Традиции античного садоводства получили своё развитие и в эпоху
эллинизма. В это время садоводческие приемы были пополнены
идеями, технологиями и новыми видами флоры, привезенными из
далёких походов армией Александра Македонского.

27.

Именно тогда в Греции
появились розы и ирисы,
лилии, фиалки и
гвоздики, кусты
тамариска и олеандра.
Сам Александр
Македонский, основывая
множество городов,
приказывал устраивать
там публичные сады и
парки.

28.

Любимым детищем Александра стала Александрия Египетская,
расцвет которой пришелся на правление династии птолемеев.
Царские и публичные сады занимали до четверти площади города,
причем, будучи связанными между собой образовывали огромный
зелёный пояс. Роскошной панорамой города можно было
полюбоваться с искусственно возведённого насыпного холма
Папейон.

29.

Культурным и
научным центром
Александрии был
Мусейон. Этот центр
развития искусств и
науки имел отличную
библиотеку и
собственный
ботанический сад и
зверинец.
Мусейон в Александрии (реконструкции)
Комплекс Мусейона был окружен богатым и обширным парком.
Устройство и богатство этого архитектурно-ландшафтного
комплекса не оставляло у посетителя сомнений, что здесь пребывают
все 9 муз.

30.

Славилась садами столица державы Селевкидов Антиохия. Здесь
располагался знаменитый сад удовольствий Дафны, где
многочисленные природные источники были дополнены
изящные гротами, фонтанами и крытыми аллеями, перголами,
увитыми плющом и виноградом. Одними из главных объектов
сада были лавровая и кипарисовая рощи.

31.

Появляются в эпоху эллинизма и так называемые «философские
сады». Неоднократно упоминается в различных источниках сад
«Ликей», где занимался со своими учениками Платон. Требования к
гармоничному развитию личности обусловили присутствие в этом
саду мест для занятия гимнастикой, алтарей в честь муз и Зевса и
аллей для прогулок Платона и его учеников. Не случайно
представителей этого научного направления называли
«перипатетиками» - прогуливающимися.

32.

Переехав в Афины, небольшой
дом с тенистым садом покупает
Эпикур, основатель
философского направления –
эпикурейства. В саду росли
платаны, вечнозелёные лавры и
смоковницы. На воротах сада
посетителя встречала надпись:
« Гость тебе здесь будет
хорошо, здесь удовольствие –
высшее благо….».
В этом саду Эпикур разъяснял собравшимся ученикам свои идеи. Не
случайно за Эпикуром утвердилось прозвище «Садослова », а за его
последователями название «философы из сада ». Впоследствии Эпикур
завещал свой сад Афинам.

33.

Известным садоводом был
и ученик Аристотеля
Феофраст, написавший
один из первых трудов по
ботанике, «Историю мира
растений», в которой
описал более 400 растений.
Правда его описания
весьма специфичны и не
похожи на современные
правила описания
растений.
Гречанка. Л. Альма-Тадем

34.

Не прекращалась, а только
развивалась в эпоху эллинизма и
традиция украшать различными
полезными и декоративными
растениями внутренние дворики
домов. В богатых усадьбах разбивались
возле дома сады из плодовых деревьев.

35.

В перестиле. Джон Уильям
Уотерхаус

36.

Описывая в своей поэме Одиссея сад при дворце Алкиноя
Гомер, вероятно, взял за образец один из современных ему
греческих садов.
Сад у ворот вне двора простирался огромный, в четыре
Гея пространством; со всех он сторон огражден был забором.
Множество в этом саду деревьев росло плодоносных –
Груш, гранатных деревьев, с плодами блестящими яблонь,
Сладкие фиги дающих смоковниц и маслин роскошных.
Будь то зима или лето, всегда там плоды на деревьях;
Нету им порчи и нету конца; постоянно там веет
Теплый Зефир, зарождая одни, наливая другие.
Груша за грушей там зреет, за яблоком – яблоко, смоква
Следом за смоквой, за гроздьями вслед поспевают другие.
Дальше, за садом, насажен там был виноградник богатый.
В части одной на открытой для солнца и ровной площадке
Гроздья сушились, а в части другой виноград собирали.
Там уж давили его, там едва только он наливался,
Сбросивши цвет, а уж там начинал и темнеть из-под низу.
Вслед за последней грядой виноградной тянулись рядами
Там огородные грядки со всякою овощью пышной.
Два там источника было.

