Отношение вайнахов к растительному миру
В чеченской народной культуре важное место занимает про­блема отношения человека к природе.
Прежде всего необходимо должным образом заботиться о домашней живности:
Недопустимо безжалостно и расточительно истреблять лес
Особым почитанием чеченцы окружали фруктовые дере­вья:
Почитались также и некоторые виды трав.
Особое место в культуре вайнахов уделялось родникам
9.21M
Категория: КультурологияКультурология

Отношение вайнахов к растительному миру

1. Отношение вайнахов к растительному миру

Выполнила:
Бабатиева Б.

2. В чеченской народной культуре важное место занимает про­блема отношения человека к природе.

В чеченской народной культуре важное
место занимает проблема отношения
человека к природе.
Человеку вменяется в обязанность
относиться к природе так же
бережно, уважительно и
милосердно, как и к людям.

3. Прежде всего необходимо должным образом заботиться о домашней живности:

не оставлять ее
голодной,
обеспечить
хорошее
содержание,
беречь от
диких зверей,
лечить в случае
необходимости.

4. Недопустимо безжалостно и расточительно истреблять лес

«У леса есть свой хозяин.
Если нанести вред лесу, он
отомстит за него», говорили вайнахи.

5.

Человек, направлявшийся в лес за дровами,
оборачивал топор тряпкой, чтобы деревья не могли его
видеть.
Перед тем, как срубить дерево, полагалось произнести
молитву "Бисмилла" ("Во имя Аллаха, Милостивого,
Милосердного") и добавить: "Великий Боже, не
посчитай это за грех" -точно так же, как это
говорится перед тем, как зарезать корову или другое
домашнее животное.

6. Особым почитанием чеченцы окружали фруктовые дере­вья:

Особым почитанием чеченцы
окружали фруктовые деревья:
ЯБЛОНЮ, КИЗИЛ,
АЙВУ,
ГРУШУ,
И некоторые
неплодовые:
ТАВОЛГУ,
Их нельзя было рубить для
ДУБ.
использования в качестве топлива и
других целей.
Дорожные посохи делали
именно из таволги. А при
погребении покойника
использовались дубовые доски.

7.

Очень большим почитанием
пользовался кизил. В чеченском
народном сознании живет поверье,
согласно которому человек, умерший с
двумя косточками кизила внутри,
получит благословение.
По кусту кизила нельзя было даже
ударить прутом.
Почитались также боярышник, рябина,
мушмула, груша и другие дикие деревья, дающие плоды.

8. Почитались также и некоторые виды трав.

К примеру, обладающие приятным запахом
мята, душица, подорожник, володушка (почеченски – буквально – «рана-трава»), ее
для лечения
ран)...
В народе использовали
говорят, что наличие
на теле
володушки позволяло человеку
преодолевать любые препятствия…

9. Особое место в культуре вайнахов уделялось родникам

В каждом селе были люди,
безвозмездно следившие за
родниками, сооружавшие
ограды вокруг каждого
вновь образовавшегося
источника,
прокладывавшие желоба
или водосточные трубы для
свободного тока воды.
В большинстве случаев
родник получал имя
человека, следившего за
ним: родник Эдала, родник
Гамы и др...

10.

Необходимо содержать в чистоте
берега родников, рек и озер, нельзя
стирать в них грязные вещи. Об этом
в чеченском фольклоре существует
множество древних преданий…

11.

"Возле хутора, называвшегося
Озерный, имелось озеро. Вода из
него считалась очень чистой и
целебной.
Однажды женщина, жившая на
хуторе, постирала в озере
испачканные детские вещи.
После этого озеро превратилось в
быка, который направился в
Галанчож, пробив проход в горном
хребте, пролегающем между
Галанчожем и Ялхароем. Его
называют Гамбедача - "место,
где пробежало озеро".

12.

Начали пахать, но на
Продвигаясь вперед, бык достиг
том месте, где ступал
края поля, на котором люди
бык, из земли
распахивали свои наделы. Одна
проступала вода. А
семья видела, как бык поднялся
когда начали проводить
на это поле. Родители решили,
третью борозду, бык
что его следует запрячь в плуг.
превратился в воду.
вместо выбившегося из сил их
Отец и мать, запрягшие
собственного быка. И хотя двое
быка, и плуг с упряжью
детей возражали, говоря, что
ушли под воду, а детей
этот бык не их, а принадлежат
отбросило в сторону.
кому-то другому, отец все же
запряг его.
Образовавшееся тогда озеро
существует до сих пор. Это
Галанчожское озеро.

13.

Схожий рассказ имеется и о
камне, находящемся рядом с
Илхалоем.
Горная река,
протекавшая там. после
того как в ней постирали
грязные вещи, изменив
русло, ушла за
расположенную рядом
гору,
а совершившая этот проступок
женщина превратилась в
камень, который и поныне
стоит на том месте…

14.

Более того, сама земля являлась
объектом почитания, требующим
внимания…
Например, не дозволялось понапрасну ковырять землю,
забивать в нее колья или
гвозди, рыть ямы.
Даже походка воспитанного человека
должна была быть легкой, словно
земля испытывала боль, когда на нее
наступали - земле мысленно
говорили: "Рано или поздно я тоже
должен вернуться в твое лоно".

15.

Но самое высокое почитание земли - это
добросовестный, честный труд на ней.
Говорят, что когда-то земля
начинала взывать к людям
каждый раз, когда
приходило время сева.
Однако голос ее был
настолько сильным, что люди
пугались его и приходили в
ужас. Поэтому Бог лишил
землю голоса.

16.

У чеченцев существовали разнообразные
празднества, направленные на то, чтобы привлечь
людей к праведному труду на земле и показать его
высокую ценность.
День первой борозды или день,
когда переворачивают первый
пласт земли,
Чтобы воспитать у
подрастающего поколения
любовь к груду, а также
помочь своим
односельчанам в выполнении грудной работы,
устраивали белхи.
сопровождался
различными состязаниями-скачками,
бегом.
В день первой борозды
девушка, известная в
селении своей
воспитанностью и
красотой, называла имя
молодого человека, с
которым она хотела бы
создать семью.

17.

Родина - это не только горы, воды,
пространства. Родина - это, прежде
всего, люди, живущие на этой земле,
сладость благородного отношения друг
к другу, древние традиции, мудрость
старших, благодатный свет
подвижников на пути веры, мужество
молодых, воспитанность девушек,
справедливость между людьми...
English     Русский Правила