Античная философия
Фалес из Милета
Фалес
Пифагор с острова Самос
Пифагорейское учение
Гераклит из Эфеса
Диалектика– учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей
Парменид из Элеи: противоречие разума и чувств
Парменид : «Бытие есть, небытия же нет»
Апории(парадоксы) Зенона
Гераклит Эфесский
Хаос и Логос
Бытие и движение
Демокрит
Атом и Пустота
1этап:От природы к человеку
Софисты - платные учителя мудрости
Можем ли мы о мире что-либо узнать? Или наш удел – оставаться в полном неведении? И потому полагать истинным то, что кажется
Сократ Афинский
«Я знаю, что ничего не знаю»
Поиск истины
Сократический  метод
Смысл жизни
Киники: Антисфен и Диоген
Платон (Аристокл)
Теория врожденных идей
Душа: разумная, аффективная и вожделеющая
Аристотель Стагирит
Форма и материя
Важность познания
Платон и Аристотель
2 этап: Проблемы человека
334 г. до н.э.- Александр Македонский начал поход на Восток
Эллинистический период
Эпикур
Страх – препятствие к счастью
Зенон из города Китион Школа стоиков
Пиррон из Элиды Школа скептиков
Скептицизм
3 этап: Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья
Римский период
Римский период
Сенека: Философия стоицизма
Марк Тулий Цицерон
Вывод
1.53M
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1.

2. Античная философия

1этап- архаический с VII по V вв. до н.э.
2 этап- классический V-IV вв. до н.э.
3 этап- эллинистический (с похода эллинов на
Восток) с III по II вв. до н.э.
4 этап – римский (1 в. до н.э.-II в. н.э.)

3. Фалес из Милета

• Философ, политический деятель, ученый. Бывал в
Египте, Персии, Индии.
• В 585 г. до н. э. предсказал солнечное затмение и
прославился этим на всю Грецию.
• В рамках милетской школы впервые был
поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
• Стойхейон – элемент, ядро, основа
• Архэ – первоматерия, праматерия, исходное
состояние вещей.
• «Вода» - это и стойхейон, и архэ.
• Земля плавает в бесконечной воде и имеет форму
диска

4. Фалес

• Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.
• Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение бога.
• Больше всего – пространство, ибо оно объемлет
все.
• Быстрее всего – ум,
• ибо он обегает все.
• Сильнее всего –
• неизбежность,
• ибо она властвует всем.
• Мудрее всего – время,
• ибо оно раскрывает все

5. Пифагор с острова Самос

• В чем состоит мировая основа?
• Все вещи можно посчитать.
• Понятно, что птица – не рыба, дерево – не камень и
так далее.
• Но мы всегда можем сказать: две птицы, десять рыб,
двадцать деревьев.
• Числом можно все выразить или описать.
• Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в
совершенно различных вещах, является связующей
нитью, единой объединяющей основой,
• число можно назвать первоначалом мира.

6. Пифагорейское учение


В арифметике основные числа:
1, 2, 3, 4.
В геометрии:
1- точка;
2- прямая (определяется двумя точками)
3 – квадрат (определяется тремя точками)
4 – куб - пространственная фигура
Сумма (1+2+3+4)=10.
10 - идеальное число, на которое можно перевести
все вещи и явления мира с его
противоположностями.

7. Гераклит из Эфеса

• Гераклит происходил из царско-жреческого
рода, власть которого была свергнута в
Эфесе демократией.
• «Он был высокомудрым, как
• никто, и всех презирал:
• «Многознание уму не
• научает, а не то научило бы
• Гесиода и Пифагора, равно
• как и Ксенофана с Гекатеем»
( Диоген Лаэртский).

8. Диалектика– учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей

• Центральным мотивом учения Гераклита был
принцип – «все течет» (панта реи).
• В одни и те же реки мы входим и не входим,
существуем и не существуем.
• Этот мир, который для всех не сотворил
никто из богов или людей, но всегда был,
есть и будет вечно живым огнем,
разгорающимся согласно мере и угасающим
согласно мере.

9. Парменид из Элеи: противоречие разума и чувств

• Чувства говорят нам о том, что все возникает и
уничтожается.
• Представим себе возникновение не чувствами, а
разумом.
• Допустим, что-то возникло.
• Обозначим его условно буквой А.
• Из ниоткуда оно возникнуть не могло.
• Значит, появилось откуда-то, из чего-то другого.
• Из чего? Обозначим это другое буквой В.
• Из некого В возникло некое А.
• Но это значит, что А уже содержалось в В,
• в В было какое-то не-В, следовательно, В являлось
собой и одновременно не являлось собой

10. Парменид : «Бытие есть, небытия же нет»

• Если что-то есть, то оно есть всегда, а если
чего-то нет, то его нет никогда. Вечность
вытекает из самого понятия Бытия и
является его первым и наиболее
существенным признаком.
• Но то, что вечно, обязательно должно быть
неделимым. Если что-то делится, значит, оно
состоит из частей, и если части
разъединятся, то этого предмета не будет.