37.

Многие растения, культивируемые в садах,
получили свои имена от различных богов и
героев, их свойства и особенности были
обыграны в мифологических сюжетах.
Например, существовало множество легенд о
происхождении цветов. В нарцисс
превратили боги, умершего от любви к
самому себе юношу Нарцисса.

38.

А.А. Иванов Аполлон, Гиацинт и Кипарис
В память о погибшем друге Аполлона Гиацинте
был создан одноименный цветок. А умерший от
любви юноша Паралисос был превращен богами в
лекарственный цветок примулу. Вечнозелёным
деревом стал и друг Аполлона Кипарис..

39.

С радужнокрылой богиней Иридой
связывали греки многообразие расцветок
ирисов.

40.

Лилия по представлениям греков появилась из пролившегося
молока Геры, кормившей младенца Геракла.

41.

Роза произошла из белой пены,
покрывавшей тело вышедшей из
моря прекрасной Афродиты.
Заметив прекрасный цветок, боги
обрызгали его нектаром, наделив
благоухающим ароматом.

42.

С легендой об Афродите и Адонисе связано происхождение сразу трёх
растений. Дочь царя Кипра Мирра непочтительно отнеслась к
Афродите, за что та внушила ей противоестественную страсть к
собственному отцу. Однажды ночью, когда царь был сильно пьян, она
забралась к нему в постель. Обнаружив свою преступную связь царь
так разъярился, что с мечом погнался за дочерью. Боги сжалились над
несчастной и превратили ее мирровое дерево.

43.

По истечении положенного срока ствол дерева треснул и из
него появился младенец невиданной красы - Адонис. Афродита
не могла устоять перед его красотой, но боясь гнева своего
мужа Ареса отдала его на воспитание Персефоне в подземное
царство. Персефона не захотела с ним расстаться. Решить спор
богинь был призван суд под председательством музы
Каллиопы.

44.

Она разделила год на три части.
Одну часть Адонис должен был
проводить с Афродитой, другую
- с Персефоной, а третью - по
своему усмотрению. Но
Афродита, пользуясь своим
волшебным поясом, присвоила
себе все время Адониса. Тогда
Персефона рассказала
возлюбленному Афродиты
Аресу, что Афродита
предпочитает ему другого.
Терзаемый ревностью бог
превратился в дикого вепря и
растерзал Адониса во время
охоты. Кровь погибшего юноши
Афродита превратила в алые
розы, а слёзы самой Афродиты
стали анемонами.

45.

Адонии - праздник в честь Адониса,
проводимый 24 июня каждого года
праздновались в большей части Передней
Азии, в Египте.
В Греции стали особенно популярны в
эпоху эллинизма. Затем перекочевали и в
Римскую империю.
Женщины выставляли на крыши и на окна
небольшие горшочки с быстро
распускающейся и так же быстро
увядающей зеленью, так называемые
"садики Адониса" - символ мимолетности
жизни.
Праздник продолжался 2 дня: в первый
день оплакивали исчезновение Адониса, во
второй с восторгом и радостью
приветствовали его возвращение.

46.

Все эти предания перекочевали затем в римскую культуру,
вместе с традициями садоводства. Греческая традиция
садоводства была воспринята римлянами, как и многие другие
достижения греческой культуры. Однако, устраивая свои сады,
римляне исходили несколько из другого мироощущения.

47.

Триумфальная
арка Тита в
Риме.
Особенно изменился внутренний мир римской знати после
победоносных походов по всему миру. Сосредоточив в своих
руках несметные богатства знать кичливо выставляла их
напоказ. Одним из элементов престижа, символом богатства
стали роскошные сады, устраиваемые в загородных виллах.

48.

Вынужденные по долгу
службы проживать в
душном, суетном
перенаселённом Риме
аристократы устраивали в
уголках с благодатным
климатом, в цветущих
горных долинах на
морских побережьях
загородные вилы.
При этом они старались
перещеголять друг друга
в роскоши и
расточительстве.
Греческое стремление к гармонии, совершенству и
красоте римляне заменили культом силы, богатства
и рационального мышления.

