Становление и развитие социологии
План лекции
История социально-философских взглядов.
Средние века
Эпоха Возрождения
Новое время
Становление теоретической социологии
Социология в России
Современная зарубежная социология
3.36M
Категория: СоциологияСоциология

Становление и развитие социологии

1. Становление и развитие социологии

2. План лекции

1.
2.
3.
4.
История социальнофилософских взглядов
Становление теоретической
социологии
Социология в России
Современная зарубежная
социология

3. История социально-философских взглядов.

Период античности
Основу всех социальных связей, отношений,
взаимодействий составляет государство, связи и
отношения людей в государстве. Понятие
«общество»
является
синонимом
понятию
«государство». К примеру, Платон исходит из того,
что индивид есть гражданин, то есть живущий
среди себе подобных в полисе. Город-государство
является
единственно
возможной
формой
общежития людей, горизонтом всех моральных
ценностей.

4.

По Платону, люди
нуждаясь во многом,
объединяются в городгосударство. Сходной
концепции обществагосударства
придерживался и
Аристотель. С его точки
зрения человек является
существом, которое
живет в государстве и
лишь через него
объединено в некое
сообщество граждан.

5. Средние века

Людей объединяет
связь религиозноцерковная.
Церковный храм,
по представлению
Аврелия
Августина,
является своего
рода обществом в
миниатюре.

6.

Марсилий из Падуи
полагал, что государство
есть совершенное и
самодостаточное
сообщество, которое
основано на разуме и
опыте людей.
Государство – это народ,
организованный в
некую общность,
коммуну.

7.

Николай Кузанский
рассматривает общество
как некий универсум.
Совершенная цельность
универсума больше
просвечивает в человеке,
человек оказывается
совершенным миром, хоть
и малым, оставаясь в то же
время частью большого.

8. Эпоха Возрождения

Складывается модель общества,
которая напоминает общину, где
порядок и моральные устои
регулируются волей бога и
традициями. Человек в такой
социальной системе играет
весьма незначительную роль.
Возрождается представление об
идеальном общественном
устройстве.

9.

Томас Мор представляет то,
чего нет, но то, что должно
быть. Его «Утопия» – это не
программа для
непосредственного
воплощения. Это скорее
общие принципы
построения совершенного
общества, которые могут
стать когда-нибудь нормой.

10.

Ключевым пунктом этой
программы является отсутствие
частной собственности. С
исчезновением неравенства
имущественного, по мысли
Мора, исчезнет и различие в
социальном статусе.

11.

Свою утопию
создает и Томазо
Кампанелла –
«Город Солнца».

12. Новое время

Усилиями Локка, Гоббса,
Лейбница делается
попытка построить науку
об обществе по примеру
естественных наук.

13.

Гоббс полагает, что
наличие у человека
разума заставляет его
умерять животные
страсти, объединяя
усилия в государстве,
которое в состоянии
поддерживать порядок
и равновесие.
Государство выступает
в качестве некой
договорной силы.

14.

Главным в учении Локка
об обществе является
теория естественного
права. С его позиции,
человеку присущи два
состояния: состояние
свободы относительно
своих действий и
распоряжения
имуществом и состояние
равенства, при котором
всякая власть и всякое
право выступают как
взаимные феномены.

15.

16.

Д. Вико выделил в
истории три эпохи:
религиозная,
героическая и
гражданская.
Каждая эпоха имеет
свои нравы,
специфическое
представление о
праве, способах
общения и т.п.

17.

В Новое время появляется два основных
ответа на вопрос, который давно
занимает философов: каков человек от
рождения, существо доброе или,
напротив, злобное и агрессивное?
Гоббс исходил из того, что
естественное состояние человека – это
война всех против всех, а общество и
государство умеряют злобные
инстинкты человека. Руссо, напротив,
полагал, что человек от природы добр,
сострадателен, милосерден, а злым его
делает общество, господствующая в
нем несправедливость.

18.

И. Кант, родоначальник
классической
немецкой философии,
обосновывает
представление о
переходе общества
корпоративного,
средневекового к
обществу
гражданскому,
которое покоится на
иных социальных
связях.

19.

Гегель под
гражданским
обществом он
понимал социальное
пространство между
семьей и
государством.
Гражданское
общество – это такая
совокупность связей
и отношений людей,
в которых каждый
реализует свою волю,
относительно
независимую от
государства.

20. Становление теоретической социологии

21.

22.

23.

24.

Основная мысль
Герберта Спенсера
об обществе состоит
в уподоблении
общества большому,
сложному
организму.

25.