11. Апории(парадоксы) Зенона


«Дихотомия (деление пополам)».
Допустим, телу надо пройти из точки А в точку В.
Перед тем, как оно пройдет свой путь,
ему сначала требуется пройти половину данного
пути,
а еще раньше – четверть его,
а еще раньше - 1/8 этого пути,
а перед тем – 1/16,
а еще раньше - 1/32
и так сколь угодно долго.
Получается, что телу требуется пройти бесконечное
количество отрезков.
Возможно ли пройти бесконечность?

12. Гераклит Эфесский

• Ничто не стабильно, все движется и
меняется и никогда ни на чем не
останавливается.
• Мир, в котором нет ничего устойчивого и
постоянного, является беспорядочным и
хаотичным.
• Но только таким он и может быть.
• Изменение и движение – это единственно
возможный способ существования
мироздания.

13. Хаос и Логос

• Хаос – это главный принцип мироустройства
• Логос - это главный закон мироустройства
• Высший закон всего заключается в том, что
мироустройство является хаотичным.
• Но закон - это нечто стабильное и упорядоченное.
• Парадокс: высшая упорядоченность мира
заключается во всеобщей беспорядочности или
хаотичности.
• Борьба противоположных начал и является
источником вечного движения и изменения.

14. Бытие и движение

• Все в мире находится в движении,
изменяется и делится на части (Гераклит),
• но Бытие может существовать только как
неделимое и неизменное (Парменид и
Зенон).
• Бытие вечно, а значит не может быть
делимым, так как то, что состоит из частей,
существует не всегда (если части вместе, оно
существует, если же они разъединятся, его
не будет).

15. Демокрит

• Существует некая частица, пусть очень маленькая,
но неделимая дальше.
• Будучи неделимой, она не может уничтожиться,
потому что не состоит из частей, на которые может
распасться.
• Она существует вечно, следовательно, и является
действительной основой Бытия, его носителем,
представляет самое Бытие.
• Делимое по-гречески звучит как «томoс»
• Отрицательная частица в греческом – «а».
• Поэтому неделимое – это «aтомос» или
• «атом».

16. Атом и Пустота

• Всё, что мы видим вокруг себя, не является
настоящей реальностью.
• Реальность - невидимый нами мир атомов и пустоты.
• Всё, что мы воспринимаем чувственно – фантом,
мираж, иллюзия.
• Нет ни гор, ни небесных тел, ни воды, ни земли, ни
воздуха, нет растений и животных, нет ни холодного,
ни теплого, ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни
зеленого, нет вообще ничего, а нам только кажется,
что всё это есть.
• Единственно и действительно существуют
только атомы и пустота.

17. 1этап:От природы к человеку

• Проблемы начала всех вещей, бытия,
небытия, материи и ее форм.
• Главные проблемы: как возник Космос?
какова его структура?
• Что есть Бытие?
• Что есть первооснова мироздания?
• Что есть часть и целое?

18.

19. Софисты - платные учителя мудрости

• Субъективизм
• «Человек - есть мера всех вещей» (Протагор).
Все зависит только от конкретного человека, который и
выступает критерием истины.
Ничего общего и обязательного для
всех не существует, равно как и
единых принципов или законов.
• Релятивизм
• «Это и так и не так одновременно».
Всё можно и доказать и опровергнуть,
противоположные суждения
совершенно равносильны.

20. Можем ли мы о мире что-либо узнать? Или наш удел – оставаться в полном неведении? И потому полагать истинным то, что кажется

нам таковым?
• Софист Горгий Леонтийский:
• во-первых, ничего нет;
• во-вторых, если что-то и существовало, то оно было
бы непознаваемым;
• в-третьих, если кто-то и смог что-либо познать, то не
мог бы передать полученное знание другому.
• агностицизм(гносис – знание, а – отрицательная
частица в греческом) – тезис о непознаваемости
мира:
• скептицизм (от греческого скептомай –
сомневаюсь) – сомнение в возможности познания
мира

21. Сократ Афинский


Истина, так же, как Солнце в небе,
всё освещающее и всех согревающее,
может быть только одна.
Она едина для всех,
общеобязательна и объективна,
то есть существует вне нас
и независимо от наших желаний.

