Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925).
О появлении на свет
О детстве писателя
О детстве писателя
Аверченко-подросток
Аверченко-подросток
Начало литературной деятельности
«Сатирикон»
О творческой манере писателя
Юмор писателя
Сатирики из журнала "Новый Сатирикон" Аркадий Аверченко, Владимир Азов, Аркадий Бухов и Исидор Гуревич предложили свой вариант
«Король смеха»
Эмиграция
«Дюжина ножей в спину революции»
2.82M

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925). Очерк жизни и творчества

1. Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925).

Очерк жизни
и творчества

2. О появлении на свет

«Еще за пятнадцать минут до
рождения я не знал, что появлюсь на
белый свет. Это само по себе пустячное
указание я делаю лишь потому, что
желаю опередить на четверть часа всех
других замечательных людей, жизнь
которых с утомительным однообразием
описывалась непременно с момента
рождения»,
так в 1910 году в сборнике «Весёлые устрицы»
начал изложение своей биографии Аркадий
Аверченко.

3. О детстве писателя

Родился 15 марта (27 н.с.)
1880 г. в Севастополе в
семье купца небогатого купца
Тимофея
Петровича
Аверченко и Сусанны
Павловны Софроновой,
дочери отставного солдата
с Полтавщины.
Получил
домашнее воспитание, так
как из-за плохого зрения и
слабого здоровья не мог
учиться в гимназии. Очень
много и без разбора читал.

4. О детстве писателя

Материальное
благополучие
не
грозило семье будущего писателя.
Незадачливый предприниматель
Аверченко-старший не обращал на
сына никакого внимания, так как — по
свидетельству последнего — по горло
был занят своими собственными
хлопотами и планами: каким бы
образом поскорее разориться?
«Это было мечтой его жизни, и нужно
отдать ему полную справедливость —
добрый
старик
достиг
своих
стремлений самым добросовестным
способом. Он это делал при соучастии
целой
плеяды
воров,
которые
обворовывали
его
магазин,
покупателей,
которые
брали
исключительно и планомерно в долг, и
— пожаров, испепелявших те из
отцовских товаров, которые не были
растащены ворами и покупателями».

5. Аверченко-подросток

В
пятнадцать лет поступил на
работу
младшим
писцом
в
транспортную контору.
Через год уехал из Севастополя и
стал работать конторщиком на
Брянском угольном руднике, где
прослужил три года.
В 1900 г. переехал в Харьков.

6. Аверченко-подросток

«Работа на руднике была для меня наименее
подходящей,

вспоминал
Аверченко
впоследствии, — и потому, вероятно, я и
очутился там по совету своего опытного в
житейских
передрягах
отца...
Это был самый грязный и глухой рудник в
свете. Между осенью и другими временами
года разница заключалась лишь в том, что
осенью грязь там была выше колен, а в другое
время — ниже».

7. Начало литературной деятельности

В
1903 г. в харьковской газете
"Южный край" был опубликован
первый рассказ Аверченко «Как мне
пришлось застраховать жизнь».
В 1906 г. становится редактором
сатирического журнала «Штык».
После закрытия этого журнала
возглавляет следующий - "Меч", тоже вскоре закрытый.

8.

В 1907 переезжает в
Петербург и сотрудничает
в сатирическом журнале
"Стрекоза",
позднее
преобразованном
в
"Сатирикон".
Затем
становится постоянным
редактором
этого
популярного издания.

9. «Сатирикон»

Обложка журнала 1908 г.
Карикатуры из журнала
«Сатирикон»

10. О творческой манере писателя

Действие
сатирических
рассказов и сценок Аверченко
чаще всего происходит в сфере
будничной жизни большого
города. В них критикуются
общечеловеческие
слабости,
гораздо менее - политические
условия. Аверченко повествует
о "быте", который заслонил
собой "событие" - только что
отгремевшую революцию 19051907 гг. Его герой - российский
обыватель,
стремящийся
избежать
потрясений
революции.

11. Юмор писателя

Аверченко
часто
пользуется фантастикой,
доводя комизм ситуации
до абсурда. Но в основе
самых
нелепых
и
смешных ситуаций у него
всегда лежит абсурдная в
своей
нелепости
российская
действительность периода
реакции.

12.

Свой задорный "краснощёкий" юмор
Аверченко предлагает читателю как
лекарство от тоски и уныния. Идеал
писателя - любовь к жизни во всех ее
проявлениях, основанная на "простом
здравом смысле".

13. Сатирики из журнала "Новый Сатирикон" Аркадий Аверченко, Владимир Азов, Аркадий Бухов и Исидор Гуревич предложили свой вариант

Сатирики из журнала
"Новый Сатирикон"
Аркадий Аверченко,
Владимир Азов,
Аркадий Бухов
и Исидор Гуревич
предложили свой вариант
толкования слов,
пародийный, и, надо
признать, создали своего
рода энциклопедию
остроумия.

