Особенности самоуправления казачества
Вывод
Спасибо за внимание 
1.98M
Категория: ИсторияИстория

Самоуправление казачества

1. Особенности самоуправления казачества

z

2.

z
Идеи и практика самоуправления зародились в глубокой древности, еще
до возникновения государства. Они обеспечивали существование
общности людей на основе самоорганизации. Особенности этих норм
зависели от социально-экономической и классовой структуры общества,
конкретных условий, однако сохранялась и определенная
преемственность традиций и форм самоуправления.
Местное самоуправление включает в себя такие важные элементы, как
самоорганизацию, саморегуляцию и самодеятельность

3.

z

4.

z
На каждом историческом этапе самоуправляющиеся группы
или коллективы поддерживают внешние связи, но при этом
остаются устойчивыми автономными образованиями,
способными преодолевать деструктивные влияния извне.
Анализ взаимодействия местного самоуправления и
государственной власти в России прослеживает
закономерности, на основе которых на разных этапах
истории устанавливались связи между ними.

5.

z

6.

z
В 20 - 30-е гг. XIX в. получает распространение практика
принудительного обращения в казачье сословие
государственных крестьян и представителей кавказских
народов. В станицы Терского левобережья направляются
крестьяне из Полтавской, Харьковской, Черниговской,
Воронежской, Курской, Тамбовской, Симбирской,
Астраханской губерний.

7.

z

8.

z
В середине XIX в. население некоторых казачьих станиц
пополнялось и северо-кавказцами. К подобному процессу,
происходившему уже в новых условиях, сами казаки
относились отрицательно, видя в этом угрозу своей
самобытности.

9.

z

10.

z
В условиях подчинения государством в XVIII - XIX вв.
социальная структура казаков и казачьего самоуправления
моделируется по общероссийским стандартам. Казачьи
социоры постепенно превращаются в крестьянские общины с
их ориентацией на земледелие и местное самоуправление. В
казачьей среде выделяются дворянство, духовенство и другие
слои. Искусственность этого процесса осознавалась казачьей
общественностью. Но еще и в начале XX в. наказной атаман
Терского войска М.А. Караулов восклицал, что хотя казачество
и превращено в своего рода сословие, но все-таки остались
«живы в сознании народном остатки прежней бессловесности:
и генерал, и чиновник, и урядник, и родовой все дома - в
станице - и теперь еще родные братья-казаки».

11.

z

12.

z
Особенности образа жизни и занятий казаков невозможно было
игнорировать, и власти были вынуждены создавать правовые нормы,
которые вводили бы целиком данную общность в определенное правое
поле, придавая ей тем самым сословный (этносоциальный по В. П. Труту) и
достаточно замкнутый характер. В документах XIX в. казаки определенно
именуются войсковым (военным, казачьим) сословием. В России того
времени не существовало общегражданского права, а были четко
определены права и обязанности сословий, куда и относились отдельные
представители и целые этнические группы региона. Положение каждого
конкретного человека определялось, прежде всего, тем, к какому
социальному слою (страте) он принадлежит. Государственное регулирование
коснулось не только сословности (упорядочения прав и обязанностей
казаков левобережья), но и административного деления региона,
поземельных отношений, изменение основ самоуправления. В
пореформенный период делаются заметные шаги по сближению правовых
норм, касающихся разных сословий, т. е. к созданию гражданского
общества. Но это процесс так и не был завершен к началу XX века.

13.

z

14.

z
Уникальность казачества как субэтноса со своим особым самоуправлением
заключается в его дуализме. С одной стороны, крестьянство, не успевшее
оформиться в этнос, а с другой - военно-служилое сословие. Двойственная
природа казачества определила логику организации его общественного
устройства и управления. Все лица войскового сословия, числящиеся в
станице, или принадлежащих ей хуторов, составляли станичное общество.
Общественными станичными делами управлял станичный сбор, станичный
атаман, правление и суд. Главным распорядителем всего станичного
хозяйства, земельных угодий и капиталов является станичный сбор, в который
входили станичный атаман, его помощники, судьи, казначей, доверенные
станичного правления и от 30 до 100 человек выборных казаков-домохозяев от 10 дворов по одному представителю. Право участвовать в выборах и быть
избранными имели все казаки, достигшие 25 лет, за исключением: 1)
состоящих под судом и следствием; 2) обходящимся под общественным
надзором по судебным решениям; 3) судившихся за кражу и мошенничество;
4) подвергшихся по суду тюремному заключению, или еще более строгому
наказанию; 5) лишенных права участия в выборах.

15.

z

16.

z
Характерной чертой казачьего самоуправления являлась строгая
регламентация деятельности общественного управления (местное
самоуправление представляет собой вид общественного управления,
которое определяется историческими предпосылками, типом
общественного хозяйства и культуры): Так, например, в главе III обоих
документов устанавливался порядок производства дел на станичных и
поселковых сходах. Определялось время проведения схода, как
правило, в воскресенья, или праздничные дни. Там, где станичное
общество состояло из нескольких поселений, посылалась особая
повестка, в которой кратко излагались предметы обсуждения схода.
Все дела на станичных, поселковых и хуторских сходах решались по
принципу большинства голосов.

17.

z

18.

z
Казачьи органы самоуправления, несмотря на свою специфику и
определенный демократизм, не являлись ими в полном смысле ни по
составу, ни по кругу действий. Они представляли не все население
соответствующей территории, а лишь отдельные социально-классовые
группы. По кругу действий - потому, что по сути своей, казачьи органы
самоуправления являлись административными органами центрального
управления. Они полностью контролировались государством;
фактически, они были подчинены Министерству внутренних дел, в
основном, эта подчиненность была функциональной. Со стороны
государства была предпринята попытка преодолеть сословность
казачьего самоуправления посредством введения земств в Области
войска Донского. Но они не прижились у казаков и по их требованию
были отменены, а возрождены вновь лишь Временным
правительством, после Февральской революции.

19.

z

20.

z
Таким образом, во второй половине XIX века, по мере
развития рыночных капиталистических отношений, когда
начинало рушиться сословно-феодальное деление
общества, казачья община втягивалась в общегражданские
отношения, которые и определяли развитие казачьих
органов самоуправления.

21.

z

22.

z
Разрушение казачьего самобытного самоуправления
явилось частью общего плана большевиков по
расказачиванию, фактически, раскрестьянствованию.
Продолжение этой политики стали в эти годы
административно-территориальные преобразования

23.

z

24. Вывод

z
Вывод
Итак, при исследовании политико-правовых основ самоуправления казачества выделялись
внутренние и внешние факторы, влияющие на создание и деятельность организационнополитического механизма изучаемого процесса. Внутренние факторы зависят
непосредственно от членов казачьей социальной общности, а внешние воздействия
обусловлены политико-правовыми, экономическим, этническими, внешнеполитическими
условиями, созданными государством.
Процесс развития казачьего самоуправления, отраженный в политико-правовых документах
представляет собой взаимосвязанную деятельность органов государственной власти и
местного управления, которые способны выполнять общественно-значимые функции
артикуляции, агрегации и реализации запросов определенной группы людей.
Исследования генезиса самоуправления казачества могут использоваться для определения
основных характеристик политической власти и казачества в конкретных исторических
условиях, выделенных в соответствии с интеграционным подходом, обобщающим и
сравнивающим все исторические сведения о казачестве.

25. Спасибо за внимание 

z
Спасибо за внимание
English     Русский Правила