22. «Я знаю, что ничего не знаю»

• Наше неведение истины совершенно не
означает, что ее нет.
• Мы просто не знаем, какая она(истина), и
насущной задачей каждого человека и
является поиск реально существующей,
единой для всех, но неизвестной вполне
истины.
• Причем искать ее любой из нас должен
самостоятельно, потому что ни один
авторитет, каким бы уважаемым он ни
являлся, не может точно знать, какова истина
и на данном основании вести за собой
других.

23. Поиск истины

• Самостоятельный поиск всегда чреват
сомнениями, противоречиями и долгими
размышлениями, но только подобным
способом – тернистым и многотрудным –
человек может если не обрести истину, но
хотя бы приблизиться к ней.
• Данный метод получил название
эвристического(от греч. эвриско – я
нахожу).

24. Сократический  метод

Сократический метод
• Философ должен содействовать ищущему в
его начинаниях: не предлагая готовых
ответов, он всего лишь помогает ему
сориентироваться в необъятной стихии
мыслей и идей, в которую вступает
желающий найти что-либо истинное.
• майевтика(от греч. майевтикос –
повивальный): философ оказывает помощь
рождению истины, но его участие в этом
отнюдь не решающее, так как она все же
должна рождаться сама в душе и разуме
человека.

25. Смысл жизни

• Сократ считал необходимым постоянно
напоминать людям:
• Помимо привычных дел существуют заботы
высшего порядка
• Если мы погрязнем в земной рутине,
• То забудем о настоящем, истинном и
нетленном.
• Человек – существо разумное,
• а потому ему должно размышлять о
глобальном и вечном.

26. Киники: Антисфен и Диоген

• Антисфен утверждал, что для достижения блага
следует жить «подобно собаке»:
жить в простоте, следовать
собственной природе,
презирать условности;
твердо отстаивать
свой образ жизни,
Киники стремились
жить в простоте и
называли себя аплокион
(истинный пёс).

27.

28. Платон (Аристокл)

• Реально существуют идеи или понятия вещей в
особом, высшем, недоступном нам мире
• Вещи, которые нас окружают – только порождения
данных первичных сущностей – идей
• Вещи являются их отражениями или тенями, и
поэтому реально не существуют.
• Есть два мира:
• Высший и невидимый мир идей,
• Низший и воспринимаемый нами мир вещей.
• Высший мир порождает низший.

29. Теория врожденных идей

• Человек не полностью принадлежит
миру вещей.
• У него существует душа – сущность
вечная и идеальная, связывающая его
с невидимым миром.
• Рождающийся человек уже все знает,
но только потенциально.
• Поэтому познание – это
припоминания души.

30. Душа: разумная, аффективная и вожделеющая

• Если преобладает разумная часть души, человек –
философ,
• если эмоциональная, он – воин,
• если вожделеющая, он – земледелец или
ремесленник.
• Три сословия, каждое из которых должно заниматься
тем, к чему предопределено своей природой:
философы - управлять государством;
• храбрые, сильные и мужественные воины - его
защищать;
• кто прекрасно умеет обрабатывать землю, добывать
урожай и изготавливать ремесленные изделия трудиться и кормить государство.

31. Аристотель Стагирит

• Начало философии - в удивлении
человека перед миром и самим собой
• Способность удивляться присуща
природе человека.
• Следовательно, философствование
присуще человеку и человечеству.
• Философия - это чистая любовь
человека к истине и правде,
• это - "знание ради самого знания"

32. Форма и материя

• Предмет и его идея существуют вместе,
в единстве.
• Высшая сущность – форма вселяется в
бессмысленный кусок материи, и
получается нормальная, чувственно
воспринимаемая вещь физического
мира, обладающая размером, цветом,
запахом и прочими качествами.

33. Важность познания

• Познание как развивающийся процесс
• Ощущение – представление – опыт –
искусство – наука, как вершина знания
• Логика – орудие научного познания
• Закон противоречия (при неизменных
условиях невозможно, чтобы были
одновременно истинными высказывание и
его отрицание)
• Закон исключенного третьего (из двух
взаимно противоположных суждений
истинным может только одно)

34. Платон и Аристотель

Платон:
• Бессмысленно изучать вещи
окружающего мира,
они – лишь тени идеального
• Знания выводятся из человеческого
ума, в котором они изначально
содержатся.
Аристотель:
• любая форма находится в единстве
с материей,
• только через исследование отдельных
вещей мы можем прийти к постижению формы,
• Знание выводится не из ума, а
действительности.
из
окружающей

35. 2 этап: Проблемы человека

• Проблемы человека, его познания, его
отношение с другими людьми.
• В чем сущность человеческой морали, есть
ли не зависящие от обстоятельств нормы
морали?
• Что такое политика и государство по
отношению к человеку?
• Как соотносится рациональное с
иррациональным в человеческом познании?
• Есть ли абсолютная истина и достижима ли
она человеческим разумом?

