Похожие презентации:
Чокан Чингисович Валиханов
1. Чокан Чингисович Валиханов
(ноябрь 1835 – 10 апреля 1865)2. «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения» (Н. Веселовский)
3. План
ВведениеЭтапы жизни
Вклад в науку и культуру:
Изучение языка и фольклора
Экспедиция в Кашгарию
Валиханов как художник
Развитие публицистики
4.
Идеология и взгляды:Тема этнической идентификации
Социально-политические идеи
«Записка о судебной реформе»
Отношение к религии
Вывод
5. Введение
Имя при рождении: Мухамме́дХана́фияРод деятельности: учёный, историк,
этнограф и фольклорист,
путешественник, просветитель
Чингизид, правнук знаменитого хана
Аблая
6. Этапы жизни
1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, где учился идружил с будущим известным ученым и путешественником
Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное
казачье войско, назначен к исправлению должности
адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса
Густаве Гасфорте.
1854 — Знакомство со ссыльными «петрашевцами»
писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым.
1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в
Кульджу. Знакомство с ученым-путешественником
Семёновым-Тян-Шанским. За отличие на службе произведён
в поручики.
7.
1857 — Избран в действительные членыИмператорского русского географического
общества.
1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к
каравану, направляющемуся из Семипалатинска в
Кашгар.
1859, 12 апреля — вернулся с караваном в
укрепление Верное.
1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад
в Географическом обществе, интенсивная научная,
общественная и литературная деятельность.
Произведён в штабс-ротмистры, награждён
орденом Св. Владимира.
8.
1860 — краткая поездка в Лондон иПариж.
1862 — Выбран на должность старшего
султана Атбасарского округа, но не
утверждён генерал-губернатором.
1863 — Участие в комиссии по сбору
народных мнений о судебной реформе.
1864, март — июнь — Участие в походе
М. Г.Черняева против Кокандского
ханства. Подаёт в отставку и уезжает в
Семиречье.
1865, 10 апреля — Скончался в урочище
Кочен-Тоган от туберкулёза.
9. Вклад в науку и культуру
10. Изучение языка и фольклора
Собрал большой по объёму материалдля словаря киргизского языка
Открыл учёному миру и широкой
общественности величайшего
памятника киргизского устного
творчества, насчитывающего
полмиллиона строк, — эпос «Манас»
11. Экспедиция в Кашгарию
В 21 год отправился в рискованнуюэкспедицию в Кашгарию. Китайские
власти запретили под угрозой
смертной казни поездку в Кашгарию
европейцев.
По итогам экспедиции он написал
отчет «О состоянии Алтышара, или
шести восточных городов Китайской
провинции Нан Лу (Малый Бухарин)
(1858—1859)».
12. Валиханов как художник
Чокан Валиханов был первымказахским художником в западном
понимании. Исполнил большое
количество этнографически точных
жанровых, портретных и пейзажных
зарисовок, иллюстрировавших его
научные и путевые дневники.
Создавал также станковые рисунки и
акварели («Казахи Большой Орды»,
«Сартай из рода Сары Багиш» и др.).
13. Развитие публицистики
Чокан Валиханов стал одним изосновоположников казахской
демократической публицистики.
Первым в Казахстане Валиханов обратился к
жанру очерка.
Валихановская публицистика дала толчок к
зарождению, развитию и углублению нашей
публицистики и специализированной отрасли
- научно-познавательной журналистики.
14.
Сила и новаторствопублицистических произведений
Валиханова заключаются в том, что он
впервые в истории казахского народа
подошел к освещению действительности
с точки зрения общенациональных
интересов.
«... Интересы целой нации по строгой
справедливости должны предпочитаться
выгодам отдельного сословия».
15. Идеология и взгляды
16. Тема этнической идентификации
Через призму частных биографий, благодаряисточникам, выделил в целом контуры
государственной идеологической доктрины
Казахского государства.
Потанин писал: «Он говорил, что, прежде
всего, любит свой киргизский народ, потом
Сибирь, потом Россию, потом все
человечество; одна любовь заключена была
у него в другую»
17.
Научный подвиг Ш. Валихановазаключается в пропаганде
национальной культуры, презентации
истории Казахстана и Центральной
Азии, государств и обществ Востока
европейскому читателю, в глубоком
внимании к истокам
государственности народов региона и
популяризации их культурного
наследия.
18. Социально-политические идеи
Политика – это власть и способы ееустройства
Глубокая сущность философского
осмысления политики Валиханова
состояла в обоснование органической
связи политики с властью и способом
ее устройства
19.
Любая власть – европейская,российская или азиатская – страдает
вопиющими злоупотреблениями и не
останавливается перед попранием
законов, ею же принятых и ею же
охраняемых. Это заложено в природе
самой власти.
20.
Сумел убедительно доказать, чтополитико-правовая система азиатских
стран в вопиющем противоречии с
принятыми в цивилизационном мире
принципами демократических форм
организации политической и правовой
жизни общества.
21.
Общественное устройство СреднийАзии характеризовал как
патологический кризис развития, как
результат дикости и невежества
народов.
22. «Записка о судебной реформе»
Валиханов считал, что при проведениисоциальных реформ надо учитывать
национальную специфику казахов.
Он, к примеру, замечает: «У киргиз
телесные наказания никогда не
существовали. А законы родовые, по
которым члены рода ответствуют за
своего родича, при родовых
отношениях приносят много
практической пользы».
23.
Предлагал сохранить суд биев.Выдвигал мысль о возрождении
казахской традиции выборности
чиновников.
«Самый капитальный недостаток
Оренбургского степного управления,
— пишет он, — конечно, заключается в
том, что ордынские чиновники
назначаются там не по выборам
народа, а по усмотрению пограничного
начальства».
24. Отношение к религии
В работе «О Мусульманстве в степи»писал:
«Мусульманство пока не въелось в
нашу плоть и кровь. Она грозит нам
разъединением народа в будущем»
Считал, что в степи происходит период
двоеверия – внедрение ислама и
коренное язычество (шаманизм)
25. «О Мусульманстве в степи»
«Что же может ожидать свежая ивосприимчивая киргизская народность от
татарского просвещения, кроме мертвой
схоластики, способной только тормозить
развитие мысли и чувства»
«О Мусульманстве в степи»
26. Предлагал:
Отделить Киргизскую степь отведомства оренбургского муфтия как
народ, различествующий от татар по
исповеданию веры
Утвердить в звании мулл только
коренных киргиз или киргизских
ходжей, если будут настоятельные
просьбы о том со стороны народа
27.
Не дозволять ишанам и ходжам жить вкочевьях киргизов без определенных
занятий и иметь строгое наблюдение,
дабы они не образовали между
киргизами дервишских и мистических
обществ
Ишан - глава и наставник мусульманской
общины, обычно принадлежащей к одному из
мистических (дервишских, суфийских)
орденов.
Ходжа – почетный титул мусульманина
28. Вывод
Выдающийся ученый-просветитель,отважный путешественник,
художник, фольклорист, этнограф,
публицист, человек необычайной
эрудиции и «взглядов истинно
гуманных» — таким сохранился Ч.
Валиханов в памяти современников,
таким он вошел в историю Казахстана
и России.