Античная философия
1. Периодизация античной философии
435.00K
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1. Античная философия

1

2.

План лекции
1. Периодизация античной философии
2. Классическая греческая философия
3. Ранний и средний эллинизм
4. Поздний эллинизм
2

3. 1. Периодизация античной философии

I. Мифологический период - VII в. до н.э
II. Классическая греческая философия-VI-IV
вв. до н.э
III. Ранний и средний эллинизм (скептицизм,
кинизм, стоицизм, эпикуреизм IV-I вв.до н.э)
IV. Поздний эллинизм- неоплатонизм-I-IV вв.н.э.
V. Гибель античности- IV-V века
3

4.

I. Мифологический период - VII в. до н.э.
Представление природы и Мира в виде универсальной
общинно-родовой формации. Рабовладение,
разделение умственного и физического труда.
II. Классическая греческая философия-VI-IV
в.в.до н.э.
Различение объекта и субъекта. Чувственноматериальный космос выступает в роли объекта.
4

5.

III. Ранний и средний эллинизм
Ранний эллинизм (IV – I вв. до н.э.)
Рассматривает чувственно-материальный космос как (в
противоположность классики) субъект (стоики,
эпикурийцы, скептики).
Средний эллинизм (I в. до н.э. – II в. н.э.)
Понимают источник космологического организма
(огненную пневму) как платоновский мир идей.
5

6.

IV. Поздний эллинизм- неоплатонизм
Неоплатонизм – это учение о таком
первоедином, которое выше и тела космоса, и
его души, и его ума
V. Гибель античности
Символом гибели явились многочисленные
направления первых веков новой эры
синкретизм, использование восходившего
тогда христианства.
6

7.

2. Классическая греческая философия
Милетская школа
Фалес из Милета (ок. 625 – 547 гг. до н.э.)
Первоосновой всего сущего является вода
(влага).
Анаксимандр (ок. 610 – 540 гг. до н.э.)
Первоосновой всего сущего является
апейрон (неопределенная и беспредельная
субстанция).
Анаксимен (ок. 585 – 525гг. до н.э.)- Первоосновой всего
7
сущего является воздух.

8.

Пифагорейская школа
Аристократическая направленность
пифагорейцев
Пифагор
(VI в. до
н.э.)
Все строится на противоречиях, начало
которых: предельное –
беспредельное, на основании чего
отвергается монизм, провозглашается
дуальность (признание
противоположных областей
действительности).
«Если существуют законы природы, то
они написаны языком математики»
8

9.

Гераклит Эфесский (ок. 530 – 470 гг. до н.э.)
Придерживается монистического взгляда на
мир.
Единое первоначало всего сущего – огонь!
А) идея текучести всего сущего «в одну и ту
же реку нельзя войти дважды»
В) идея борьбы и единства
противоположностей «война царь всего»
С) идея логоса как закона, судьбы, необходимости, а значит
неизменности
(Изменчивость)
противоречие
«Все течет»
«Все подчинено логосу»
(Неизменность)
9

10.

Элейская школа
Г. Элея – южная Италия, основан выходцами с
восточных окраин. В 540 г. до н.э. подвергся нападению
персов, город эвакуировали, в это время возникает
школа элеатов. Жители занимались пиратством пока не
проиграли сражение, последним оплотом стала Элея.
Ксенофан (ок. 565 – 473 гг. до н.э.)
«Ясно никто не постиг ничего, и никто не постигнет»
- Разделял монотеистическую точку зрения.
10

11.

Парменид (конец VII – VI вв. до н.э.)
Написал поэму «О природе» где во
второй части «Путь истины» задается
вопросами: существует ли бытие? И
существует ли небытие? Тождественно
ли мышление бытию?
Мышление должно быть
непротиворечивым! Следовательно,
мыслить небытие невозможно, мыслить
можно лишь бытие.
Мышление и бытие тождественны!
«Мысль и то о чем мысль – одно и то же»
11

12.

