Философия эпохи Просвещения
Общая характеристика эпохи Просвещения
Общая характеристика эпохи Просвещения
Основные идеи:
Английский скептицизм
Английский скептицизм
Английский скептицизм
Французское просвещение
Французское просвещение
Французское просвещение
713.85K
Категория: ФилософияФилософия

Философия эпохи просвещения

1. Философия эпохи Просвещения

ФИЛОСОФИЯ
ЭПОХИ
ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
АНГЛИЙСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

2. Общая характеристика эпохи Просвещения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Термин «просвещение» пришёл в русский язык, как и в
английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der
Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и
преимущественно относится к философскому течению
XVIII века.
Просвещение считают не столько комплексом идей,
сколько определенным направлением философской
мысли. В основе философии Просвещения лежала
критика существовавших в то время традиционных
институтов, обычаев и морали.

3. Общая характеристика эпохи Просвещения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоха просвещения охватила ряд стран:
Англия - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.
Франция - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дидро.
Германия - Лессинг, Гердер, Кант.
Россия - Новиков и Радищев.

4. Основные идеи:

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
1. Tabula rasa (лат. «чистая доска») —отдельный
человеческий индивид рождается без врождённого или
встроенного умственного содержания, то есть чистым,
его ресурс знаний полностью строится из опыта и
чувственного восприятия внешнего мира.
2. Просвещение. Путем обучения и
воспитания отдельных людей можно
искоренить социальное зло.

5.

3. Рационализм в мировоззренческом плане.
Вера в разумное устройство мира. Суду разума
все подвластно.
4. Сциентизм. Вера в то, что наука способна
решить все проблемы социального и
индивидуального бытия человека.
5. Прогресс. Идея о том, что человечество
развивается по пути всё большего
политического и социального прогресса.

6. Английский скептицизм

АНГЛИЙСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ
Джордж Бе́ркли (англ. George Berkeley;
12 марта 1685 — 14 января 1753) —
английский философ, известный своей
системой спиритуалистической
философии; епископ Клойнский (англ.
Cloyne) в Ирландии.

7.

Одно из основных положений берклианской
концепции — «существовать — значит быть
воспринятым» (esse est percipi).
«Странным образом среди людей
преобладает мнение, что дома, горы, реки,
одним словом, чувственные вещи имеют
существование, природное или реальное,
отличное от того, что их воспринимает
разум».
Никакой материи, субстанции, которая
отражалась бы в наших восприятиях, нет.

8. Английский скептицизм

АНГЛИЙСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ
Дэвид (Давид, Дейвид) Юм (англ. David
Hume; 7 мая 1711 года Эдинбург — 25 августа
1776 года, там же) — шотландский философ,
представитель эмпиризма и агностицизма,
предшественник позитивизма, экономист и
историк, публицист, один из крупнейших
деятелей шотландского Просвещения.

9.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все
наши идеи восходят к опыту, впечатлениям.
Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на
впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания
и образы воображения).
Каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что
существует, по меньшей мере, три гипотезы:
Существуют образы объективных предметов (теория
отражения, материализм).
Мир — это комплекс ощущений восприятия
(субъективный идеализм).
Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом,
высшим духом (объективный идеализм).

10. Английский скептицизм

АНГЛИЙСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ
Вопрос о том, каков источник ощущения —
принципиально не разрешимый вопрос. Всё
может быть, но мы никогда не сможем это
проверить. Никаких доказательств
существования мира не существует. Нельзя ни
доказать, ни опровергнуть.
Причинно-следственные связи в теории
Юма — это результат нашей привычки. А
человек — это пучок восприятий.

11. Французское просвещение

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа
(1694 — 1778) — философ, писатель,
публицист, один из основоположников
французского Просвещения.

12.

Страстно выступал против религии, особенно католицизма (в
отношении религии ему принадлежит известное высказывание:
«Раздавите гадину!»
Считал Бога основателем окружающего мира,
связующим началом всего сущего, однако был
убежден, что никакая теория и практика не
сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни
Его отсутствие (Деизм).
В отношении познания выступал за совмещение
эмпиризма и рационализма, отдавая
предпочтение первому.

13. Французское просвещение

ФРАНЦУЗСКОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Шарль-Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и
де Монтескьё (фр. Charles-Louis de
Seconda, Baron de La Brède et de
Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля
1755) — французский писатель, правовед
и философ, автор романа «Персидские
письма», статей из «Энциклопедии, или
Толкового словаря наук, искусств и
ремёсел», труда «О духе законов» (1748),
сторонник натуралистического подхода в
изучении общества.

14.

Считал, что история делается людьми, а не в силой
Божественного предопределения;
• видел влияние климата и географии на устройство
общества (южные страны с жарким климатом обычно
тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом — к
демократии, среднеевропейские с умеренным климатом
периодически переходят от деспотизма к демократии и
наоборот);
• считал, что люди создали государство на основе
«общественного договора», который предусматривал
взаимное признание прав и обязанностей друг друга и
возникновение публичной власти;
• выдвинул идею «разделения властей» — то есть
разделение государственной власти в целях ее более
эффективного функционирования и предотвращения
деспотизма на три ветви — законодательную,
исполнительную и судебную;
• выступал за верховенство закона.

15. Французское просвещение

ФРАНЦУЗСКОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques
Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля
1778, Эрменонвиль, близ Парижа) —
французский писатель, мыслитель,
композитор.

16.

Считал главной причиной противоречий в обществе
частную собственность;
• обосновал право народа на восстание (угнетенное,
лишенное прав и собственности большинство имеет
право свергнуть паразитирующее меньшинство и
властителя и создать общество по собственному
усмотрению);
в справедливом, идеальном обществе все должны
обладать равными правами, а частная собственность
равномерно должна быть распределена между всеми
гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не
для обогащения);
власть должна осуществляться не через парламент, а
гражданами — непосредственно через собрания, сходы.

17.

Вопросы?
English     Русский Правила