49.

Стремясь устроить свои поместья не только роскошно, но и
целесообразно, с выгодой, римляне обобщили в своей садовопарковой традиции опыт садоводства и озеленения многих,
покоренных ими народов.
Эти знания были изложены и в специальных трудах по
земледелию и садоводству, написанным Коллумеллой и Марком
Теренцием Варроном на рубеже эр.

50.

Так Варрон, живший в 116-27
гг. до н.э. в трактате «О
сельском хозяйстве»
приводит в качестве примера
разумного устройства
сельского поместья свою
собственную виллу.
По его
представлениям
поместье
обязательно должно
содержать
колоннаду, перголу
и вольеру.

51.

Колоннады и портики были излюбленным архитектурным
элементом у римлян. Портики часто украшали вход в дом и могли
ознаменовывать и вход в сад или общественный парк.
Колоннадами любили окружать пространство внутреннего
дворика перестиля.

52.

Водоём с
лилиями. Дж. У.
Годвард.
В центре перестиля располагался небольшой водоём, вода из которого
использовалась для хозяйственных нужд. В наиболее изысканных
домах в таких водоёмах могли содержать рыбу. Вокруг колоннады
формировалось множество помещений разнообразного назначения.
Главным помещением дома было святилище – атрий.

53.

Во внутренний дворик выходили помещения для сна и
отдыха, чаще всего отгороженные от него лишь разнообразными
драпировками.

54.

Были здесь и залы для совместных трапез – триклинии,
приспособленные для разных климатических сезонов. Так в
летнем триклинии часто потолок заменяла решетка с вьющимися
растениями. В зимнем триклинии обязательно находился большой
очаг.

55.

Самым крупным и парадным помещением для приёмов
был ойкос. Обширный зал, украшенный росписями,
драпировками скульптурами и оборудованный клине и
трапедзами для приёма пищи. Часто двери ойкоса
выходили на веранду или прямо в сад.

56.

Нередко помещения дома и сад
соединялись крытыми галереями
или перголами, увитыми зеленью.
Перголы или аллеи соединяли
жилые и хозяйственные
помещения усадьбы. Если
пространство усадьбы было
обширным, то между аллеями и
перголами могли устраиваться
цветники и фонтаны, лужайки для
игр и танцев.

57.

Ещё одной достопримечательностью усадьбы могла быть
вольера, упоминаемая Варроном. Она представляла собой
сферическое сооружение в форме тюльпана, вроде беседки
увитой зеленью. В ней располагались клетки с певчими
птицами, корзины и горшки с цветами.

58.

Содержались в поместьях и животные, подчас весьма экзотические.
Дж. У. Годвард
Тихий любимец и Шалость

59.

Варрон устроил в такой вольере и летнюю столовую с вращающимся
столом, кранами с холодной и горячей водой. Как можно заметить в
обустройстве своего быта римляне были достаточно
расточительны и изобретательны.

60.

Вилла Телесфоруса в
Геркулануме.
Самые древние из дошедших до нас римских вилл относятся
к 3 в. до н.э. и известны по раскопкам погребенных Везувием
Помпей и Геркуланума.
Эти города считались климатическими курортами и знать
любила проводить здесь свободное от дел время,
обстраиваясь, согласно вкусам той эпохи. Города отличались
высоким уровнем благоустройства.

61.

Трагические события августа 79 года
оборвали жизни многих людей ,но
сохранили для потомков внутренне
убранство домов, настенную
живопись, предметы обстановки. Всё
это позволило воссоздать черты
молодого римского стиля. Ещё
близкого к гармоничной греческой
традиции.

62.

Жилой ансамбль
включал дом и
зелёный сад
«виридарий» как
правило,
окруженный
колоннадой и
имеющий
бассейн, фонтан
или естественный
источник.

63.

В саду высаживались
плодовые деревья и
деревья дающие тень,
декоративные
кустарники,
разнообразные цветы.

64.

Чтобы компенсировать ограниченность пространства сада
стены дома украшали фресками с панорамными
изображениями садов. Сад начинавшийся живыми
растениями продолжался на картине.