Зенон Элейский (ок. 490 – 430 гг. до н.э.)
Ученик Парменида.
Занимался проблемой покой –
движение, единое – многое.
4-е апории:
1) Ахилес и черепаха
2) Дихотомия
3) Стрела
4) Стадий
Обосновал устойчивость и неизменность мира
12

13.

Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.)
1. Проблема соотношения единое –
многое
Постулирует множественность семян
(вещей) их бесконечное множество.
Принцип «все во всем», семена вещей
делимы до бесконечности, в каждом
предмете есть весь набор семян,
отличны лишь пропорции.
2. Проблема покой – движение. Вводит космическую
внешнюю движущую силу: державный ум – НУС. «все
вещи были вперемешку, затем пришел разум и
упорядочил их».
13

14.

Атомизм
Левкипп (V в. до н.э.)
Демокрит (ок. 470 или 460 г. до н.э.)
Весь мир состоит из атомов, даже душа которая
имеет особый вид атомов.
14

15.

Софисты
«учителя мудрости»
Горгий (483 - 375)
Продик (родился примерно между 470 и
460 г. до н.э.)
- "Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют,
и несуществующих, что они не
Протагор (480 - 410) существуют" (Протагор).
.
- Большое внимание уделяют изучению социальной
философии
15

16.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Родоначальник диалектики.
"Я знаю, что я ничего не знаю".
Свою философию называл
маевтикой
16

17.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.)
Идея - центральная категория в
философии Платона.
К познанию через диалектику
(от слова диалог - искусство
"поисково думать").
"Идея" - с греческого, "то что видно умным
глазом".
17

18.

Аристотель (384 - 322 до н.э.)
Двигатель мира - Бог,
абсолютное начало всех
начал.
Душа - энтелехия тела
(целеустремленная энергия,
движущая сила,
превращающая возможность
в действительность).
Основоположник логики.
18

19.

3. Ранний и средний эллинизм
Киники
Название получили вероятно от
гимназии киносар – зоркий пес
Диоген (ок. 400 - 325 до н.э.)
Поселился в пифосе возле храма
«матери богов» в г. Афинах
Антисфен
(ок. 450 - 360 до н.э.)
Упрощение жизни.
19

20.

Скептики
От греческого скептомай – озираюсь, оглядываюсь.
Пиррон (360 - 270 гг. до н.э.) провозгласил
эпохэ – воздерживаться от суждений и быть
бесстрастным.
Вопросы:
1) Каковы вещи? – нам не дано знать
2) Как к ним относиться? – не утверждать и не
отрицать
3) Как нам жить? – свободным от своих суждений и не
зависеть от них.
20

21.

Эпикур (341 - 270 до н.э.)
Развивал идеи атомизма.
выдвинул идею об
объективности
случайности.
"Пока мы существуем, нет
смерти; когда смерть есть,
нас более нет".
Придерживался принципа
гедонизма.
21

22.

Стоики
Ранние стоики
Зенон Китонский с Кипра (332 - 268 гг. до н.э.)
Клеанф (III в. до н.э.)
Хрисипп (ок. 280 - 208 гг. до н.э.)
Поздние стоики
Плутарх
Цицирон
Сенака
(ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.)
Всегда спокойный и уравновешенный мудрец
Судьба - это власть двигающая материю.
Принцип всеобщей целесообразности ("Все имеет свой
смысл, даже клопы полезны").
22

23.

4. Поздний эллинизм
Неоплатонизм
Плотин
(ок. 205 - 270 гг.)
Порфирий
(ок. 233 - 304 гг.)
23

24.

Неоплатонизм
-Учение о сохранении внутреннего покоя личности и
ее защите от различного рода потрясений.
-Систематизация основных идей Платона с учетом
идей Аристотеля.
-Разработка диалектики платоновской триады:
единое - ум - душа.
Кроме чувственной материи предполагают
существование еще "умопостигаемой материи".
24
English     Русский Правила