Похожие презентации:
Византия и Древняя Русь
1.
2.
«дотурецкий» КонстантинопольРусь находилась с Византией в тесных отношениях более
пяти столетий. Русские купцы вели активную торговлю с
Константинополем. На Константинополь ходили русская
рать и военные корабли. Между Русью и Византией
заключались договора.
3.
Но самым значительным результатом взаимоотношениймежду государствами стало Крещение Руси. "Пришли мы в
Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу
своему, и не знали — на небе или на земле мы...", —
рассказывали послы князя Владимира.
4.
Вместе с православиемрусские приняли от Византии
не только догматы и каноны
веры. Из Византиии на Русь
доставлялись первые книги.
Первые храмы на Руси
строили греческие мастера.
Одна из драгоценнейших
святынь Русской земли —
Владимирская икона Божией
Матери — привезена из
Византии.
Евангелие от Матфея.
Константинополь, XI в.
5.
Храм Святой Софии в КонстантинополеКак пишет византолог Г. Литаврин, пренебрежение к истории
Византии и ее наследию есть отречение от одного из родников
древнерусской культуры, от своих корней.
6.
Византия и славянеИстория славян в своих истоках во
многом связана с историей
Византии. До XII века Византия
являлась самой могущественной
страной Европы и Ближнего Востока.
Византия оказала огромное влияние
на культурное развитие славянских
народов, принявших от нее
православие. С другой стороны, на
протяжении нескольких столетий
судьба самой Византийской
империи в значительной степени
зависела от славян.
7.
Славян-язычников византийцы называли варварами. Варвар впереводе с греческого языка означает ‘чужеземец’. Варварами
назывались не только славяне, но и другие окрестные народы,
которые то нападали на Византию, то испытывали сами силу
византийских войск.
8.
Походы славян на ВизантиюСтены древнего Константинополя
Славяне угрожали могуществу Византии на северных и северозападных ее границах. С середины VI века походы славян за
Дунай на Византию становятся почти регулярными.
9.
Нагорнов В. А. Славяне в походеВ столкновениях с византийскими войсками славянские дружины
совершенствовались в военном искусстве, старались закрепиться
в приморских гаванях.
10.
Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружиныВизантии не раз приходилось откупаться от воинственных соседей.
Стремясь спасти империю от разорительных набегов славян,
византийские императоры привлекали к себе на службу славянские
дружины.
11.
Константинополь, столица Византийской империи, был в то времякрупнейшим торговым центром. Между славянами и Византией
существовала очень развитая торговля.
12.
Киев. Церковь Успения ПресвятойБогородицы (Десятинная),
реконструкция
Но главный результат славяно-византийских взаимоотношений —
это принятие славянами через православие и православную
культуру богатейшего духовного наследия Византии.
13.
Осада россами КонстантинополяОб этом нашествии славян на столицу Византийской империи
сохранились сведения как в «Повести временных лет», так и в
византийских источниках. Нестор-летописец считает, что этот
военный поход возглавили киевские князья Аскольд и Дир.
Поход князей Аскольда и Дира на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи
14.
Идущие на Царьград. Борис ОльшанскийГреческие источники имен этих князей не называют, но связывают
это событие с последовавшим за ним крещением многих россов и
заключением мирного договора Руси с Византией.
15.
Запорожцы в Царьграде. Коваленко В. К.18 июня 866 года, когда император Михаил III со своим войском и флотом
находился в военном походе против арабов, у стен Константинополя вдруг
появились корабли «свирепого варварского народа росс».
16.
Осада россами Царьграда. Миниатюра Радзивилловской летописиНе встречая сопротивления, россы высадились на берегу залива
Золотой Рог и стали опустошать окрестности столицы Византии.
Затем они стали готовиться к осаде городских стен.
17.
Патриарх Фотий об осаде КонстантинополяОчевидец этих событий патриарх
Константинопольский Фотий
подробно описал, как нападали
россы и как был спасен
Константинополь.
М. Горелик. Нападение славян
на Византийскую крепость
18.
