Похожие презентации:
Философия эпохи Просвещения
1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
2.
Эпоха Просвещения – Век Разума3.
Идейное течение XVII - XVIII вв., основанноена убеждении в решающей роли разума и
науки в познании природы и общества.
4. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоха Просвещения — эпохадуховного развития европейского
общества XVII—XVIII веков, основой
для которой стал рационализм.
Начавшись в Англии, Франции,
Нидерландах, Германии ,это движение
распространилось на всю Европу,
включая Россию, и сформировало
новые идеи в науке, культуре,
политике.
Рационализм (от лат. rationalis — разумный) —
философское направление, признающее
разум основой познания и поведения людей,
источником и критерием истинности
5.
Энциклопедисты - коллектив авторовфранцузской "Энциклопедии, или
Толкового словаря наук, искусств и
ремесел", изданной в 1751—80.
Вдохновители и редакторы
"Энциклопедии" — Д. Дидро и Ж. Л.
Д'Аламбер.
В создании "Энциклопедии" активно
участвовали Вольтер, Э. Кондильяк, К.
Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, А.
Тюрго, Г. Рейналь, Ж. Бюффон; в ней
сотрудничали передовые ученые,
писатели, инженеры.
6. ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
Реформирующиеся монархии эпохипросвещения
Мария-Терезия
Фридрих II
Екатерина II
7.
ВОЗРОЖДЕНИЕГУМАНИЗМ
XIV—XVI ВЕКОВ
РЕФОРМАЦИЯ XVI в.
Вспомним определения этих понятий
8. ВОЗРОЖДЕНИЕ - ренессанс — эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран в XIV—XVI вв., переходная от
ВОЗРОЖДЕНИЕ - РЕНЕССАНС — ЭПОХА В КУЛЬТУРНОМ ИИДЕЙНОМ РАЗВИТИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В XIV—
XVI ВВ., ПЕРЕХОДНАЯ ОТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ К
КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ : СВЕТСКИЙ,
АНТИКЛЕРИКАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР , ГУМАНИЗМ , ОБРАЩЕНИЕ К
НАСЛЕДИЮ АНТИЧНОСТИ
ГУМАНИЗМ ▬ признание ценности человека как
личности, его права на свободное развитие и
проявление своих способностей, рассмотрение
блага человека как критерия оценки общественных
отношений.
РЕФОРМАЦИЯ — массовое социально-политическое
движение XVI в. в Европе против феодализма за
реформу и обновление католической церкви.
9. Сущность Просвещения
Модернизация –формирование
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ,
разрушение основ старой
традиционной (аграрной) цивилизации
10. МОДЕРНИЗАЦИЯ в экономике
Урбанизация –сосредоточение экономической жизни
и больших масс людей в городах, рост городов
Индустриализация –
активное использование машин в производстве,
бурное развитие техники
11. МОДЕРНИЗАЦИЯ в общественно-политической жизни
Демократизация –формирование предпосылок возникновения
правового государства и гражданского общества
Буржуазные революции –
коренная ломка
феодально-абсолютистских общественных
отношений
и переход к буржуазно-демократическим
принципам управления государством
(провозглашение социального равенства,
гражданских прав и свобод)
12. МОДЕРНИЗАЦИЯ в духовной жизни
Секуляризация –отделение науки от религии,
освобождение многих сторон жизни общества
от воздействия религии и церкви
Повышение роли науки и образования в
обществе
Изменение системы ценностей человека –
пропаганда идеи прогресса –
закона постепенного совершенствования
Человечества
посредством просвещения и нравственного
воспитания
13. ПРОСВЕЩЕНИЕ
прогрессивное течение в науке икультуре конца XVII-XVIIIвв.
деятели которого (просветители)
боролись за установление “царства
Разума”,
широкое распространение образования
и научных знаний,
“общественное равенство” людей
14.
Экономическая сфераПредпринимательство
рынок
конкуренция
Политическая сфера
свобода
равенство
Социальные учения
Духовная сфера
Новое мировоззрение
Рационализм
секуляризация
Социальная сфера
Размывание сословий
Новые классы общества
15.