65.

Фрески сохранили для нас
и виды общественных
городских садов. Они
обычно примыкали к
центральным площадям
или крупным улицам.
Пространство сада, как
правило оформлялось
решетчатой изгородью. В
разных направлениях сад
пересекали прямые аллеи
и дорожки, обсаженные
деревьями.

66.

В стороне от аллей устраивались скамейки, уютные
беседки, нимфеи и фонтанчики, где гуляющие горожане
могли обсудить свои дела и последние новости.

67.

Общественные сады
украшались цветниками,
посадками декоративных
кустов, статуями. В саду
мог быть устроен пруд
или канал, берега
которого тоже украшали
статуи, эффектно
отражавшиеся в воде.

68.

В период поздней
республики появляются
новые типы жилища,
отличные от прежнего
атриумно-перистильного
дома. Основным типом
городского поместья
становится инсула –
многоэтажная постройка, не
имеющая чёткого
атриумного центра. Часто
частные инсулы окружали
садом.

69.

Наибольшее развитие садово-паркового искусства
наблюдается на виллах. Знатный римлянин имел несколько
вилл за пределами суетной столицы на живописных берегах
Сабатинского озера и озера Камо, в окрестностях Неаполя, на
южных склонах Апеннин, на морских побережьях. Например,
у Цицерона имелось 17 вилл разбросанных по всей стране.

70.

Виллы горожан строились и в близи Рима окружая зелёным
поясом вечный город. Если традиционный римский городской дом
был замкнутым пространством и окружался высоким глухим
забором, то виллы, предназначавшиеся для отдыха были
ориентированы на окружающий ландшафт, на природу.

71.

В композициях своих вилл римляне использовали
элементы греческой садово-парковой традиции, часто
наполняя их новым смыслом и содержанием.

72.

Греческие «палестры и гимнассии» превратились в
ровные стриженные площадки, для игры в мяч и
увеселений, часть сада, называемая Академией или
Ликеем предназначалась для прогулок хозяина, а не
философов.

73.

Нимфеи стали способом
красивого оформления
водного источника, а не
местом ожидания встречи
с нимфами.
Сад ипподром,
размещавшийся на
ровной площадке
обширных размеры и
имевший регулярную
планировку
предназначался не для
соревнований колесниц, а
для созерцания хозяев.

74.

Необходимым элементом виллы был сад – ксист, представлявший
вид партера, нескольких ровных террас, засаженных различными
растениями. Особенно были популярны такие террасные сады, там
где рельеф местности имел естественные переходы, но при
отсутствии таковых их могли создать искусственно. Террасы
соединялись красивыми лестницами и пандусами.

75.

Сохраняет своё значение
и сад перестильного
типа обычно
примыкавший к дому
или традиционно
располагавшийся во
внутреннем дворике.
В перестиле. Л. Альма-Тадем

76.

Необходимыми элементами были тенистые аллеи, перголы и
крипты или крипто-портики - закрытые со всех сторон галереи
прямоугольной формы, освещаемые рядами узких окон или
светильниками, украшенные росписями, декоративным камнем,
статуями. Крипты давали желанную тень и прохладу в жаркие
дни.

77.

Не обходилась
вилла и без
обширного пруда
или канала.
Иногда рукава
каналов прорезали
всё пространство
виллы и
соединялись с
морем.

78.

Так своими рыбными прудами прославился Лукулл, любивший морскую
рыбу и желавший всегда иметь её в достатке в своём поместье. Ввиду
желания выращивать рыбу в искусственных садках ему пришлось
потратиться на проведение длинных подземных водопроводов,
соединивших их с морем, поскольку морская рыба не могла жить в пресной
воде.

79.

Иметь более или
менее обширные
пруды с
съедобными или
декоративными
рыбками было
очень популярно.
Серебристые любимцы. Л.
Альма-Тадем

80.

Для создания красивых водопадов и источников, использовалась и
вода текущая с окрестных гор по акведукам.

81.

Сады украшались
архитектурными элементами
портиками, колоннадами,
беседками, статуями.
Предпочтение отдавалось
статуям из мрамора светлых
тонов.

