Русский классицизм. Михаил Васильевич Ломоносов
Литература XVIII века
Понятие о классицизме
Эстетические принципы русского классицизма
Эстетические принципы русского классицизма
Новая русская литература
Писатели XVIII века
Писатели XVIII века
Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова
Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова
Герои классицизма
«Система амплуа»
Правило «трёх единств»
Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан.
26 мая 1761года открыл атмосферу планеты Венера.
44.42M
Категория: ЛитератураЛитература

Русский классицизм. Михаил Васильевич Ломоносов

1. Русский классицизм. Михаил Васильевич Ломоносов

2. Литература XVIII века

XVII век – это век петровских преобразований,
это век формирования светской культуры в
России.
XVIII век – это век Просвещения, время
становления
русской
литературы,
её
уникальности, путей дальнейшего развития.
В конспект

3.

В XVII веке в России
начинает формироваться
светская культура.
Царь Пётр Великий проводит
свои реформы, желая сделать
Россию европейской страной.
В конспект

4.

Литература XVIII века в своём
развитии проходит 4 периода:
1 период (1700 – 1730 гг.) – литература Петровского времени
(литература начинает отходить от религии, появляется
светская литература).
2 период (1730 – 1750 гг.) – начало формирования
классицизма.
3 период (1760 – 1770 гг.) – развитие классицизма, расцвет
сатиры.
4 период (1775 – 1800 гг.) – начало кризиса классицизма,
зарождение революционных идей в литературе.
В конспект

5. Понятие о классицизме

Классицизм – художественное направление
(течение) в искусстве
XVII – XVIII веков.
и
литературе
Литературное
(художественное)
направление – единство творчества ряда
писателей, возникшее в определённых
исторических условиях: единство целей,
принципов изображения, выбора форм.
В конспект

6.

Русский классицизм
Как литературное направление начал
оформляться в 30-50-е годы XVIII
века.
Характерные черты:
- обличительная направленность,
- тесная связь с современностью.
В конспект

7.

Черты русского классицизма
Традиции
Древнерусская
литература
Западноевропейская
литература
Русский фольклор
Античная
литература
В конспект
Новаторство
Обличение пороков
Герой – русский,
православный человек
Новая русская
сатира, драма, проза
Идеи
государственности и
просвещения

8. Эстетические принципы русского классицизма

1. Принцип «подражания природе».
2. Ориентация на античное искусство.
3. Простота,
стройность,
логичность
композиции произведения.
4. Общественная, гражданская проблематика.
5. Основные герои – цари, полководцы,
государственные деятели.
В конспект

9. Эстетические принципы русского классицизма

6. Строгая иерархия жанров.
7. Теория «трёх штилей».
8. Чёткое деление героев на положительных
и отрицательных.
9. Выделение одной ведущей черты в
характере героя.
10. «Система амплуа».
В конспект
11. Правило «трёх единств».

10.

XVIII век
Интенсивное развитие
получает публицистика.
Феофан Прокопович
отстаивал идею подчинения
церкви светской власти.
Феофан Прокопович

11.

XVIII век
Выдающийся сатирик.
Кантемир создал 9 сатир
(«К уму своему, или На
хулящих учение», «Филарет и
Евгений» и др.), в которых
заложил основы реальносатирического направления в
русской литературе.
Антеох Кантемир

12.

XVIII век
Василий Кироллович
Тредиаковский
Разработал систему
русского стихосложения

13. Новая русская литература

Русская поэзия XVIII века
была одушевлена пафосом эпохи –
пафосом созидания.
О.Проскурин

14.

Екатерина II

15.

Вольтер
Дидро
Екатерина II

16.

XVIII век
Николай Иванович
Новиков

17. Писатели XVIII века

Гавриил Романович Державин
Денис Иванович Фонвизин

18. Писатели XVIII века

Александр Николаевич Радищев
Николай Михайлович Карамзин

19.

А.П.Лосенко. Прощание Гектора
с Андромахой. 1773

20.

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II.
1763

21.

И.Н.Никитин. Портрет
канцлера графа
Г.И.Головкина. 1720-е
А.П.Антропов. Портрет
статс-дамы
М.А.Румянцевой. 1764

22.

