18.08M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Садово-парковое искусство античной Греции

1.

Садово-парковое искусство
античной Греции

2.

Географическое положение.
Греция - государство на юге Европы, занимала
южную часть Балканского полуострова. На востоке
омывалась Эгейским морем, на западе — Ионическим
морем, на юге Средиземным. Пелопонне́с —
крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей
цивилизации Европы.
Климат.
Климат средиземноморский,
засушливый.
довольно
жаркий,

3.

Растительность.
От стран Востока по природным условиям Греция
отличалась плодородием почв, богатой флорой и
фауной, а греческий ландшафт — это чередование
скалистых гор, долин, многочисленных островов,
проливов и бухт. Горные склоны были сплошь
покрыты лесами, вырубленными в последующее
время. Естественно произрастали: несколько
видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны
(приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз,
тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.

4.

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X—
XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный
характер: состояли из огорода, плодового сада и
виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном
стиле и ограждали по периметру. Внутри сады
огораживались живыми изгородями. Полив осуществлялся
из канавок с проточной водой. Деревья высаживали
рядами. В садах культивировались яблоня, груша, гранат,
персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и
цветочные растения (лилии, гладиолусы и др.). Позднее
создавались рощи из вяза, платана, дуба, каштана,
фисташки, маслины. Несколько позже появились аллеи.

5.

В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и
украшались статуями, вазами, колоннами и пр. Размеры и формы
греческих сооружений гармонично вписывались в окружающий
ландшафт.

6.

Греки имели обширные сведения о растительном мире.
Так, Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) перечисляет в своих
трудах около 250 названий растений, Аристотель (384—
322 гг. до н.э.) приводит описание около 500 растений.
Греческая
мифология
содержит много преданий о
цветах, особенно о розе —
излюбленном
цветке
древности.
В
работах
Аристотеля впервые дается
наставление
по
возделыванию роз.

7.

Следует отметить, что греческое садовое искусство в
своем развитии получило могучий импульс извне.
Благодаря
завоевательным
походам
Александра
Македонского (в Эллинистическую эпоху в IV в. до н.э.) вся
Азия (Персия, Египет, др.средиземноморские страны) с ее
высокоразвитым садовым искусством была сразу включена
в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще
одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового
искусства в Греции,— это рост больших греческих городов.

8.

В Александрии публичные и царские сады занимали
четвертую часть городской территории. Все внутригородские
и загородные сады были связаны между собой. Еще больше,
чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город
был распланирован следующим образом: главная улица
представляла собой непрерывный портик, к одной стороне
которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть
до самого подножия горы. Они были украшены беседками и
фонтанами.

9.

Типы садов:
1. Священные рощи - герооны.
Это общественные сады - священные рощи героев,
посаженные в честь основателей городов и других выдающихся
людей, которым поклонялись как богам. Они посвящались
героям и носили мемориальный характер. Позже в героонах
стали устраивать памятные спортивные состязания, а в
дальнейшем,
оснащенные
дорожками,
площадками,
ипподромами, они превратились в спортивные парки.
Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания
(агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев.
Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а
богам, например олимпийские игры, которые проводили в
живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос.

10.

11.

Игры происходили в священных рощах, где для состязаний
колесниц устраивали ипподромы, окруженные рядами высоких
деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно
красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные:
платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр или
необычную для Греции пальму (святилище Аполлона на
Делосе). Известны также святилища, украшенные плодовыми
деревьями. Герооны послужили прообразом современных
спортивных парков.

12.

13.

2. Нимфеи – место обитания богов, нимф и муз, и представляли
собой священную дубовую, кедровую, или оливковую рощу, с
расположенным в центре источником. Центром композиции
нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный
водоем, в который с высокой скалы низвергались воды
источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная
ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором
приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху
Ренессанса
композиция
нимфеи
получила
широкое
распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый
грот с водяными устройствами в окружении растительности.

14.

15.

3. Философские сады предназначались для ученых бесед и
занятий, это были общественные парки,
не связанные с
религиозным культом, в отличие от священной рощи. Важным и
интересным изобретением в Древней Греции были гимнасии.
Гимнасии, в период своего расцвета, представляли собой
цветущие сады с огромным количеством деревьев и множеством
лужаек, оснащенные скамьями и предназначенные для встреч
философов с коллегами, учениками и друзьями.

16.

Например, знаменитый афинский парк у героона Академа
в Элевзисе. Это был парк - школа для молодежи. При Кимоне в
460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми
деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших
прогулок. В тени густого парка наставлял своих учеников
знаменитый философ Платон.

17.

Среди талантливых учеников, окружавших
Платона, острым умом и исключительными
способностями выделялся Аристотель. По примеру
учителя он создал свою школу, названную по близ
расположенному храму Аполлона Ликийского
Лицеем. 3анятия школы также проходили на
открытом воздухе в аллеях, среди рослых платанов,
а ее учеников стали называть «прогуливающимися» перипатетиками.
Лицейский
сад
славился
растениями,
привезенными
Александром
Македонским из Индии, Персии, Египта в подарок
Аристотелю, своему учителю и наставнику.

18.

Формы посадок растений в греческих садах были
разнообразны, но в основном представляли собой аллеи и
небольшие рощицы. Сады украшали статуями, колоннами,
вазонами, в них сооружались небольшие храмы, бассейны. В
центре сада устраивали площадки для спортивных игр и
состязаний, зеленые укрытия, беседки для отдыха. Все это
гармонично вписывалось в окружающий пейзаж и сочеталось с
жилыми постройками.

19.

Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в
Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели
прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на
террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы),
плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены
рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые,
фисташковые и другие деревья.

20.

4. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы)
складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.
Это были общественные сады, украшенные по периметру
колоннадами и обсаженные платанами.

21.

5.
Частновладельческие сады носили чисто утилитарный
характер. В них широко использовались цветочные растения.
Функции сада.
В целом озелененные территории Греции несли
определенную функцию. Садовое искусство древнейшей
эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело
утилитарно-хозяйственное значение. Появились первые
общественные
сады
общественно-воспитательного
значение и места для развлечений и отдыха.

22.

Стилевые особенности.
Впервые разработаны теоретические положения композиции
и пространственное решение архитектурных ансамблей
античности, куда входили:
— система пропорций - принципы золотого сечения и модуля
как соотношения частей и целого (модуль — единица,
минимальный базовый элемент, на основе которого строится
вся композиция путем повтора или кратного увеличения).
— принципы равновесия, ритма и симметрии.

23.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом:
1— использование горной местности для устройства
террас,
2— создание искусственных бассейнов с фонтанами,
приводимые в действие сложными гидравлическими
машинами,
3— применение архитектурных форм (витые
лестницы),
4 — использование скульптуры,
5— более свободная композиция, декоративность,
композиция садов Древней Греции - регулярная с
мастерским
учетом
и
подбором
красивого
ландшафтного оформления,
6— применение цветов в парках.
English     Русский Правила