36.

37. 334 г. до н.э.- Александр Македонский начал поход на Восток

• На греческом языке Греция – это
Эллада, греки – эллины.
• Они завоевали Восток или
эллинизировали его.
• Основная черта эпохи эллинизма –
нестабильность и непредсказуемость.

38. Эллинистический период

• Весь старый, привычный и веками
незыблемый уклад жизни рухнул, все
менялось стремительно и безусловно.
Главный вопрос философской мысли:
Как быть счастливым?
Как обрести внутри себя уверенность и благо,
когда во внешнем мире ничего подобного
найти уже невозможно.
• Счастье по-гречески - эвдемония

39. Эпикур

• Каждый - хозяин собственной судьбы и
кузнец собственного счастья.
• На нас никто не влияет, кроме нас самих.
• Что следует или не следует делать для
обладания счастьем?
• Требуется выбирать удовольствия и избегать
страданий.
• Счастье – не в вещах,
а в нашем отношении
к ним.

40. Страх – препятствие к счастью

• Страх перед Богами – существами высшими
и могущественными, способными не только
помочь, но и навредить нам;
• Страх перед смертью – печальным, и
совершенно непостижимом финалом любой
человеческой жизни;
• Страх перед судьбой – предопределением,
от нас не зависящим, которое может быть как
добрым, так и злым.

41. Зенон из города Китион Школа стоиков

• Формула стоической философии представлена
знаменитым положением: «Желающего судьба
ведет, нежелающего – тащит».
• Человек совершенно несвободен и всецело
пребывает в распоряжении внешних и не зависящих
от него сил.
• Свобода состоит в том, чтобы понять их замысел и
добровольно его выполнять, подчиняться судьбе и
следовать предначертанному.
• Одной из основных добродетелей стоиков является
способность спокойно и мужественно встретить
собственную смерть.
• Стоическое счастье - полное безразличие к
жестоким превратностям судьбы

42. Пиррон из Элиды Школа скептиков

• Скептицизм – это школа сомневающихся во всем
философов.
• Мы не знаем, что является хорошим, а что – плохим,
чему следует радоваться, а чему – печалиться,
следовательно, не можем испытывать ни
положительных, ни отрицательных эмоций.
• Для достижения счастья человек должен ответить
на три вопроса:
• 1) какова природа вещей?
• 2) как нам к ним относиться?
• 3) что из этого для нас следует?

43. Скептицизм

• Обыкновенный человек скажет по поводу
какого-либо события: «Это плохо» и
расстроится из-за него.
• Скептик: «Мне кажется, что это плохо, но
только кажется».
• Как скептик сможет расстроиться из-за
какого-либо события, если он даже не знает,
какое оно в действительности – плохое или
хорошее?
• Отсутствие позитивных и негативных эмоций,
полная невозмутимость души - несомненное
счастье (атараксия)

44. 3 этап: Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья

• Идеи ничтожности человека перед
силами природы и общественными
катаклизмами
• Идеи могущества и силы духа человека
в стремлении к свободе, к благородной
жизни
• В познании - счастье свободного
человека

45. Римский период

46. Римский период

• Римская империя –мировая держава.
• Все силы римского народа ушли в завоевательные
войны, в создание необъятного государства, равного
которому не было в человеческой истории.
• Философия оказалась заимствованием и
приспособлением к собственным практическим
нуждам оригинальных греческих идей.
• Рим оставил человечеству необыкновенную
политическую историю, юриспруденцию и
риторику,
• но философское наследие мир получил от греческой
цивилизации.

47. Сенека: Философия стоицизма

• Все в мире и во вселенной подчинено власти строгой
необходимости
• Жить счастливо – подчиняться судьбе
• Смысл жизни – в достижении абсолютного
душевного спокойствия
• Предпосылка этого –
преодоление страха
перед смертью
• Надо избегать участия
в общественной жизни и
политике

48.

Цицерон

49. Марк Тулий Цицерон

• Не любить философию все равно, что не
любить собственную мать.
• Философия - не просто поиск истины, но и
способ жизни, присущий свободному
человеку.
• Добродетель – преодоление всех
жизненных невзгод силой воли
• Эклектицизм (соединение всего лучшего из
философских школ) = энциклопедизм,
охватывающий познание как природы, так и
общества

50. Вывод

• Античная философия представляет
собой фундамент всех последующих
этапов в развитии европейской
философской мысли.
• Античные философы создали
необходимый основополагающий
категориальный аппарат, которым мы
пользуемся и ныне.
English     Русский Правила