ИММАНУИЛ КАНТОбосновал идеи
рационализма,
народовластия,
разделения
властей, учение о
праве и
нравственности
ДЖОН ЛОКК
Создал теорию
естественного
права, гражданского
общества и
правового
государства
принципов
демократической
революции
АДАМ СМИТ
Изложил систему
свободного рынка
и конкуренции на
основе
экономических
законов спроса и
предложения, а не
политического
вмешательства
16.
ЖАН-ЖАК РУССОДЕНИ ДИДРО
ТОМАС ГОББС
Развил теорию
Материалист,
Создал теорию
общественного
рационалист, автор
общественного
новых жанров в драме договора, народного
договора, принцип
суверенитета,
и литературе,
равенства, разработал
республики,
выступал за равенство,
методы научного
современного
Продал библиотеку
анализа – индукцию и
избирательного
Екатерине II. Сторонник
дедукцию. Сторонник
права. Рационалист
просвещенной
секуляризации
в политике
монархии.
17.
1. Обвинял церковь в алчности и жесткости2. Утверждал равенство всех.
3. Выступал за отмену частной собственности
и уравнительное распределение.
В «Завещании» содержались критика тогдашней действительности,
идеи атеизма, мечты об идеальном общественном устройстве.
«Завещание», согласно автору, содержит осуждение «ошибок,
заблуждений, бредней, безумств и злодеяний людских».
Общественный идеал Мелье — это единая семья-община, в которой
все люди совместно владеют всеобщими благами, трудятся с
удовольствием и любят друг друга как братья. Для того, чтобы
прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость
тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди
которых первое место занимает религия.
18.
«ERGO, COGITO SUM»«МЫСЛЮ, ЗНАЧИТ
СУЩЕСТВУЮ»
Дени Дидро
19.
ДЖОНАТАН СВИФТАнглийский писатель-сатирик,
публицист, поэт и общественный
деятель. Свифт решительно выступал
против всех видов тирании, против
насилия и беззакония, критиковал
церковь.
20.
Поставил автор цель благую —Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…
Сдержи перо он и язык,
Он в жизни многого б достиг.
Но он не помышлял о власти,
Богатство не считал за счастье…
Джонатан Свифт
21. НЬЮТОН
Английский математик, механик,астроном и физик, создатель
классической механики.
22. ВОЛЬТЕР
Французский писательи философ просветитель
23. Фридрих ШИЛЛЕР
Немецкий поэт,драматург и
теоретик
искусства
Немецкий поэт,
естествоиспытатель
и мыслитель
24.
Немецкий композитор,создатель
классической
органной музыки
25. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ
изменения в этике исоциальной жизни
Европы и Америки
расширение
прав
граждан
превращение
феодальных
государств в
национальные
призыв к
политической
централизации
поколебали авторитет
аристократии и влияние
государственной церкви
26. Историческое значение идей просветителей
Повлияли на формирование европейской
литературы – господство рационализма
Положили начало теории «естественного права»,
теории разделения властей, экономическим идеям
свободного рынка
Положили начало современной науке, дали новые
методы анализа
Идеи Просвещения лежат в основе политических
свобод и демократии, а также организации
государства как самоуправляемой республики,
религиозной толерантности, рыночных
механизмов, капитализма, научной картины мира
Оказали влияние на французскую буржуазную
революцию - подготовили ее программу.
27.
РУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИРадищев
Александр
Николаевич
Екатерина II
Денис Фонвизин
знаменитый
русский
писатель
28. Важнейшие представители
Михайло Ломоносов (1711—1765), Россия, естествоиспытатель и
поэт, один из авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
Иван Дмитревский (1736—1821), Россия, актер и драматург.
Иван Шувалов (1727—1797), Россия, государственный деятель и
меценат.
Екатерина II (1729—1796), Россия, императрица, меценат и
литератор.
Александр Радищев (1749—1802), Россия, писатель и философ.
Михаил Щербатов (1733—1790), Россия, историк и публицист.
Иван Бецкой (1704—1795), Россия, государственный деятель.
Платон (Левшин) (1737—1812), Россия, церковный деятель и
историк церкви.
Денис Фонвизин (1745—1792), Россия, литератор.
Владислав Озеров (1769—1816), Россия, поэт и драматерг.
Яков Княжнин (1742—1791), Россия, писатель и драматург.
Гавриил Державин (1743—1816), Россия, поэт и государственный
деятель.