Лунная ночь в Константинополе. Айвазовский, 1862Набег случился в один из прекрасных тихих летних вечеров, когда
жители столицы Византии любовались красотами морских
заливов и совершенно не ожидали такого испытания.
19.
Двести кораблей россов подошли к Константинополю стольнеожиданно, что не было, казалось, никаких надежд на спасение.
20.
«Жизнь наша догорала споследними лучами солнца, —
писал патриарх Фотий, — а заря
бытия нашего поглощалась
глубоким страхом смерти. Вся
надежда человеческая убыла из
человеков и единственная надежда
оставалась только на Бога».
миниатюра Константинополь
(1332-1455, Полезное
руководство для совершения
заморских путешествий,
Национальная библиотека,
Париж)
21.
Оставив свое войско вМалой Азии, император
Михаил с большим
трудом пробрался в
осажденный город.
Опасность нарастала с
каждым часом.
Ю.Лазарев.
Где твоя голова ляжет,
там и нам пасть
22.
«Тогда мы, — писал патриарх Фотий,— оставшись без всякой защиты и не
имея помощи от людей,
воодушевлялись надеждами на
Матерь Слова и Бога нашего. Ее
просили умолить Сына и
умилостивить за грехи наши, Ее
дерзновенно призывали во спасение,
Ее умоляли покрыть нас покровом
Своим, как стеною нерушимою».
23.
Погружение Ризы Богородицы в море. Миниатюра Радзивилловской летописиПатриарх взял из древнего Влахернского храма Ризу Богоматери,
крестным ходом обнес ее вокруг стен города и после усердных
всенародных молитв опустил край Ризы в воды морского залива.
24.
После этого 25 июня россы внезапно сняли осаду и, по словампатриарха Фотия, так же неожиданно удалились, как и пришли.
25.
«Повесть временных лет» об осаде КонстантинополяЛетописец Нестор был хорошо
знаком с греческими
письменными источниками,
повествующими об этом набеге
россов на Византию. Спасение
Константинополя он описывает,
используя повествование
греческого историка Георгия
Амартола.
Хроника Георгия Амартола
26.
Чудо Богоматери Одигитрии в ЦарьградеРассказав, как всю ночь в
церкви люди молились
Божией Матери и затем
погрузили край Ризы
Богородицы в море,
летописец Нестор
продолжает: «Была в это
время тишина, и море было
спокойно, но тут внезапно
поднялась буря с ветром и
великие волны, чтобы
разметать корабли
язычников русских, и
прибило их к берегу и
переломало так, что
немногим из них удалось
избегнуть этой беды и
вернуться домой».
27.
Жители столицыВизантии считали
Богоматерь
покровительницей их
города.
Чудесное спасение
Константинополя
28.
Дипломатическое признание РусиМонета царя Константина Мономаха
Историкам, которые не могут поверить в чудесную защиту Божией
Матери, хочется найти земные причины спасения
Константинополя от россов в 866 году. В некоторых источниках
они находят указание на то, что нападавшие получили большой
выкуп и вскоре между Византией и Русью начались
дипломатические переговоры.
29.
Присяга греков и русичейРусское посольство в Константинополе заключило первый в
истории Руси долговременный договор с греками о мире, и даже
много лет спустя на этот договор ссылались греки и русские при
заключении других мирных договоров. Этот договор означал, что
Византия признает Русь как государство.
30.
Фотиево крещениеПочему в истории славяно-византийских взаимоотношений
особое внимание историков привлекает нападение россов на
Константинополь в 866 году? Да потому, что наступившее после
осады города перемирие привело не только к заключению
долгосрочного мира, но и ко крещению россов.
31.
В исторической литературеэто событие получило
название «Фотиево
крещение», потому что оно
было при патриархе Фотии и
совершено его посланниками.
Иногда это событие называют
первым крещением киевских
россов или первым
крещением Руси.
Труворов крест
32.
