Похожие презентации:
Сократ. Философия Сократа
1.
2. Детство
• Сократ (470—399 гг. до н.э.) — свободнорожденный гражданиндревних Афин. Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска
и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл.
• Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было
нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса
(города-государства), его будущего полноправного и преданного
гражданина.
• Когда Сократу исполнилось 18 лет, решался весьма существенный
вопрос о наделении гражданскими правами и официальном
признании Афинского государства. В соответствии с законом,
гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба родителя –
афинские граждане.
3. Личность Сократа
Сократ привлекал вниманиерешительно всем: внешностью
и образом жизни,
деятельностью и учением,
всегда был одет скромно и
нередко ходил
босиком. Сократ был
безобразен: невысокого роста,
приземистый, с отвисшим
животом, большой лысой
головой и огромным
выпуклым лбом, бычья шея,
глаза навыкате, толстые
чувственные губы,
бесформенный нос.
4. Философия Сократа . Познай себя самого
• Сократа взволновала и захватила призывная надпись «Познай самогосебя». Изречение как призыв к познанию, и выяснению смысла, роли и
границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью.
Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.
• Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого
познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к
моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной
проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед
• Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ
подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке
Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и
подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул
новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».
5. Добродетель – это знание
Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:• а) благо тождественно удовольствиям, счастью;
• б) добродетель тождественна знанию;
• в) человек знает только то, что он ничего не знает.
6.
Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным.Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным
людям приятны разные вещи. Кроме того, нет строгой границы между
удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью
опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за
личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через
страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо
выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и
страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора.
7.
• заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методомнахождения истины. Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные
подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое
майевтикой – искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью
искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил
правильные.
• В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и
человека. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в
центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия
его души. Главная цель его философии – восстановить авторитет знаний,
поколебленный софистами. Софисты претендовали на всезнания, а Сократ твердил:
он знает только то, что ничего не знает.
• Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в
государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным,
справедливым и непременно обладающим искусством государственного
управления. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении
вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.