Николай Шереметев (1751—1809), Россия, меценат.
Себастьян Жозе Помбал (1699—1782), Португалия, государственный
деятель.
Бенито Фейжоо (1676—1764), Испания, церковный деятель.
Шарль Луи Монтескьё (1689—1755), Франция, философ и правовед,
один из авторов теории разделения властей.
29.
Леандро Фернандец де Моратин (1760—1828), Испания, драматург ипереводчик.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791), Германия, композитор.
Исаак Ньютон (1643—1727), Англия, математик и естествоиспытатель.
Николай Новиков (1744—1818), Россия, литератор и филантроп.
Доситей Обрадович (1742—1811), Сербия, писатель, философ и
лингвист.
Томас Пейн (1737—1809), США, литератор, критик Библии.
Франсуа Кёне (1694—1774), Франция, экономист и врач.
Томас Рид (1710—1796), Шотландия, церковный деятель и философ.
Жан-Жак Руссо (1712—1778), Швейцария, писатель и политический
философ, автор идеи «общественного договора».
Адам Смит (1723—1790), Шотландия, экономист и философ, автор
знаменитой книги Исследование о природе и причине богатства
народов.
Барух Спиноза (1632—1672), Голландия, философ.
Эммануил Сведенборг (1688—1772), Швеция, теолог и
естествоиспытатель.
Алексис Токвиль (1805—1859), Франция, историк и политический
деятель.
Вольтер (1694—1778), Франция, писатель и философ, критик
государственной религии.
Адам Вейсгаупт (1748—1830), Германия, правовед, основатель тайного
общества иллюминатов.
Джон Уилкс (1725—1797), Англия, публицист и политик.
Иоганн Иоахим Винкельман (1717—1768), Германия, искусствовед.
Христиан фон Вольф (1679—1754), Германия, философ, юрист и
математик.
Мэри Уолстонкрафт (1759—1797), Англия, писатель, философ и
феминистка.
30. Важнейшие представители
Френсис Бэкон (1561—1626), Англия, политик и философ.
Томас Аббт (1738—1766), Германия, философ и математик.
Жан ле Рон д’Аламбер (1717—1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
Бальтазар Беккер (1634—1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. В своей книге De Philosophia Cartesiana
(1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую
истину вывести из законов Природы.
Пьер Бейль (1647—1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность.
Чезаре Беккариа (1738—1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях
(1764).
Людвиг ван Бетховен (1770—1827), Германия, композитор.
Джордж Беркли (1685—1753), Англия, философ и церковный деятель.
Юстус Хеннинг Бемер (1674—1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
Джеймс Босуэлл (1740—1795), Шотландия, писатель.
Джеймс Бернет (1714—1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики.
маркиз де Кондорсе (1743—1794), Франция, математик и философ.
Екатерина Дашкова (1743—1810), Россия, литератор, президент Российской академии
Дени Дидро (1713—1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии.
Французские энциклопедисты
Бенджамин Франклин (1706—1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов
Декларации независимости.
Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657—1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
Виктор Д’Юпай (1746—1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм.
Эдуард Гиббон (1737—1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи.
Олимпия де Гуж (1748—1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки»
(1791), заложившей основы феминизма.
Йозеф Гайдн (1732—1809), Германия, композитор.
Клод Адриан Гельвеций (1715—1771), Франция, философ и литератор.
Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
Томас Гоббс (1588—1679), Англия, философ, автор Левиафана, книги, заложившей основы политической философии.
Поль Анри Гольбах (1723—1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
Роберт Гук (1635—1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
Дэвид Юм (1711—1776), Шотландия, философ, экономист.
Томас Джефферсон (1743—1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и
авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию».
Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744—1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
Иммануил Кант (1724—1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
Гуго Коллонтай (1750—1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
Игнацы Красицкий (1735—1801), Польша, поэт и церковный деятель.
Антуан Лавуазье (1743—1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона
Ломоносова-Лавуазье.
Пётр I (1672—1725), Россия, царь-реформатор.
31. Бэкон, Фрэнсис
Екатерина II• Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна, нем.
Sophie Auguste Friederike von Anhalt-ZerbstDornburg) — Петербург) — императрица
всероссийская (1762—1796). Период её правления
часто считают «золотым веком» Российской
империи. Сенат Российской империи, с подачи
Григория Орлова, хотел присвоить ей почётный
титул Великой, Премудрой и Матери Отечества, но
Императрица от титула решительно отказалась.
