Философия
Джон Ви́клиф (1320 или 1324 —1384)
Взгляды
Эразм Роттердамский
«Похвала глупости» (1509 - изд. 1511)
Идеология Реформации
Грехопадение
Бог / человек
Лютеранство
«95 тезисов против индульгенций»
Тезисы
Мартин Лютер
Черты теологии Лютера
Черты теологии Лютера
Черты теологии Лютера
Иррационализм в мышлении
Ульрих Цвингли (1484-1531)
Тема греха
Онтологическое понятие Бога
Предопределение
Кальвинизм
Провидение
Предопределение
Избранность
Лютер Кальвин
Мигель Сервет
Мишель де Монтень (1533-1592)
Гносеологический скептицизм
Гносеологический скептицизм
«Опыты» (1572 -1588)
Вольнодумство
725.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философия периода Реформации

1. Философия

Периода Реформации

2. Джон Ви́клиф (1320 или 1324 —1384)

Джон Ви́ клиф (1320 или 1324 —1384)
Предтеча Реформации
(16 в.)
► Оппозиция Католической
Церкви
► Перевод Библии на
среднеанглийский язык
► Антипапские
высказывания
► Осуждение взглядов на 2
Соборах
► Кремация

3. Взгляды


«Триалог», «О гражданском владении», «О Божьем владении», «О
богохульстве»
Собственность – плод греха
Отвергал:
епископскую степень
Чистилище
индульгенции
елеосвящение
реальность пресуществления
устную исповедь
Духовное присутствие Христа в евхаристии
Церковь - промежуточное звено между человеком и Богом (не нужна)
Перевод Библии - возможность прямой связи человека с Богом
Король — наместник Бога
Епископы подвластны королю

4. Эразм Роттердамский


Дезидерий Эразм (Герхард
Герхардс) 1466/1469 - 1536)
«О свободе воли» (1524),
«Оружие христианского
воина», «Пословицы»,
«Похвала глупости»
Критическое издание Нового
Завета на греческом языке
Вернуться к истокам искренняя вера, милосердие
без лицемерия и беспорочная
надежда

5. «Похвала глупости» (1509 - изд. 1511)


Противник философии аристотелевско-схоластического
типа (проблемы метафизики, физики и диалектики)
Философия как в античности (Сократ) - мудрое
понимание жизни
Практическое благоразумие христианской жизни
Сатира
+и«Глупость» - это обнаружение «истины»
«Эразм снес яйцо, которое высидел Лютер»
Эразм отрёкся «от цыплят подобной породы»

6. Идеология Реформации


«Восстановление» упрощенного пути человека к Богу
Назад к первоначальному (апостольскому) христианству
Идея обновления (реформы) церкви и ее учения
В Евангелиях - новое прочтение раннего христианства
Формирование новой европейской ментальности
Противопоставление Бога и мира
Бог недоступен земному разуму
Промысел Божий / «ко всем словам и делам Божьим слеп, глух,
нечестив и кощунствен»
«Христос стоит выше авторитета Отцов Церкви» (Лютер)
Нельзя приписывать Богу требования земной морали = не стоит
ожидать спасения посредством наших моральных действий

7. Грехопадение

Повреждение человеческой природы
► Плоть
► Разум - не может осуществить Богопознание
► Воля - не в силах творить добрые дела, ибо она теперь
лишь похоть и злоба
► Люди равны перед Богом - абсолютная греховность
каждого
► Богопознание - дело веры
► Освобождение разума от догмы
► Не делами, но верой спасается человек

8. Бог / человек


Повседневная жизнь - служение Богу
Найти своё призвание
Свидетельство милости Бога - успех и удача в его повседневной
деятельности
Нравственная ответственность человека за себя и свои дела
Новый тип личности:
спокойно относится к авторитетам
доверяет своей совести и разуму
допускает возможность нравственной ошибки
Переосмысление отношения к богатству
Любой труд есть служение Богу

9. Лютеранство


Мартин Лютер (1483-1546)
«95 тезисов» (31.10.1517)
Против индульгенций
Всеобщее священство
Упразднение церковной
иерархии
Равенство всех перед Богом
Авторитет Священного
Писания
Право истолкования
Перевод на немецкий язык
Оправдание верой

