Церковь и государство в конце XV – начале XVI века
Церковь и государство
Церковь и государство
Церковь и государство
Церковь и власть
Церковь и власть
Отделение московской епархии
Отделение московской епархии
Отделение московской епархии
Церковь и великий князь
Церковь и великий князь
Церковь и великий князь
Церковь и великий князь
Ереси
Ереси
Ереси
Ереси
Ереси
Ереси
Ереси
Ереси
Власть и еретики
Власть и еретики
Церковь и власть
Монастыри
Монастыри
Церковные учения
Церковные учения
Церковные учения и власть
Церковные учения и власть
Церковные учения и власть
«Москва – Третий Рим»
«Москва – Третий Рим»
«Москва – Третий Рим»
«Москва – Третий Рим»
«Москва – Третий Рим»
Итог
Итог
21.33M
Категория: ИсторияИстория

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

1. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

2. Церковь и государство

События 15 – начала 16 веков
определили пути развития
Руси.
Закладывались духовные и
политические основы
государственности.

3. Церковь и государство

То время отмечено полемикой.
Обсуждались многие религиозные
и политические вопросы.

4. Церковь и государство

Церковь поддерживала
Создание единого
государства
Объединение земель
вокруг Москвы
Укрепление
княжеской власти

5. Церковь и власть

Православная церковь:
1) Поддерживала Невского в
отношениях с Ордой;
2) Выступала против усобиц;
3) Поддержала князей в
Куликовской битве;
4) Поддержала борьбу с Ахматом.

6. Церковь и власть

Великие князья жаловали
церкви
Налоговые льготы
Земельные
владения
Богатые денежные
вклады

7. Отделение московской епархии

В 1439 году была подписана
Флорентийская уния.
Это был акт о соединении
ветвей христианства.

8. Отделение московской епархии

За участие в унии московский
собор прогнал митрополита
Исидора.
И избрал в 1448 году рязанского
владыку Иону.

9. Отделение московской епархии

В 1453 году пал
Константинополь
Выборы митрополита
стали делом русской
церкви
Авторитет церкви возрос
Перестала зависеть от
Византии, провозгласила
автокефалию

10. Церковь и великий князь

Великий князь видел в церкви
соперника.
Влиял на избрание
митрополита.
Вмешивался в церковные
дела.

11. Церковь и великий князь

Церковные деятели противились
княжескому вмешательству.
Мешали князьям в подчинении
церкви.
Появились серьезные
разногласия.

12. Церковь и великий князь

Церковь оставалась:
1) Религиозной силой;
2) Землевладельцем;
3) Средоточием культурных
ценностей.

13. Церковь и великий князь

Церковь была против католичества
и мусульманства.
Это было на руку великокняжеской
власти.
Церковь и государство нуждались
друг в друге.

14. Ереси

Вторая половина 15 – первая 16
века – время появления на Руси
еретических учений.
Ереси – отступление от церковного
учения и церковных догм.

15. Ереси

Ереси подрывали устои церкви.
Церковь поддерживала
государство.
Борьба против церкви означала
подрыв государственных
интересов.

16. Ереси

Центром распространения ереси
был Новгород.
Важный торговый центр Руси
был ближе всего к Западу.
Вольнодумство быстро достигало
города.

17. Ереси

Первые ереси появились в
Новгороде в 14 веке.
Приверженцев учения называли
«стригольниками».
Руководителями были Карп и
Никита.

18. Ереси

Неприятие
поклонения
иконам
Против
церковного
землевладения
Отрицание
загробной
жизни
Учение «стригольников»
Неприятие
молитв святым
Против
угнетения одних
людей другими
Против
взяточничества
священников

19. Ереси

Ересь «жидовствующих» появилась
во второй половине 15 века.
Ее приверженцы использовали
иудейское учение, отсюда и
название.

20. Ереси

Отрицали
божественное
происхождение
Христа
Отвергали
поклонение
святым
«Жидовствующие»
Отвергали
почитание икон
Критиковали
монашество

21. Ереси

Взгляды еретиков нашли
поддержку среди народа.
Часть духовенства, бояр, людей
близких к Ивану III так же их
поддерживала.

22. Власть и еретики

Иван III не вмешивался в
религиозные споры.
Терпимо относился к
еретикам.

23. Власть и еретики

Еретики обличали церковь.
Требовали отмены особого
положения церкви.
Поддерживали власть великого
князя.

24. Церковь и власть

Возникли споры внутри
православной церкви.
Их основой был вопрос о
церковных богатствах.

25.

Соловецкий
монастырь
Основатели: монахи
Зосима и Герман
Год: 1436

26.

Волоколамский
монастырь
Основатель:
Иосиф
Волоцкий
Год: 1479

27.

Троице-Сергиев
монастырь
Основатель:
Сергий
Радонежский
Год: 14 век

28. Монастыри

Получали
богатые
подношения
Были
ростовщиками
Брали деньги
за свою
деятельность
Монастыри
Владели
землей
Занимались
благотворитель
ностью
Торговали

29. Монастыри

В скитах и пустынях монахи
жили от собственного труда.
Вели аскетический образ
жизни.

30. Церковные учения

«Нестяжатели» проповедовали
уход от мира.
Отказ церкви от богатств и
земель.
Их вдохновителем был Нил
Сорский.

31. Церковные учения

«Иосифляне» – последователи
Иосифа Волоцкого.
Доказывали, что монастыри
нуждаются в землях.
Что только так возможно
распространять идеи
христианства.

32. Церковные учения и власть

Великий князь поддерживал
«нестяжателей».
Стремился ограничить влияние
официальной церкви и усилить
свою власть.

33. Церковные учения и власть

«Иосифляне» признали
главенство князя.
Передали ему решение
церковных дел.
Обязали бороться с ересью.

34. Церковные учения и власть

Князь поддержал «иосифлян».
С ересью и «нестяжетелями»
было покончено.
Представители этих учений были
сосланы либо казнены.

35. «Москва – Третий Рим»

Православные страны Европы и
Византия были покорены
османами.
Русские земли объединились в
единое государство.

36. «Москва – Третий Рим»

Церковники пришли к выводу о
главенствующей роли России в
православном мире.
О ее преемственности Византии.
Теория получила название
«Москва – Третий Рим».

37. «Москва – Третий Рим»

В 1490 году митрополит Зосима
приравнял Ивана lll к императору
Константинополя.
Москву – к Константинополю.

38.

Москва – Третий РимРазрушение Рима
вандалами
Вступление Мехмеда II в
Константинополь
«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства
приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по
пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима
падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. <…> да вѣсть твоа
держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя
христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во
всей поднебесной христианом царь <…> якоже выше писахъ ти и нынѣ
глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская
царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей
стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ
не останется, по великому Богослову.»

39. «Москва – Третий Рим»

Теория «Москва – Третий Рим» делала
Москву религиозным и политического
центром.
Теория стала основой представлений о
роли России, как центра истиной веры.

40. «Москва – Третий Рим»

Церковные деятели утверждали,
что Рюриковичи происходят от
императора Августа.
Что Богом дана и власть
московских монархов.

41. Итог

1) Русская Православная Церковь
вышла из подчинения Византии;
2) Внутри церкви появились
разногласия;
3) Церковь попала в зависимость от
великих князей.

42. Итог

При поддержке церкви проходило:
1) Объединение земель вокруг Москвы;
2) Укрепление великокняжеской власти;
3) Создание Российского государства.
English     Русский Правила