82.

Вошли в моду и
различные
архитектурные
элементы и
скульптуры,
формируемые
искусной стрижкой
растений.
Современное
топиарное
искусство ведёт
своё начало от
легендарного
римского садовника
Топиариуса.

83.

Желательным считалось наличие видовой башни с которой
можно было бы обозревать обширные поместья, башня
использовалась и как помещение для утилитарных целей.

84.

Естественно, что в поместье обязательно находился обширный дом с
множеством разнообразных помещений комнат, кабинетов, спален,
пиршественных залов, веранд. Немыслимо было устройство виллы
без бань и купален, которых имелось, как правило несколько,
рассчитанных на жаркий сезон и дополненных отопительной
системой.

85.

У римлян известны три типа вилл:
Рустика – сельскохозяйственная вилла
Урбана – увеселительный дворцово-парковый
комплекс
Фруктуария – вилла плодовый сад

86.

Виллы некоторых знаменитостей получили историческую
известность. Так виллы Лаурентина Плиния Младшего
представляли тип приморской виллы, соединявший с в себе
функции «рустики» и «урбаны».

87.

Подражанием
великим образцам
эллинистического
искусства была
роскошная вилла
наместника Афин, а
затем римского
императора Адриана.

88.

Вилла была
расположена в
живописном местечке
Тибуре (ныне Тиволи) у
подножья Сабинских гор
и протянулась на 10
километров.
Частями огромного
поместья были сады
Академия, Ликей, сад
Перикла, Пританий,
Каноп, Темпейская
долина,
воспроизводившие эти
знаменитые
историческими и
мифологическими
событиями уголки.

89.

Отдельные части поместья соединялись подземными ходами.
Адриан, много путешествовавший по стране и не лишенный
художественного вкуса и архитектурных способностей собрал в
своём поместье понравившиеся ему диковины, со всего света.

90.

91.

92.

93.

94.

После падения Рима вилла пришла в запустение. Вторую жизнь вилла
получила во второй половине 16 в., когда в эти места прибыл
назначенный губернатором Тиволи в кардинал Ипполито II д`Эсте (сын
Лукреции Борджиа) решил устроить здесь свой дворец. Находившиеся
рядом развалины виллы Адриана повлияли на вид будущего дворца,
тем более что его проект разрабатывал архитектор Пирро Лигорио,
увлекавшийся археологией и проводившей раскопки на вилле Адриана.

95.

В обустройстве виллы д`Эсте участвовало много знаменитых
строителей, архитекторов, художников. И по красоте, размаху и
богатству она была подобна вилле Адриана.

96.

Фрагонар, Жан-Оноре. Парк виллы д`Эсте (Тиволи)

97.

Пиранези, Джованни Баттиста Руины так назваемого храма Аполлона
на вилле Адриана, 1768

98.

К. Блехен
Грот в парке виллы д'
Эсте близ Рима
Около 1828 - 1829

99.

Пиранези, Джованни Баттиста
Руины храма Канопуса на вилле Адриана, 1769

100.

Подводя итоги необходимо заметить, что в период
античности, начиная с её греческого этапа и
заканчивая римским:
- были достигнуты значительные успехи в развитии
благоустройства городов и в том числе и в
ландшафтном искусстве.
- зелёные насаждения имели разнообразное
назначение, они украшали храмы и делали более
комфортными проживание в городах, служили для
сбора разнообразных плодов, овощей и трав, были
местом отдыха и увеселений
- были разработаны новые приёмы и технологии,
связанные с садоводством (акведуки, партеры,
вольеры, топиарная стрижка и многое другое).
- были изучены, акклиматизированы и
приспособлены для разных нужд десятки растений
разных семейств.

101.

Литература, использованная для написания лекции:
1. В.В. Дормидонтова История садово-парковых стилей. – М., 2004.
2. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная
Европа: от античности до 20 века. – М.: 2002.
3. Гиро Поль Быт и нравы древних римлян. – Смоленск, 2000.
4. САДОВЫЕ СТИЛИ ЕВРОПЫ - курс лекций Б.М. Соколова.
www.gardenhistory.ru © Б.М.
English     Русский Правила