14.

АДЪЮТАНТ (франц.) - прощальное приветствие. В
переводе - прощай, тетка.
ДЕНЬГИ
ДИАБЕТ - небольшой сахарный завод на одну персону.
ДОМОСТРОЙ - старинное руководство для архитекторов.
ЛОНДОН - проехав Северное море до устья реки Темзы,
взять
вправо.
-
НАИВНОСТЬ
непереводимое.
-
парадный
Особенно
мундир
у
богатых.
глупости.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - наследство, которое нельзя
спустить.

15.

В 1910 г. Аркадием Аверченко
написана «Всеобщая история,
обработанная «Сатириконом».
Перед нами не просто исполинский
капустник длиной во всю человеческую
историю, а еще и почти единственный у
нас образец черного юмора – особенно
черного, если вспомнить, какое у этой
«Истории» (и просто истории) в XX веке
было продолжение. Книга, созданная
великими сатириками своего времени –
Тэффи, Аверченко, Дымовым и О. Л.
д'Ором, – не переиздавалась три четверти
века, а теперь изучается в начальной
школе на уроках внеклассного чтения. То,
что веселило искушенных интеллигентов
начала XX века, осталось таким же
смешным (но и познавательным) и в
начале XXI века.

16.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его
известным всей читающей России: "Веселые устрицы",
"Рассказы (юмористические)", «Зайчики на стене».
"...их автору суждено стать русским Твеном...", проницательно заметил В. Полонский.

17. «Король смеха»

Вышедшие в 1912 книги
"Круги по воде" и "Рассказы для
выздоравливающих" утвердили за
автором звание
"короля смеха".

18.

Февральскую революцию Аверченко встретил
восторженно, но Октябрьскую - не принял.
Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в
газетах "Приазовский край" и "Юг", выступает с
чтением своих рассказов, заведует литературной
частью в "Доме Артиста". В это же время пишет
пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со
смертью", а в апреле 1920 организует свой театр
"Гнездо перелетных птиц".

19.

Сам Аверченко заявлял, что его
юмор - беспартийный, но
Советская
власть
с
этим
категорически не согласилась. И
закрыла «Новый сатирикон».
Аркадий
Тимофеевич,
не
дожидаясь дальнейший событий
при объявленном «красном
терроре»,
спешно
оставил
Петроград.
Странствуя,
к
апрелю 1919 г. добрался до
Севастополя. По дороге писал
новые рассказы, читал их со
сцены, сотрудничал с театрами.

20. Эмиграция

С 1922 г. жил в Праге,
совершая
кратковременные
поездки в Берлин, Польшу,
Румынию, Прибалтику.
Написал
сборник
памфлетов "Дюжина ножей
в
спину
революции"
Зарисовки
эмигрантского
быта
окрашены
горькой
иронией,
светлый
юмор
заменяется
желчным
сарказмом.

21.

«Союз русских писателей и
журналистов», созданный в Праге
в 1922 году, объединял более сотни
членов. Среди знаменитостей, кроме
Марины Цветаевой, были Аркадий
Аверченко, Василий НемировичДанченко, Евгений Чириков.
Прославленный
редактор
"Сатирикона"
и
"Нового
Сатирикона"
предпочел
Прагу,
опасаясь, что в неславянской стране
не сохранится как русский писатель.
Веселое остроумное перо Аверченко
и в самом деле легко преодолело
языковую границу: на чешский его
много
переводили
и
щедро
печатали.

22.

В 1924 г. Аверченко
переносит
операцию
по
удалению
глаза,
после
которой долго не может
оправиться; вскоре резко
прогрессирует
болезнь
сердца.
Скончался в Пражской
городской
больнице
22
января (3 марта н.с.) 1925
г. Похоронен в Праге на
Ольшанском кладбище.

23.

24.

В 1921 г. в Париже вышел сборник
«Дюжина
ножей
в
спину
революции».
Известно, что вождь пролетарской
революции В.Ульянов (Ленин), отозвался
об
этом
издании
как
о
«высокоталантливой книжке ...
озлобленного до умопомрачения
белогвардейца».
Ильич вообще считал Аверченко врагом
не слабее Колчака и Деникина, может,
потому и назвал его белогвардейцем.
Ведь уже в предисловии автор заявляет:
«...Не будем обманывать и себя и
других; революция уже кончилась,
и кончилась она давно! Начало ее светлое,
очищающее
пламя,
средина - зловонный дым и
копоть,
конец
холодные
обгорелые головешки. Разве мы
сейчас не бродим среди давно
потухших головешек - без крова и
пищи,
с
глухой
досадой
и
пустотой
в
душе...»