Во-первых, и общество, и организм растут и
развиваются.
Во-вторых, рост общества и организма
сопровождается увеличением сложности их органов
и частей.
В-третьих, дифференциация структуры общества и
организма сопровождается дифференциацией и
усложнением функций всех элементов структуры.
В-четвертых, как в организме, так и в обществе в
ходе эволюции происходит специализация
структур.
В-пятых, в случае нарушения функций общества и
организма отдельные их элементы могут какое-то
время действовать нормально.

26.

27.

28.

Принцип социологизма.
Принцип этот, во-первых,
означает необходимость
объяснения всех
явлений, которые
происходят в обществе
именно социальными
причинами, исключения
стихийных,
неосмысленных подходов
в исследования общества.
Во-вторых, социологизм
означает, что социология
призвана фиксировать и
анализировать
социальные факты.

29.

30.

Карл
Маркс
создал
свою
теорию
общества.

31.

32.

33.

34.

35.

Вебер явился
создателем так
называемой
"понимающей
социологии".

36.

Социология должна,
во-первых, понимать, т.е. исследовать,
реально существующее общество,
выявлять не только общие
характеристики различных проявлений
социального, но и изучать ныне
действующее общество,
во-вторых, должна постоянно выявлять то,
насколько люди понимают, осмысливают
свои действия.

37.

Социальным действие
становится лишь тогда,
когда само действие
рассчитано на реакцию
другого человека либо
совершено под его
воздействием.

38.

39.

Протестантизм
создал свою этику
– трудовую.
Строй побеждает,
когда побеждает
его дух. У
капитализма это
дух наживы.

40. Социология в России

Географическая школа.
Л.И. Мечников
связывает проблему
географического фактора
с материальными
условиями жизни людей,
впервые исследует не
только влияние
природной среды на
общество, но и влияние
социальных систем на
природу. Социальный
прогресс Мечников
связывает со степенью
сплоченности людей.

41.

Эпохи:
- Речная
- Морская
- Океаническая

42.

Натуралистическая школа
А.И. Стронин
Развитие общества
происходит на основе
биологических законов.
Строение общества
выглядит в виде
пирамиды, вершину
которой составляют
законодатели, судьи,
управленцы,
цементирующую
сердцевину – класс
собственников, в
основание – земледельцы
и ремесленники.

43.

Субъективная школа
П.Л. Лавров
Н.К. Михайловский
С.Н. Южаков

44.

45.

Психологическое
направление
Е.В. Де Роберти
Н.И. Кареев

46.

Концепции представителей этого
направления развивались под сильным
воздействием позитивизма. Отсюда и
принцип психологического
редуцирования, то есть сведение всех
социальных явлений и процессов к
явлениям сугубо психологическим.
Названные социологи полагали, что
Конт допустил неоправданный скачок
от биологии к социологии, минуя
психологию.

47.

Плюралистическое
направление
М.М. Ковалевский

48.

1. Сторонник теории многофакторного развития
общества, то есть невозможности сведения всего
многообразия условий и причин движения
общества к одному, пусть даже очень важному
фактору, каким, к примеру, марксизм полагал
общественное производство материальных благ.
Общество развивается при сложной
взаимообусловленности географических,
экономических, политических, религиозных и
иных характеристик.

49.

2. Центральной категорией является
понятие прогресса, которым, по его
мнению, выражается основной закон
социологии. Под прогрессом понимал
непрерывное и самопроизвольное развитие
ценностей, создаваемых человеком,
поступательное, без перерывов движение к
лучшим условиям жизни и труда. История
человечества, с его точки зрения, - не
нагромождение случайных явлений, а
глубоко закономерный процесс.

50.

Интегральная
социология
П.А. Сорокина
(1889 – 1968).

51.

1. Социология должна быть
интегральным социальным
знанием, т.е. не простой суммой
всех данных, что дают
конкретные отрасли социального
познания, а именно их
интегралом, сложным единым
целым всего, что дают все
остальные науки об обществе и
человеке.

52.

53.

Социология советского периода
истории российского общества, то
сразу можно констатировать, что
она распадается на два этапа.
Первый длится с 1917 по конец
1920-х годов. Второй начался в
конце 1950-х годов и продолжался
до начала 1990-х, т.е. до окончания
советского периода истории
российского общества.

54. Современная зарубежная социология

Структурный функционализм – Т.
Парсонс
Функционализм – Р. Мертон
Теория социального конфликта – Р.
Дарендорф, Л. Козер
Теория индустриального и
постиндустриального общества У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон
Теория информационного
общества – М. Кастельс
English     Русский Правила