Похожие презентации:
Культура России XVI века
1. КУЛЬТУРА РОССИИ XVI ВЕКА
2. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В XVI ВЕКЕ
Главные события – созданиецентрализованного государства и
утверждение деспотического
правления
Основные идеи - идея национального
объединения,
идея укрепление государства,
идея образования единой
народности
3. ФОЛЬКЛОР
XVI век - расцвет жанра ис торические песни.Большое распрос транение имели и
ис торические предания. Песни и предания
обычно посвящались выдающимся событиям
того времени - взятию Казани, походу в
Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся
личнос тям - Ивану Грозному, Ермаку
Тимофеевичу (Песни о взятии Казани, песни
об Иване Грозном, цикл песен о Ермаке)
В фольклоре XVI века нередко смешиваются
сюжеты киевского былинного цикла и события
более близкого прошлого ( переделка былины о б
Илье и И долище, и А леше Поповиче и Тугарине в
«Сказании о киевских богатырях, как ходили в
Царьград и как побили цареградских богатырей» о современенные былины о богатырях, борющихся с
Казанским и К рымским ханствами ).
4. ПРОСВЕЩЕНИЕ
Основой просвещения в XVI в. была русскаяправославная церковь. При монастырях
продолжали создаваться центры книгописания,
библиотеки, школы, учителями в которых чаще
всего были монахи и дьяки. В число изучаемых
дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо,
арифметика, «Часослов» (сборник молитв),
«Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
Середина XVI в. – зарождение книгопечатания
1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
Первая
типография – 1553 г.
(1564)
«Апостол»
и «Часослов»
(книга для обучения грамоте, 1565)
5. АРХИТЕКТУРА
С конца XV века в развитии русскойархитектуры наступил новый этап, связанный
с завершением объединения страны.
Возросли масштабы каменного строительства.
Начал формироваться единый русский
архитектурный стиль, в котором преобладали
черты московского и псковского зодчества.
6. МОСКВА
В 16 веке сложиласьхарактерная для Москвы
радиальная застройка
Появился Китай – город,
защищавший прилегающие к
Красной площади слободы,
появились белокаменные
стены Белого города
(бульварное кольцо), Земляной
город (садовое кольцо).
Окончательно оформился
Кремлевский ансамбль
7. КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО
Величайший памятникрусской архитектуры
Московского Кремля 16
века.
Построена в память об
умершем царе Иване III
итальянским мастером
Боном Фрязиным в 1508
году.
Высота 81 метр.
Всего на колокольне
находятся 34 колокола
8. ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ
Архит ект ура 16 в ека отл ичал ась разнообразием с т ил ей, ос обенно вцерков ном зодчес т в е.
Классические с оборы с оседс твовали с шатровыми.
Шатровый стиль - стиль в
каменном строительстве,
заимствованный из
деревянного зодчества.
Шатровые храмы не имели
вну три столбов,
а вся масса здания
держалась на
фундаменте
9. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ
Вознесенский шатровый храмбыл построен в 1532 году.
Это первый каменный шатровый
храм.
Высота шатра 28 метров, всей
церкви – 62 метра.
Заложен был храм по повелению
Василия III в честь появления
долгожданного сына и
наследника престола – Ивана IV
Предположительно строили храм
итальянские зодчие, возможно,
Петрок Малый, прибывший в
Москву в 1528 г.
10. ПОКРОВСКИЙ СОБОР ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
.Храм Покрова Божией Матери (собор
Василия Блаженного) - главный храм
Красной площади.
Пос троен в середине XVI века (1555
– 1561гг.) по указу Ивана Грозного в
чес ть взятия Казанского. 1 октября
1552 года, в праздник Покрова
Божией Матери, начался шт урм
Казани, который закончился победой
русского войска .
Вокруг центрального шатра
расположены восемь куполов, ни
один из которых не повторяет другой
по форме и рисунку.
Архитекторы Пос тник Яковлев и
Барма.
Современную цветную окраску собор
получил в XVII веке, первоначально
был белым.
11. ЖИВОПИСЬ
Развивается иконопись.В Москве была написана
огромная, размером в 4 метра
икона-картина «Церковь –
воинс твующая».
В победоносном шес твии
русских воинов учас твуют
Владимир I, А лександр
Невский, Дмитрий Донской и
др. Во главе воинс тва-архангел
Михаил. В центре фигура
византийского императора
Конс тантина. Их вс тречает
богоматерь с младенцем.
Икона символизировала победу
православия над «неверными
басурманами».
«Церковь – воинствующая», 16 век
12. ИКОНОПИСЬ. ДИОНИСИЙ
Вседержитель. Фреска.1502-1503 гг.
Преподобный Кирилл
Белозерский в житии.
Икона. 16 век.
13. ПАРСУНА
Появляются парсуны(конец 16 века)–
изображения людей,
имеющие черты
портретного сходства
Парсуна – портрет
реального лица (царя,
боярина, митрополита,
иногда даже купца),
выполненный
иконописными
приемами.
П а р с у н а к о н ц а X V I – н ач а л а X V I I в е к а , с ч и т а е т с я
наиболее достоверным изображением царя Ивана
Гр о з н о г о , а в т о р н е и з в е с т е н , п а р с у н а н а х о д и т с я в
Н а ц и о н а л ь н о м м у з е е Д а н и и в Ко п е н г а г е н е
14. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Памятники XVI в. русской резьбыпо дереву - "Мономахов трон"
Ивана Грозного в Успенском
соборе, царские врата, резные
иконостасы.
В шитье вместо шелковых нитей
используются металлические золотые и серебряные, широко
применяется жемчуг, драгоценные
камни.
Выдающийся памятник
прикладного искусства этого
времени - царский венец - шапка
Мономаха, в которой впервые в
истории Руси венчался в 1547 г на
царство Иван IV.
15. ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
Русские мас тера изготовляют мелкуюу тварь, льют колокола.
Свидетельс твом высокого искусс тва
русских литейщиков служит Царь -пушка.
Изготовлена на московском Пушечном
дворе по приказу царя Федора
Ивановича в 1586 году придворным
литейщиком Андреем Чоховым.
По калибру, который сос тавляет 890мм,
это самая большая пушка в мире. Ее
вес приближается к 40 тоннам.
Бронзовый с твол пушки украшен
литыми фигурными фризами,
орнаментальными поясами, памятными
надписями и конной фигурой царя
Федора Ивановича.