25. «Дюжина ножей в спину революции»

Вопросы
1.
Как вы понимаете название сборника?
2. Как автор разъясняет общий смысл и идейнохудожественную
направленность
своего
сборника?
3. Согласны ли вы с авторской позицией по
отношению к революции?
4. В идейно-композиционной структуре сборника
особую прием контраста. Как вы считаете
почему? С какой целью автор его использует?
5.
Какой
рассказ
произвел
наибольшее
впечатление? Почему?

26.

Анализ рассказа
А. Аверченко
«Черты из жизни рабочего
Пантелея Грымзина»

27.

Ю́мор — деятельность человека, направленная на
вызывание смеха у окружающих. В более широком
понимании — любые жизненные явления, ситуации, а
также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные
вызвать эти эмоции.
Сатира (лат. satira) — проявление комического в
искусстве,
представляющее
собой
поэтическое
унизительное обличение явлений при помощи различных
комических средств: сарказма, иронии, гиперболы,
гротеска, аллегории и др.
Абсу́рд
(от
лат.
absurdus,
«нестройный,
нелепый»;«исходящий от глухого») — нечто нелогичное,
нелепое, противоречащее здравому смыслу.

28.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в
котором истинный смысл скрыт или противоречит
(противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт
ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он
кажется.
Сарказм — это жёсткая насмешка, которая может
открываться позитивным суждением, но в целом всегда
содержит негативную окраску и указывает на недостаток
человека, предмета или явления, то есть того, в отношении
чего происходит.
Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый»;
«комичный») — вид художественной о́бразности,
комически
или
трагикомически
обобщающий
и
заостряющий
жизненные
отношения
посредством
причудливого и контрастного сочетания реального и
фантастического, правдоподобия и карикатуры.

29.

Анализ рассказа
А. Аверченко
«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»
- На сколько частей делится рассказ «Черты из жизни
Пантелея Грымзина»?
- Запишите, какой период времени охватывает в своём
рассказе Аверченко.
- Какой политический режим существовал в России во
времена описываемых Аверченко событий?
- Назовите героев и персонажей рассказа.
- Обратите внимание на фамилию главного героя. Что она
обозначает? Как называется такой приём в литературе?

30.

Фамилия главного героя – Грымзин.
В словарях мы находим следующее определение
этому слову:
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова:
ГРЫМЗА, грымзы, ж. (просторечн. бран. ). Старый ворчун,
ворчунья.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.
Ефремовой:
Грымза - м. и ж. разг.-сниж. Старый и ворчливый человек.
Толковый словарь живого великорусского языка
В.И. Даля:
ГРЫМЗА об. моск. симб. бранное старый хрыч, дрянной
старичишка; старая карга; брюзгач, воркун.
Такой приём называется
говорящей фамилии.

использование

31.

- Почему Пантелей «саркастически» спрашивает у
сапожника о кресте? Какова символика креста в
мировой литературе и культуре?

32.

- Выпишите из каждой части рассказа всё, что покупает
сам Грымзин, и то, к чему, как ему кажется, имеют доступ
богачи. Что вы заметили? Сделайте вывод.
1-я часть:
Грымзин: « … полфунта ветчины, коробочку шпрот,
булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и
десяток папирос»
Богачи: « … пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и
ананасы»
2-я часть:
Грымзин: «Купил фунт полубелого хлеба, бутылку
ситро»
Богач: «… ест нежную розовую ветчину, объедается
шпротами и белыми булками, заливает себе
горло
настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы»

33.

То, что в одну эпоху являлось доступным
простому человеку из рабочего класса, то в
другую эпохи оказывается предметом
роскоши, недоступным и запретным. Мир
переворачивается. Происходит смешение,
казалось бы, несовместимых вещей. Такой
приём называется гротеск.

34.

- Выпишите из текста цитату, которая, на ваш
взгляд, наиболее точно определяет основную
мысль рассказа.
«Почему одним всё, другим – ничего?..»

35.

Особенности творческой манеры Аверченко
Аверченко проводит параллели между царской Россией,
в которой он родился, и Советской властью, в эпоху
которой ему довелось жить. Принцип мироустройства,
как мы видим, по Аверченко, не меняется. Существуют
определённые классы людей, занимающие свою нишу в
обществе: это богатые и бедные. Поэтому мысль о
равенстве всех людей, распространённая среди
советских идеологов, кажется утопической. Это
недостижимый идеал.
С помощью приёмов комического Аверченко показывает
«изнанку» жизни. Весь рассказ построен на внутреннем
монологе героя. Много повторов, деталей, глаголов
(придаёт действию динамизм), что также является
отличительной чертой творческой манеры писателя.
English     Русский Правила