Как указывается в одномиз греческих источников,
«немного времени
спустя после нападения
славян от россов в
царствующий град
пришло посольство,
просившее сделать их
участниками
Божественного
Крещения, что и было
исполнено».
Ю.Лазарев. Послы Русов
33.
Посмотрим, как патриархФотий характеризует
враждебных россов,
нападавших на Византию, и
как говорит о принятии ими
христианства в своем
послании, написанном спустя
шесть лет после осады
столицы империи.
34.
Вот первая характеристика: «Народ неименитый, народ считаемый низа что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший
имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший
значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и
несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий,
варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный,
незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро
нахлынул на наши пределы, как волна».
Славянское поселение X века
35.
Крещение БолгарииКрещение болгар. Миниатюра из болгарской рукописи. XIV век
В 869 году крещение приняла Болгария.
36.
Первые христиане . Перов В., 1880Патриарх Фотий, обращаясь ко всем христианам Востока по случаю
крещения болгар, писал, что не только болгарский народ переменил
прежнее язычество на веру во Христа, но даже и «многими многократно
прославленные и в жестокости всех превосходящие» россы переменили
язычество на чистую и неподдельную христианскую веру.
37.
«И до такой степениразгорелись у них желание и
ревность веры, что приняли
епископа и пастыря и
лобызают верования христиан
с великим усердием и
ревностью». Точных указаний,
где именно совершено было
крещение россов, не
сохранилось. Число
принявших христианство по
некоторым источникам
исчислялось двумястами
семьями.
38.
Город славян во времена РюрикаПосле этого события еще более столетия на Руси господствовало
язычество. Но «Фотиево крещение», конечно же, не осталось
бесследным. Земля Русская постепенно засевалась семенами веры
христианской, и крещение россов в Константинополе является
одной из самых важных вех предыстории Крещения Руси.
39.
Русские книги в КрымуВ жизнеописании святых братьев Кирилла
и Мефодия сообщается, что Константин
Философ нашел в Крыму Евангелие и
Псалтирь, написанные русскими буквами.
Ученые написали тысячи страниц, пытаясь
определить, что это были за русские буквы,
когда у славян, как предполагается, еще не
было письменности? Это еще одна
историческая загадка.
Равноапостольный
Кирилл
Нестеров М.
40.
Константин Философ нашел то, чтоискал. А искал он начатки или следы
письменности славян, устную речь
которых прекрасно знал с детства.
Может быть, Константин сравнивал
найденные тексты начальных
опытов славянской письменности со
своими опытами славянской
грамоты?
41.
Путешествие Кирилла черезКрым происходило в конце
861 года или даже в начале
862 года. А в следующем,
863 году, Кирилл и
Мефодий отправились в
Моравию с возложенной на
них миссией, в результате
которой, как принято
считать, родились
славянская азбука и
славянская письменность.
Святые Кирилл и Мефодий,
проповедующие славянам
христианство. Рис. Ф. Бронникова
42.
Не следует забывать, что Кирилл был учеником патриархаФотия, который, как мы знаем, не только описал страшное
нападение россов на Константинополь, но и
засвидетельствовал принятие ими крещения.
43.
Византия постепенноуступала Руси в военном
и экономическом
могуществе, но все
больше привлекала
славян своей духовной
культурой. В 60-х годах IX
века некоторые знатные
жители Киева уже были
христианами, а в начале X
века в Киеве стоял храм
во имя пророка Илии.
Храм Пророка Илии (на Подоле,
Киев) в 1692 году на месте
прежней деревянной была
возведена каменная церковь
44.
Христианствосвязывало дружбой
Русь и Византию. Но от
крещения россов в
Константинополе до
принятия христианства
всей Русской землей
должно было пройти
еще больше столетия.
В.М. Васнецов. Крещение Руси
45.
Данная презентация составлена по курсу«Православная культура России»
Пивоваров Б.И., протоиерей, магистр богословия.
Учебное пособие для учащихся старших классов школ,
гимназий и лицеев.
Новосибирск: Православная Гимназия во имя
Преподобного Сергия Радонежского
2002 г.