Неизвестный художник.
Портрет Е.Р.Дашковой.
А.П.Лосенко Портрет
актёра Ф.Волкова.

23.

Жанры
Высокие
трагедия
ода
эпопея
Низкие
Средние
научная
поэзия
элегия
послание
комедия
басня
сатира
В конспект

24. Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

Высокий стиль –
торжественный
Величавый,
им
должно
писать
героические
поэмы,
оды,
трагедии
Средий стиль –
более
простой,
этим
стилем
следует
пользоваться при
создании научных
сочинений,
стихотворных
посланий друзьям
Низкий стиль –
самый простой, он
подходит
для
комедий, эпиграмм,
дружеских писем,
басен
В конспект

25. Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

Жанры Высокие
Лексика
Средние
Низкие
-
Высокий:
церковнославянизмы
+
Редко, не нарушая
стиля
Средний:
общеупотребительные слова
+
+
+
Низкий :
разговорные,
простонародные
слова
-
+
+
В конспект

26. Герои классицизма

Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.
Никола Буало. Поэтическое искусство.
В конспект

27. «Система амплуа»

Идеальная
героиня
Резонёр
(высказывает
мнение автора)
Герой-любовник
Герои
Второй
любовник
(неудачник)
Служанка,
помощница
героини
Обманутый
отец
В конспект

28.

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Н.Буало. Поэтическое искусство.
В конспект

29. Правило «трёх единств»

Время –
1 день
Место –
1 дом
Действие –
1 конфликт
В конспект

30.

Михаил
Васильевич
Ломоносов
1711 – 1765 гг.

31.

ДЕТСТВО
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д.
Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

32.

Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть
к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили
Ломоносова принять решение - оставить родной дом и
отправиться в Москву.

33.

В Москву
Холмогоры
Москва
В 19 лет покидает родной дом и
отправляется в Москву.
Под вымышленным дворянским именем
поступил в Славяно-Греко-Латинскую
академию.

34.

ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяногреко-латинскую академию в Москве,
где он не только приобрёл вкус к
научным знаниям, но и изучил
латинский язык, ознакомился с
тогдашними науками и учебными
дисциплинами.

35.

В начале 1736 как один из лучших студентов
Ломоносов был направлен в университет при
Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые
условия жизни, любознательный юноша с первых дней
прибытия в Академию проявил огромный интерес к
наукам.

36.

Марбург
А осенью 1736 г. трое
лучших студентов, в
том числе Ломоносов,
были отправлены
Академией Наук в
Германию для обучения
математике, физике,
химии ,философии и
металлургии.

37.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные
интересы
Ломоносова
были
поистине
всеохватывающими. Ему принадлежат работы в
области физики, химии, астрономии, географии,
филологии.
Диплом профессора химии

38.

В 1748 он создал химическую лабораторию, в
которой проводил научные исследования, в том числе
разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты,
которую использовал для своих мозаик, созданных в
1751.

39.

Ломоносов показывает Екатерине II мозаичные работы в
рабочем кабинете

40.

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

41.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В 1754 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан
Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к
наукам», а не только для дворян.

42. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан.

43. 26 мая 1761года открыл атмосферу планеты Венера.

44.

М.В. Ломоносов и В.Я.Чичагов. Худ. - А. И. Васильев

45.

Умер Ломоносов в
Петербурге 4 апреля
1765.
Могила Ломоносова в
Александро-Невской лавре.

46.

"Ода на день восшествия
на Всероссийский
престол
её Величества,
Государыни
Императрицы
Елисаветы Петровны"
1747 г.

47.

"Оды на день восшествия на Всероссийский престол
её Величества, Государыни Императрицы Елисаветы Петровны" 1747 г.
Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
40Доброт твоих прекрасный лик!

48.

Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»

49.

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина,
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана постыдилась
С своим искусством пред Невой!
Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорьби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.
Какая светлость окружает
В толикой горести Парнас?
О коль согласно там бряцает
Приятных струн сладчайший глас!
Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

50.

Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его прнчастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее мешает
Плачевный побежденных стон.
Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей крылами
Твои взвевает знамена;
Но бог меж льдистыми горами
Велик своими чудесами:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.

