Похожие презентации:
Особенности Просвещения в Германии
1. Особенности Просвещения в Германии
2.
• 1. Особая ситуация – Германия былаполитически и экономически
раздроблена. Поэтому литература
получила особое значение – она
выступала за национальное объединение
и ставила насущные социальные
вопросы. Литература стала центром
национальной жизни.
3.
• 2. Просвещение в Германии развивалосьпозже, чем в других странах, медленнее и
труднее. Всю первую половину века
Просвещение не ставило серьёзных
политических и социальных проблем.
4.
• 3. Для раздробленной Германии характернообразование различных культурных
центров, сменявших друг друга или
сосуществовавших. Они возникали в
княжеских резиденциях, в университетских
и вольных имперских городах – базах
духовной культуры (Лейпциг, Гамбург,
Гёттинген, Веймар)
• 4. Немецкое Просвещение разрабатывало
больше философские и теоретические
проблемы (эстетика, история, философия
культуры и языка).
5.
• 5. В первую половину века Просвещениеразвивалось замедленно, затем наоборот
убыстренными темпами. 1 период
Просвещения: 1-ая половина XVIII в. (до
1750-ых гг.). Представитель – И.К. Готшед
(1700–1766) – теоретик литературы,
драматургии, дидактик. Ведущее
направление в этот период –
классицизм.
6.
• 2 период – середина XVIII в. (1750 – 60-е гг.)– Расцвет Просвещения. Представители –
Лессинг, Виланд, Клопшток, Винкельманн.
Г.Э.Лессинг (1729–1781).
• Самый значительный теоретик литературы
и драматург, «отец новой немецкой
литературы» (Чернышевский). Вклад его в
немецкую культуру настолько значителен,
что о его времени говорят как об «эпохе
Лессинга».
7.
• С именем Лессинга связано развитиепросветительского реализма. Лессинг
критикует классицизм с позиций
требований нового времени, формулирует
принципы новой немецкой национальной
драмы, предлагает новую систему
драматических жанров. Он считает, что
характеры героев должны быть
«реальными», «обыкновенными»,
«будничными». Театр должен быть
правдивым и иметь воспитательное
воздействие. В центре его собственных
драм – герой, отстаивающий своё право на
личную свободу, уважение и достоинство.
8.
• Лессинг обратился к жанру «мещанскойдрамы» Здесь семейные, личные
отношения отражают общественные
конфликты. Главная причина трагедий
героев – произвол «сильных мира сего»,
тирания, коварство, деспотизм. Самые
известные пьесы: «Натан Мудрый»,
«Мисс Сара Симпсон», «Эмилия
Галотти».
9.
• 3 период: 1770–80-е гг. – ПозднееПросвещение.
• В последнюю треть века в немецкой
литературе происходит бурное развитие,
в ней сосуществуют и сменяют друг друга
самые противоречивые тенденции. Всё
большее внимание привлекают идеи
сентиментализма, который начал
развиваться ещё с 1740-х гг. В этот период
творили два великих классика немецкой
литературы – Фридрих Шиллер и Иоганн
Вольфганг Гёте.
10.
• Два самых крупных явления немецкойлитературы этого периода – это движение
«БУРЯ И НАТИСК» и течение
«ВЕЙМАРСКАЯ КЛАССИКА».
• Движение «Буря и натиск» – немецкий
вариант позднего европейского
сентиментализма. Теоретиком был Гердер.
Оно развивалось в 2 периода:
1) 1770-е гг. (Гердер; Гёте);
2) конец 1770-х–1 пол. 1780-х гг. (Шиллер).
11. Основные особенности мировоззрения и эстетики
Основные особенностимировоззрения и эстетики
• 1. Общие принципы сентиментализма –
руссоизм, культ природы и чувства,
противопоставление страсти рассудку.
• 2. Критический дух, отрицание
деспотизма. Протест против любого
насилия над личностью.
• 3. В других странах – отдельные
писатели, в Германии – целое движение
(более 30 человек).
12.
• 4. Историзм, культ германской старины.Интерес к фольклору.
• 5. Тип героя: яркая, сильная личность,
индивидуалист, который вступает в
конфликт с косной средой.
• 6. Многожанровость: поэзия, проза,
драматургия, теоретические работы
Произведения Гёте и Шиллера периода
«Бури и натиска»: Гёте – роман «Страдания
юного Вертера»; Шиллер – драмы
«Разбойники», «Коварство и любовь».
«Веймарская классика» – период позднего
творчества Гёте и Шиллера. Термин
происходит от названия города Веймар, где
жили Гёте и Шиллер.
13.
• 1) «Классический период» связан свозвращением к принципам античного
искусства, но в новом качестве. Античность
воспринималась великими поэтами не как
предмет для копирования, а как источник
вдохновения. Гёте и Шиллер считали
главной целью и современного, и античного
искусства гуманизм. Важно не копировать
античное искусство, а искать, стремиться
вперёд, к будущему.
• 2) Стремление отразить в искусстве
«вечные» вопросы, к обобщениям,
всемирно-историческим, философским
проблемам. «Великие образы», высокие
идеи.
14.
• 3) Новый тип героя: обобщённый образ, болееидеализированный и эстетизированный.
Произведения Шиллера периода Веймара:
драмы «Орлеанская дева», «Мария Стюарт»,
«Вильгельм Телль»; исторические и
теоретические трактаты баллады. Произведения
Гёте периода Веймара: статьи по искусству,
драмы баллады, дилогия романов «Годы учения
Вильгельма Майстера» и «Годы странствий
Вильгельма Майстера», автобиографическая
книга «Поэзия и правда», закончен «Фауст».
15.
• Философская трагедия «Фауст» являетсяглавным произведением всей жизни великого
Гёте (он создавал её в течение всего творчества –
почти 60 лет – и закончил перед смертью) и
главным произведением всей классической
эпохи. «Фауст» – это своеобразный итог всего
века и развития европейской литературы целой
эпохи. Произведение строится на основе
средневековой легенды о чернокнижнике
Фаусте, который продаёт душу дьяволу. Гёте
переосмысливает этот известный сюжет в духе
просветительских и гуманистических идей.
16.
• Фауст – учёный, стремящийся не только к самымшироким знаниям, но и приходящий к мысли о
необходимости служения знаний людям. Герой
проходит множество испытаний. Его
сопровождает Мефистофель – чёрт, «дух
отрицания». Это две вечные
противоположности: Фауст – созидатель, он
неудовлетворён своими достижениями, он в
вечном поиске; Мефистофель – циник,
пресыщенный знанием о жизни и людях, он
пытается доказать, что люди хуже животных, что
они растрачивают свой разум впустую.
17.
• Договор человека и чёрта должендоказать или опровергнуть основную
проблему: в чём суть человека, смысл его
существования – в высоких стремлениях
или в земном, сиюминутном,
прозаическом? Творчеством Гёте и
Шиллера завершается целая эпоха в
искусстве XVII–XVIII веков. Оно
развивалось позднее и «перешагнуло»
границу нового XIX века.