10. «95 тезисов против индульгенций»

Иисус Христос призывает к покаянию
► Покаяние заканчивается вхождением в Царствие Небесное
► Отпущение грехов совершает не Папа Римский, а Бог
► Догмат о Чистилище стирает значение смерти
► 8. «Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в
соответствии с ними, не должны налагаться на умерших»
► 12. «Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед
отпущением грехов, как испытания истинного покаяния»
► 27. «Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как
только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища»
► 30. «Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много
меньше - в получении полного прощения»

11. Тезисы


33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с
Богом
34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного
покаяния, установленные по-человечески
35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из
Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от
наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций
37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех
благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот
93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!", - а
креста нет.
94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за
своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным
спокойствием.

12. Мартин Лютер

►Мыслитель-теолог
►Проработка
нового типа
религиозности
►Возврат к Евангелию - не
переоценка, а отбрасывание
традиционных ценностей

13. Черты теологии Лютера

► Учение
о радикальном оправдании
человека верой, а не деяниями, как в
традиционном учении церкви
► Для спасения достаточно одной веры
► Бог творит из ничего в акте свободной воли
► Человеку свойственно вожделение
► Божественная любовь дана нам бескорыстно
► Вера «оправдывает без всяких деяний»

14. Черты теологии Лютера

► Учение
о непогрешимости Писания как
единственного источника истины
► Отношения «человек – Бог» прописаны Богом
в Писании
► Писание должно пониматься
► Прямой доступ для всех к священным текстам
► Писание не нуждается ни в доводах разума, ни
в метафизически-теологических комментариях

15. Черты теологии Лютера

►Доктрина
универсального
богослужения
► Свобода самостоятельного
толкования Писания
►В отношениях между человеком и
Богом, человеком и Словом Божьим
не нужны специальные посредники

16. Иррационализм в мышлении


«О рабстве воли» - против Эразма
Спасение зависит не от человека, а от Бога
«Отчаяние - дорога к спасению
Человеческий род без Духа Божия, считающийся только с собой,
есть царство дьявола
Человеческая воля - раба или Бога, или демона
Человеческое желание – лошадь под двумя всадниками (Богом или
демоном)
Человек, когда действует согласно природе, не может не делать
ничего, кроме греха
Человек, полагаясь только на свой рассудок, не может не ввергать
себя в заблуждения

17. Ульрих Цвингли (1484-1531)


Цюрих
Менталитет гуманизма
Лютеранский проповедник в
Швейцарии (1519)
Писание - единственный
источник истины
Папа и Соборы не имеют
власти, которая шла бы
дальше того, что означено в
Писании
Спасение обретается верой, а
не деяниями
Судьба человека
предопределена

18. Тема греха

► Корни
греха в себялюбии (эгоизме)
► Обращение есть - «просветление ума»
► «Те, кто веруют во Христа, превращаются
в новых людей. Через озарение небесной
благодатью, ум человеческий узнает
Бога, сам человек становится новым»

19. Онтологическое понятие Бога

►«Тот,
Который есть»
►Источник собственного бытия
► Бытие вещей - бытие Самого Бога
►При творении Бог извлек
существующие вещи из Своей
сущности

20. Предопределение

► Один
из аспектов провидения
► Знак избранности состоит в наличии веры
► Верующие равны между собой, т.к. избраны
► Сообщество верующих = политическое
сообщество
► Религиозная реформа превращается в
теократическое понятие

21. Кальвинизм


Жан Кальвин (1509 — 1564)
Рационализм
«Учреждение христианской
веры»
Недоверие к мистике
Суверенитет Бога
Богодухновенность ( Дух
Святой) Священного Писания
Отсутствие монашества
Отрицание церковной
обрядности
Отсутствие духовенства
Доктрина предопределения

22. Провидение


Продолжение акта создания, распространяющееся на
всех без ограничения
«Бог... посредством своего сокровенного решения
управляет полностью всем существующим, и ничто не
происходит такого, чего Он Сам не дозволил мудростью
и волей Своей»
Теологический детерминизм (всеобщая причинность) –
Бог имеет власть над естественными событиями,
управляет сердцами людей, «руководит их действиями
таким образом, что они не могут действовать иначе,
как по Его постановлению»