51.

Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие леса,
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.
Се мрачной вечности запону
Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни закону,
Премудрость тамо зиждет храм;
Невежество пред ней бледнеет.
Там влажный флота путь белеет,
И море тщится уступить:
Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы
Твои щедроты возвестить.
Широкое открыто поле,
Где музам путь свой простирать!
Твоей великодушной воле
Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход и где Амур
В зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от Манжур.
Там тьмою островов посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синевой одеян,
Павлина посрамляет вран.
Там тучи разных птиц летают,
Что пестротою превышают
Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах ароматных
И плавая в струях приятных,
Не знают строгия зимы.

52.

И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из гор,
Которой там натура скрыла;
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
Числом щедрот твоих сравнит.
1747г.

53.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
Написано после 13 августа 1747 г., когда в
Академическом собрании был оглашен новый устав и
утверждены новые штаты Академии наук. Ломоносов
связывал с новым уставом надежды на успешное развитие
наук в России и улучшение положения ученых. В этой же
оде он выступает как поборник мирной политики, так как
в это время западные державы стремились втянуть
Россию в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии
против Франции и Пруссии. Поэтому Ломоносов особенно
настойчиво славит мир (возлюбленную тишину).

54.

«Ода на день восшествия на престол императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года»
Войне поставила конец. Вступив на престол, Елизавета начала
мирные переговоры со Швецией.
Крест несла.
Явившись в казармы Преображенского полка,
Елизавета привела к присяге гренадеров.
Отторжен роком. Петр I умер в год открытия Петербургской
Академии наук.
Секвана. Намек на французскую академию наук в Париже.
Почувствуют и камни силу. Ломоносов доказывал, что Россия не
менее богата минералами, чем «теплые страны» (Индия и др.).
Манжур — Манжурская династия.
Колумб российский — Витус Беринг (1681—1741)
Верьхи Рифейски — Урал.
Науки юношей питают и т. д. Для этой строфы Ломоносов
переложил в стихи отрывок из речи Цицерона в защиту поэта Архия.

55.

Тема Родины и служения ей — ведущая в
творчестве М. В. Ломоносова. С этой темой тесно
связана тема науки, познания природы. Наиболее
ярко просветительские идеалы поэта отразились в
«Оде на день восшествия на престол императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года»:
1. Необъятность Родины:
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях
желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за
тобою...

56.

2. Процветание Родины невозможно без мира
(понимаемого очень широко — «возлюбленная
тишина»):
Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.
Полтавская баталия 27 июня 1709 года. Гравюра Ш. Симоно с картины
П. Мартена-младшего. 1720-е годы. Государственный музей
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

57.

3. Одна из основных заслуг Елисаветы — развитие
отечественной науки:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И
видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Наука не только способствует процветанию России,
но и приносит пользу каждому человеку:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В
счастливой жизни украшают, В несчастный случай
берегут...
Ода завершается гимном науке, призывом к
молодому поколению дерзать во славу Российской земли.

58.

59.

60.

Классицизм в переводе означает «образцовый». ДА
В России классицизм появился в XVII веке. НЕТ
Задача классицизма – изображение человеческих
чувств, переживаний. НЕТ
4. Герои в произведениях классицизма строго делятся на
положительных и отрицательных.
ДА
5. Для
классицизма
не
характерно
обращение
к общественной, гражданской проблематике.
НЕТ
6. Ода относится к низким жанрам.
НЕТ
7. Трагедия относится к высоким жанрам.
ДА
8. Для драматургии классицизма характерно соблюдение
правила трёх единств.
ДА
9. М.В.Ломоносов создал теорию «трёх штилей». ДА
10. Писатели-классицисты – М.Ломоносов, Г.Державин,
Д.Фонвизин.
ДА
1.
2.
3.

61.

Домашнее задание:
1. Прочитать с. 37 – 43 учебника.
2. Прочитать «Оду на день восшествия на Всероссийский
престол её Величества, Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны" 1747 г. Познакомиться с
комментариями к оде.
3. Подготовить выразительное чтение понравившегося
отрывка.
English     Русский Правила