Похожие презентации:
Социальный дарвинизм
1. Социал-Дарвинизм
Подготовила студентка группы Ю1.1Ларионова Екатерина
2. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
или социодарвинизм, — идейноетечение кон. 19 — нач. 20 в.,
трактовавшее социальное развитие
по аналогии с биологической
эволюцией. В качестве основных
факторов общественной жизни
выдвигались принципы
естественного отбора, борьбы за
существование, выживания наиболее
приспособленных. Ранним
предшественником С.д. был Т.
Мальтус, утверждавший, что
население имеет тенденцию к росту
в геометрической профессии, а
средства существования могут
увеличиваться только в
арифметической прогрессии, что
чревато угрозой перенаселения
3. Социальный дарвинизм
Непосредственным основателемС.д. был Г. Спенсер, считавший
основным законом социального
развития закон выживания
наиболее приспособленных
обществ. отличавшийся крайней
разнородностью и
расплывчатостью, был типичным
«социальным мифом» такой
формой интерпретации
социальных фактов, которая
оправдывала многие стихийно
сложившиеся мнения и
предрассудки, воплощала и
обосновывала постепенно
вызревающее новое представление
о социальной справедливости.
4. Для всей общественной науки 19-го столетия, а в особенности его второй половины, стал характерным ряд приоритетных моментов.
Эти ключевые понятия осветил самДарвин. Теория, которой следовали ученые после него, которая проникла в разные
области общественной мысли. Этими основными понятиями стали «естественный
отбор», «выживание сильнейшего», «борьба за существование». В связи с этим
социальный дарвинизм выступил не только в качестве особого направления -
5.
К завершениюдевятнадцатого столетия
идеи «естественного отбора»
вышли за рамки научной
сферы и стали весьма
популярны в бизнесе,
публицистике, массовом
сознании, художественной
литературе. Представители,
например, экономической
элиты, магнаты бизнеса,
основываясь на теории
эволюции, сделали вывод,
что они не просто удачливы
и талантливы, а еще и
считаются зримым
воплощением победы в
борьбе за существование в
своей определенной сфере.
6. Социальный дарвинизм
Социальный дарвинизм, вчастности, рассматривает борьбу
за выживание как определяющий
аспект жизни. Вместе с этим
небиологические начала учения
указывают на то, что, в известном
смысле, актуализирована и
обоснована давняя общественная
мысль. Среди всех признаков
рассматриваемого направления
одним из основных считается
рассмотрение жизни как некой
арены, на которой происходит
повсеместная и непрерывная
борьба, конфликты, столкновения
между индивидами, обществами,
группами, обычаями, институтами,
7. Критика и противоречия
Многократные несовместимые определенияСоциальный дарвинизм использовался,
главным образом, в либеральных
обществах, где индивидуализм
оказался преобладающей точкой
зрения. Сторонники социального
дарвинизма считали, что прогресс
общества будет способствовать
индивидуалистической конкуренции.
Другая форма социального дарвинизма
была частью идеологических основ
нацизма и других фашистских
движений. Эта форма не предлагала
выживание сильнейшего как
социальный заказ для общества, а
скорее оправдывала тип расовой и
национальной борьбы
8. Критика и противоречия
Критики часто связывалиразвитие идей Чарльза
Дарвина и социальный
дарвинизм с расизмом,
национализмом,
империализмом и утверждая,
что социальный дарвинизм
стал одним из столпов
фашизма и нацистской
идеологии. Критики часто
утверждали, что последствия
применения политики
«искусственного отбора» с
помощью концентрационных
лагерей и газовых камер в
нацистской Германии, в
конечном счете, настроили
людей против теории
социал-дарвинизма
9. Пётр Кропоткин: взаимопомощь как фактор эволюции
Пётр Кропоткин доказывал в1902 году в его книге
„Взаимопомощь как фактор э
волюции“, что Дарвин не
определил самого
приспособленного человека
как самого сильного или
самого умного, но Дарвин
признавал, что самый
приспособленный человек
мог быть тем, кто умел
сотрудничать с другими
людьми. Во многих
обществах животных „борьба
заменена сотрудничеством“.