32. Екатерина II
Философия эпохи ПросвещенияXVIII век
Философия эпохи
Просвещения
Основа философии
Просвещения
Вера в безграничные
возможности человеческого
разума и в здравый смысл
33.
Философы эпохи ПросвещенияДени Дидро (1713-1784) –
французский писатель,
философ-просветитель,
драматург.
Портрет Дени Дидро
работы Луи-Мишеля
ван Лоо
Основное произведение:
«Энциклопедия, или Толковый
словарь наук, искусств и
ремёсел».
34.
Вольтер (Франсуа - Мари Аруэ)1694-1778
Один из крупнейших философовпросветителей XVIII века, поэт,
прозаик, сатирик, публицист,
правозащитник, основоположник
вольтерьянства (свободомыслия).
Остроумно критиковал
религиозные предрассудки с
позиций разума.
Выступал как ярый сторонник
свободы слова и мнения.
35.
Жан-Жак Руссо1712-1778
Французский философ,
писатель, композитор.
Поддерживал теорию
общественного договора,
объясняющего возникновение
государственной власти.
36.
Немецкая классическая философия(вторая половина XVIII – XIX вв.)
Крупнейший немецкий философ,
родоначальник немецкой
классической философии.
Основные произведения:
«Критика чистого разума»,
«Критика практического разума»,
«Критика способности суждения».
Иммануил Кант
1724-1804
37.
Периоды творчества И.КантаПериод
Хронологичес
кие рамки
Докритический период
До 1770 г.
Критический период
Основные
проблемы
Вопросы наук о
природе
После 1770 г. Философские
вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен
делать?
На что я могу
надеяться?
38.
Гносеология И.КантаВпервые
перенёс акцент
с познаваемой
вещи на
познавательные
способности
самого человека
Существуют два
мира:
действительный
мир и мир
видимости (мир
явлений)
Действительный
мир (мир «вещейв-себе») мы не
можем познать
Мы познаём лишь
мир видимости
Мы можем познать лишь то, что
поддаётся описанию при помощи
категорий.
«Вещи-в-себе» непознаваемы
39.
Этика И.КантаИ.Кант
сформулировал
высший
нравственный
закон,
основанный на
долге, названный
«категорический
императив»
Поступай лишь
согласно тому
правилу, следуя
которому ты можешь
без внутреннего
противоречия желать,
чтобы оно стало
всеобщим законом
Только те поступки, которые
соответствуют императиву,
моральны и достойны человека
40.
РелигияБог – понятие
запредельное,
поэтому его
существование
не может быть
логически
доказано
Моральное
поведение
подразумевает
вознаграждение.
Поэтому
справедливость
требует того,
чтобы бог
существовал
41.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель1770-1831
Немецкий классический
философ.
Основные произведения:
«Феноменология духа»,
«Наука логики»,
«Энциклопедия
философских наук».
42.
Основополагающее понятиефилософии Гегеля
Абсолютная идея
Понятие абсолютной
идеи схоже с
понятием бога
Абсолютная идея
творит из себя природу,
а затем человечество
Абсолютная идея не
обладает сознанием,
личностью, обретает их
только через человека
Через деятельность
человека идея
познаёт себя
43.
Развитие духовной культуры(по Гегелю)
-философия
Абсолютный
дух
Объективный
дух
-религия
-искусство
-право
-мораль
- нравственность
Субъективный
дух
-личность
-сознание
-душа
44.
Гегель – отец диалектикиГеорг Гегель
сформулировал
основные понятия и
законы диалектики –
учения о развитии и
изменении
45.
МарксизмКарл Маркс
Фридрих Энгельс
1818-1883
1820-1895
46.
Основные идеи марксизмаЭкономическая
система
определяет
образ жизни
человека и
общества
Смена формаций
характеризуется
обострением классовой
борьбы между
угнетёнными и
угнетающими группами
В истории общества
последовательно
сменяют друг друга
общественноэкономические
формации
Идеальное общество –
коммунистическое общество,
где не будет классов, частной
собственности, основной
принцип «от каждого по
способностям, каждому по
потребностям»