23. Предопределение

Вечный совет Бога, определяющий намерения человека
Бог не создает всех в равных условиях, но
предписывает одним жизнь вечную, другим вечное
проклятие
► Цель создания человека:
► предназначен для смерти или для жизни
► Искать причину – абсурдно
► Причина заключена в свободной воле Самого Бога
► Первородный грех был совершен по воле Бога
(определению)
► Вина Адама была запрограммирована изначально

24. Избранность

► Задача
- установление теократии,
республики святых
► Коллективность - любой член не имеет
никакой иной мысли, кроме как
прославление Бога
► Клир = миряне
► Вдохновлённость Божественным Духом
► Коллективность святых в духе единства
Церкви и государства

25. Лютер Кальвин

► «Прощаются
тебе грехи твои»
(Матфей IX, 2)
► «Убрать
из церкви
всё, что явно
противоречит
Библии»
► «Если
Бог с
нами, кто против
нас?» («Послание
к Римлянам» VIII,
31).
► Убрал
из церкви всё,
что в Библии «не
требуется»

26. Мигель Сервет


1511—1553
испанский мыслитель,
теолог-антитринитарий,
естествоиспытатель,
врач (описал малый круг
кровообращения)
Трактаты «Об ошибках
троичности», «Две книги
диалогов о Троице»,
«Восстановление
христианства»

27. Мишель де Монтень (1533-1592)


Религиозные войны – католик
(толерантность)
Двойственность природы человека
Необузданные духовные устремления
нейтрализуются физическими
возможностями его тела
Идеал счастья - жизнь в умеренности
Способности познания ограниченны –
«А что именно я знаю?»
«Если хочешь излечиться от
невежества, надо в нем признаться»
Удивление - начало философии,
исследование - её развитие, незнание
- конец

28. Гносеологический скептицизм


«Философствовать — значит сомневаться»
Не мистический фидеизм (приоритет веры над разумом)
При помощи разума можно составить «сто мнений об одном и том
же предмете»
Сомнение и суетность
Человек знает слишком мало и не способен знать многое
Жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум
Гедонизм (удовольствие – главная добродетель) и индивидуализм
Идея естественного равенства людей
Отсутствие неравенства обусловливает счастливую жизнь и
высокие моральные качества людей
Цивилизация – причина проблем

29. Гносеологический скептицизм


Всё живое находится в постоянном изменении
Для человека характерны движение и деятельность
Самопознание - первейшая обязанность
Человек может быть лишь тем, кто он есть
«Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше
всего знают»
«Об истине нельзя судить на основании чужого свидетельства или
полагаясь на авторитет другого человека»
«Я всего лишь хочу стать более мудрым, а не более ученым или
красноречивым»
«Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное
восприятие жизни...»

30. «Опыты» (1572 -1588)


Жанр эссе («опыты над самим собой»)
Техника интроспекции
Цель - творчества написание «учебника жизни»
«Нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно
исполнить роль человека»
Завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения
«Великое чудо — человек!» — признать несовершенство человека,
успокоиться и радоваться жизни
Проблема соотношения веры и разума = религии / науки
Религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием
природных законов
Вера – незыблемость оснований (авторитет Бога и Его Благодати)
Наука - продукт несовершенного разума - помогает в освоении
религиозной истины, но не заменяет её
Наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму («Учению
чудовищному и противоестественному»)

31. Вольнодумство


Религия - собственное измышление людей
«Хорошими христианами» являются «простые умы, мало
любознательные и мало развитые»
Бесчинства представителей христианства «...причинили науке
гораздо больше вреда, чем все пожары, произведенные
варварами»
«Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она
их покрывает, питает и возбуждает»
«Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит
здоровьем и тело»
Человек – не царь природы, а её сын
«Души императоров и сапожников скроены на один и тот же
манер»
Ватикан внёс «Опыты» Монтеня в «Индекс запрещённых книг»
(1676 г.)
English     Русский Правила